Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Персональная страница адвоката Князева АГ
advokat-bondarchuk.ru
№22 (338) 10 июня 2002 г. Экономика

РАСКЛАД НЕДЕЛИ: ОСЯЗАЯ ЛОКОТЬ РЫНОЧНОГО ДРУГА

10.06.2002
Сергей ЖБАНОВ

Неделька выдалась союзнической. Но без фанфар и барабанной дроби для ушей трудового народа. А чего греметь-то? Ведь 4 июня 2002г. подписывался документ образца ноября 2000г.: «План совместных действий правительств Беларуси и России, Нацбанка РБ и ЦБ России по введению единой денежной единицы на период 2001-2005гг.». Отдыхали не только уши, но и глаза, лишенные российскими братьями возможности лицезреть чемпионат мира по любимой народной забаве - футболу. Таким образом, из органов чувств бесперебойно работали только: интуиция, дающая надежды, и осязание, привносящее боль от абсурда происходящего.

На прошедшей неделе Россия вслед за признанием со стороны Евросоюза получила и от Министерства торговли США статус страны с рыночной экономикой. И теперь экономические союзные отношения между Россией и Беларусью предстают в новом свете. Произошедшее ставит точку в дискуссиях между правительствами стран-союзниц на предмет наличия разницы в экономическом развитии двух стран. Теперь, когда все оформлено: Россия - это страна с рыночной экономикой и благоприятным режимом для торговли и инвестиций с Западом, а Беларусь - развивающаяся страна, т.е. без оного или, как принято в обиходе называть такие страны, «черная дыра».

В этом случае очень уместна (любимая в интеграционных кругах) ссылка на опыт Евросоюза, который свидетельствует, что экономический союз возможен только между рыночными странами. А для военно-политических союзов рыночный статус страны значения не имеет.

Из этого следует, что в ближайшие два-три года правительству Беларуси необходимо будет очень постараться для спасения экономической составляющей союза. Подписанный, хоть и со значительным опозданием, план совместных действий по введению единой денежной единицы можно прямо назвать чрезвычайным планом по спасению союза.

План, как известно, предполагает формирование единых условий хозяйствования субъектов, проведения экономической и бюджетной политики, единого таможенного пространства и единых принципов налоговой системы. Кроме того, в соответствии с предложенными россиянами нормативами белорусам придется привести в соответствие собственное страхование, денежно-кредитную политику и важнейшие макроэкономические показатели.

Но есть вполне обоснованные опасения, что не все в белорусском правительстве, Нацбанке и особенно в администрации белорусского президента понимают чрезвычайный характер предложенных мер, затягивая проведение структурных рыночных преобразований и рассматривая Россию прежде всего как источник финансовых ресурсов.

После того как Александр Лукашенко озвучил разницу между новой ценой на газ для Беларуси и мировыми ценами, о финансовой помощи со стороны России можно говорить со ссылками на белорусского президента, называя при этом вполне конкретную цифру. Известная разница между $20 и $120, а также знание объемов газа поставляемых в Беларусь - более 16 млрд. кубометров и доли в этих поставках «Газпрома» - 60%, позволяют утверждать, что только по этой статье расходов Беларусь дотируется в объеме более $1 млрд. ежегодно.

Но это не такие уж большие деньги для социальной экономики Беларуси, имеющей отличный аппетит и неограниченные потребности. Правительство, испытывающее острый дефицит «живых» денег, россияне буквально загоняют в рыночное поле. Цена вопроса в эквиваленте - всего-то около $100 млн. (или RUR 3 млрд.). Но к этой долгожданной сумме было привязано подписание плана совместных действий и, следовательно, согласие белорусского правительства приводить собственную экономическую политику под российские (теперь - рыночные) стандарты.

Полтора года белорусские власти сопротивлялись нажиму россиян, не позволяя Нацбанку отказаться от кредитования экономики, ускоряя тем самым инфляцию и темпы девальвации белорусского рубля по отношению к российскому (за пять месяцев этого года девальвация уже составила 7,5% при намеченных 2% на весь год). И только крайне тяжелое финансовое положение заставило белорусское правительство поступиться собственными принципами на бумаге. В пользу данного утверждения свидетельствует сообщение БелаПАН, согласно которому премьеры обеих стран не продемонстрировали единомыслия по данному пункту договоренностей. Михаил Касьянов заявил: «Мы должны обеспечить единые принципы функционирования двух центральных банков, чтобы центральный банк не кредитовал промышленность и экономику». Геннадий Новицкий, в свою очередь, признал лишь то, что «2002г. будет переходным - последним годом, когда будут действовать льготы, предоставленные предприятиям ранее».

Примечательно и то, что наиболее болезненный пункт договоренностей о расположении эмиссионного центра вообще не упомянут в плане совместных действий. Подготовкой решения данного вопроса до конца 2002г. займется специально созданная рабочая группа.

По нашей информации, не наблюдается единства взглядов и на величину и природу бюджетного дефицита, допускаемого белорусским правительством при мизерном коэффициенте монетизации.

В то же время некоторые шаги, предпринимаемые российской стороной, прямо указывают на то, что она не склонна слепо верить обещаниям белорусских союзников о проведении рыночных трансформаций, что и было подтверждено соответствующими высказываниями Касьянова: «У экспертов были сомнения, существовала некоторая озабоченность», а потому необходимо «посмотреть материалы, чтобы все были уверены, что в белорусском хозяйстве работа идет без налоговых и таможенных льгот».

Очевидно, что белорусскому правительству придется привыкать теперь к регулярным экспертным зачисткам. Не одним же простым белорусским гражданам «наслаждаться» укрепляющимся союзом, каждый раз замирая от страха при шмоне собственного автомобиля, который занесла нелегкая на союзную территорию России. Как показывает практика, провозглашение единого таможенного пространства не освобождает ни белорусских граждан, ни хозяйствующих субъектов от мер, предпринимаемых россиянами для защиты своего рынка.

А в наличии в Беларуси единого информационного пространства с Россией на прошедшей неделе не убедился только слепой. Но зря обижаются на белорусском телевидении - ведь это рынок, где халява свидетельствует лишь о присутствии хорошо замаскированного капкана.
Добавить комментарий
Проверочный код