Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (338) 10 июня 2002 г. Экономика

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ HEINEKEN

10.06.2002
Александр ИЛЬИН

Под угрожающие предсказания синоптиков, что грядущее лето установит очередной рекорд по жаре и сухости, хочется как-то заблаговременно принять меры: уйти в тень и выпить для профилактики пивка. Сделать это легко: уличные киоски делают неплохие прибыли на торговле пивом российского и украинского производства, магазины реализуют отечественный продукт, который составляет уже меньше половины в общем объеме продаж по Беларуси. Объемы импортного пива, как всегда, учету не поддаются, так как попадают в страну в основном неофициальным путем. Впрочем, простому человеку какая разница? А государству… На этом фоне особо удручающей выглядит разница в развитии рынка пива с соседней Россией.

Пока проект «Балтики» по реконструкции минского пивзавода «Крынiца» находится в затянувшейся стадии развития, лидер российского пивного рынка продолжает планомерно наращивать обороты. По результатам 2001г., «Балтике» принадлежало 22,8% российского рынка пива. Эксперты ожидают, что в этом году эта цифра составит уже 25%, а всего планы «Балтики» составляют 30%. Эта цифра, учитывая темпы развития рынка и освоения его «Балтикой», уже близка. Что компания намерена делать дальше, понятно из ее международных проектов. И проект в Минске, ставший первым, отнюдь не является единственным для «Балтики».

Экспортом пива в страны СНГ, Балтии, Центральной и Западной Европы «Балтика» впервые занялась всего три года назад. Однако за это время достигнуты внушительные успехи. Экспорт осуществлялся практически во все страны СНГ (Беларусь, Украину, Молдову, Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Азербайджан), а также в Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Израиль, США, Грецию, Латвию, Литву, Эстонию, Монголию.

Объем поставок на экспорт, включающий весь ассортимент производимой «Балтикой» продукции, в 2001г. вырос в 4 раза по сравнению с 2000г. и составил 41 млн. литров - 3% от общего объема продаж компании. В этом году планируется, что экспортные поставки составят уже 5%, а через 5 лет - до 10%.

Сегодня «Балтика» имеет большие доли рынка в странах СНГ, составляя там конкуренцию местным производителям. В Беларуси, по официальным оценкам, эта доля достигает 10%. Однако на самом деле она значительно больше: очень много пива ввозится в страну по «серым» каналам. Кстати, одной из причин является то, что «Балтика» из всех стран СНГ только в Беларуси вынуждена продавать свое пиво с учетом НДС.

На рынках стран дальнего зарубежья доля «Балтики» пока несущественна. «Дальние» рынки в данный момент изучаются, при этом питерцы используют тактику постепенного вхождения. Для этого в нынешнем году было открыто европейское представительство «Балтики» в Гамбурге. Пока основные объемы экспорта пива из Санкт-Петербурга рассчитаны на русские диаспоры, однако успешная работа на рынках Италии, Кореи, Перу, где диаспоры нет, подтверждает, что дальнейшие планы «Балтики» относительно «дальнего» экспорта касаются коренного населения этих стран. Из стратегических направлений экспорта в Европу можно отметить Германию, а восточный вектор - это Китай (сейчас «Балтика» строит новый завод под Хабаровском, который, возможно, коренным образом изменит ситуацию с экспортом в Китай и Корею). Не оставляет без внимания «Балтика» и рынок США, где русская диаспора наиболее многочисленна.

И все же пока основной интерес для компании представляют рынки стран СНГ и Балтии. Здесь объемы реализации намного выше, чем в странах дальнего зарубежья, и рост продаж намного интенсивней. Еще до начала реконструкции завода в Минске «Балтика» рассматривала планы строительства или покупки заводов на Украине и в Узбекистане. А недавно начала первые серьезные проекты по вхождение на рынок стран Балтии: в апреле был заключен договор с крупнейшим латвийским производителем пива - компанией «Алдарис».

Компания «Алдарис» владеет 45% латвийского пивного рынка. По заключенному лицензионному соглашению, «Алдарис» будет разливать в Риге пиво «Балтика» двух сортов - N1 «Легкое» и N8 «Пшеничное» - и получит эксклюзивные права на продажу пива этих и других марок «Балтики» в Латвии. Первое пиво в фирменных «балтийских» бутылках в Риге разольют уже на днях. На 2002г. планируемый объем продаж устанавливается в размере 100 тыс. дал, а минимальный объем продаж начиная с 2003г. составит 200 тыс. дал.

На внешних рынках «Балтика» обычно действует с помощью мощных местных дистрибьюторов, имеющих собственную развитую сеть реализации, и «Алдарис» как раз является такой компанией. Уже к концу 2002г. присутствие пива «Балтика» будет таким образом обеспечено на 70% торговых точек Латвии.

Однако главное в этой сделке для «Балтики» - фактическое признание ее европейской компанией. «Балтика» уже работает по правилам ВТО, тогда как Россия еще только собирается вступить в эту организацию. Вместе с выходом на латвийский рынок «Балтика» получает возможность вхождения через Ригу на скандинавский и европейский рынки.

Лицензионное производство пива ведется и самой «Балтикой»: на заводе «Балтика-Дон» в Ростове-на-Дону начат выпуск пива Carlsberg по лицензии одноименной компании. Кстати, компания Carlsberg занимает в Европе 4-е место по объемам продаж пива, а «Балтика» - 7-е (140 млн. дал пива за 2001г.), однако по такому показателю, как продажи пива одного бренда, «Балтика» занимает в Европе 4-е место после Heineken, Amstel и Kronenburg, опережая такие бренды, как Stella Artois, тот же Carlsberg, Efes, Guinness и др.

Впрочем, пока ставить «Балтику» в один ряд с крупнейшими европейскими брендами можно лишь по объемам продаж, но не по популярности бренда в Европе. Однако солидные объемы продаж вкупе с серьезными производственными мощностями - неплохие предпосылки для развития «Балтики» как европейского бренда. Первый шаг к этому - рынок стран СНГ и Балтии, затем последуют рынки Европы, Азии и Америки.

На этом фоне строительство завода в Минске для «Балтики» весьма актуально, тем более что президент этой компании Таймураз Боллоев в интервью белорусским СМИ не раз давал понять, что основное предназначение минского завода, когда он выйдет на свою проектную мощность в 30 млн. дал, - работа на экспорт.

Впрочем, и белорусский рынок для «Балтики» весьма интересен хотя бы тем, что его потенциальная емкость, по некоторым оценкам, может достигать 500 млн. литров пива в год, тогда как сейчас она составляет только 300 млн. Поэтому, вероятнее всего, после завершения первого этапа реконструкции с доведением мощности «Крынiцы» до 100 млн. л пива в год начнется активное освоение «Балтикой» местного рынка.
Добавить комментарий
Проверочный код