Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (338) 10 июня 2002 г. Экономика

СТО ДНЕЙ ДО ПРИКАЗА. Подготовка к кризису продолжается

10.06.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Работа правительства Беларуси за первые пять месяцев 2002г., характер принимаемых им постановлений, содержание его отчета перед Палатой представителей в конце мая демонстрируют, что после президентских выборов Совмин так и не стал одним из полноценных центров принятия экономических решений. На этом поле его активно теснит администрация президента, которая дублирует не только функции исполнительной, но и законодательной власти.

Правительство словно меж трех огней. Сверху его давит президент Лукашенко, требуя выполнения заидеологизированных и во многом нереальных экономических показателей. С другой стороны, его периодически пощипывает Национальное собрание, изображая контроль за исполнением закона о бюджете. С третьей - Совмин критикуют независимые эксперты и СМИ, а также международные организации, не находящие в деятельности правительства ни рынка, ни плана.

В ходе недавнего отчета правительства в Палате представителей очень точно охарактеризовал его работу председатель международной комиссии ПП НС депутат Анатолий Малофеев, которого вряд ли можно заподозрить в оппозиционности: «По сути дела, никаких практических ответов по существу нет… Когда ты получаешь разноликие ответы по одному и тому же вопросу... Каждое рассмотрение меня просто убивает, потому что я смотрю глубже… Если в этом зале на такие жгучие проблемы населения, которые выражают депутаты, иногда просто безответственно разные люди дают ответы». Было от чего расстроиться депутату после знакомства с программой действий правительства на лето, которая была фактически представлена в виде ответов на вопросы.

Уже более года муссируется вопрос об упрощении процедуры регистрации предприятий. Россия давно перешла на уведомительный принцип, планируя еще больше упростить и удешевить вход и выход с рынка. В Беларуси этот вопрос курирует Минэкономики, от имени которого выступил замминистра Андрей Тур. Он считает, что порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования «в целом обеспечивает реализацию государством необходимых функций», но они «действительно усложнены и требуют упрощения». Правительство уже подготовило проект декрета по вопросам регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ныне он находится в администрации президента, и «правительство инициирует вопрос о принятии данного проекта декрета в кратчайшие сроки».

Этот маленький пример показывает, насколько сложна и неповоротлива система принятия экономических решений в Беларуси. Если бы в Совмине появилась команда реформаторов, она неизбежно начала бы конфликтовать с «группой завхозов» из администрации президента, реально обличенной властью. Так дождутся ли белорусские предприниматели во второй половине 2002г. разрешительного принципа регистрации? Вряд ли. Можно ожидать очередного декрета президента с незначительными упрощениями процедуры регистрации и ликвидации (к примеру, отмена требования указывать в учредительных документах исчерпывающий перечень всех видов деятельности предприятия). А соответствующий закон, в котором, возможно, будет отменено опасное для собственника право органов регистрации ликвидировать предприятие без решения суда, будет рассматриваться только весной 2003г.

ДЕШЕВОЙ АРЕНДЫ

НЕ ВИДАТЬ

По итогам встречи с деловыми кругами 19 октября 2001г. президент поручил «рассмотреть вопросы о совершенствовании, порядке и формировании арендной платы». Чуть позже был отдан приказ выгнать все коммерческие организации из медицинских учреждений. Потом - развернута кампания по изгнанию торговых точек с улиц, ликвидации рынков и введению дополнительных налогов и сборов с малого бизнеса, на этот раз местных. Лукашенко поручил разобраться с арендой до 1 июня. Приказ выполнен: кого-то выгнали c занимаемых площадей в нарушение договора, кому-то подняли арендную плату, кого-то заставили платить за ремонт помещения или делать взносы на десятки «добровольных» проектов - от программ по спасению утопающих до строительства футбольного манежа. В этом вопросе Совмин опять покорно следует за управлением делами президента, принимая участие в разработке «указа президента о совершенствовании, порядке и определении арендной платы…» Так что ждать во второй половине 2002г. значительного снижения арендных ставок, массовой приватизации офисных помещений или либерализации строительного рынка нет оснований. Как и нет причин радоваться упрощению процедуры лицензирования, которая превратилась еще в один бич белорусского бизнеса. Только 12 апреля 2002г. Минэкономики внесло в Совмин проект декрета президента об установлении перечня из 42 лицензируемых видов деятельности.

ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ НАСЕЛЕНИЕ

Тур признался, что «ключевой проблемой экономики в текущем году является действительно ухудшение финансового положения многих предприятий и организаций». Раз само правительство признает, что дела в экономике ухудшились, то следовало бы ожидать принятия адекватных мер. Что же собирается делать Совмин нынешним летом? Оказывается, «правительством и Национальным банком разработана программа финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики. Данная программа предусматривает принятие указа президента «О некоторых мерах по улучшению финансового состояния юридических лиц и обеспечения своевременного поступления в бюджет и внебюджетные фонды». По версии правительства, лучший ответ на финансовый кризис - принятие десятков декретов и постановлений. Согласно указу, предприятиям промышленности, имеющим долги, будут разблокированы счета и «тем самым обеспечена их текущая деятельность». Еще никогда бессилие правительства не проявлялось в такой степени.

По сути, летний совминовский план финансового оздоровления экономики состоит из нескольких ключевых положений: 1) сказать кредиторам (бюджету и банкам) от имени промышленности, чтобы они оставили надежду взыскать долги, и, в нарушение Гражданского кодекса, в очередной раз ущемить их права собственности; 2) не замечать стремительный рост кредиторской и дебиторской задолженности, в т.ч. самих бюджетных организаций. К примеру, признавая состояние организаций ЖКХ «крайне тяжелым» (на 1.05 им должны 255 млрд. рублей, из них 49% - бюджетные организации, а они задолжали 232 млрд. рублей), правительство не находит ничего лучшего, как увеличивать тарифы на ЖКУ для населения и прощать долги предприятиям. Непонятно, почему за финансовую беспечность и бесхозяйственность предприятий, генерирующих 80-85% всех долгов, должны отвечать самые дисциплинированные плательщики за коммунальные услуги - население. Признавая, что «отмена взысканий пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг приведет к росту задолженности по оплате населением этих услуг, в т.ч. и со стороны граждан, своевременно получающих зарплату, и к дальнейшему ухудшению финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства», правительство проводит несравненно более жесткую политику в отношении граждан, чем предприятий.

Совмин предлагает далее: 3) переоценить запасы ресурсов и готовой продукции, чтобы можно было их продать и получить хоть немного оборотных средств; 4) приказать Нацбанку, комбанкам и Минфину выдать очередные порции дешевых кредитов хроническим должникам (списки, как всегда, будут согласовываться в коридорах администрации). Заодно потребуют от Петра Прокоповича очередного снижения ставки рефинансирования. О последствиях перехода на отрицательные ставки по рублевым депозитам никто всерьез не думает - ведь перед Совмином стоит задача «финансового оздоровления» предприятий, а не сохранение сбережений населения; 5) осуществить стимулирование промышленности за счет девальвации белорусского рубля. В принципе эта мера также ни одну проблему реального сектора не решит, а вот падение размера зарплат и пенсий в долларовом выражении будет ощутимым.

Девальвация - это уже практически решенный вопрос. Первую половину лета правительство будет лишь думать, на сколько «опустить» рубль. К сожалению, другие инструменты финансового оздоровления предприятий (продажа за долги, интенсификация процедуры банкротства, передача прав собственности должников кредиторам, ценовая и административная либерализация, роспуск отраслевых концернов) не рассматриваются.
Добавить комментарий
Проверочный код