Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (333) 29 апреля 2002 г. События. Оценки

КИТАЙСКИЙ «РЕЗИДЕНТ» продолжает дело Марты де Кастелло Бранко

29.04.2002
Ярослав РОМАНЧУК

№ 17 [333] от 29.04.02 - На прошлой неделе завершился первый визит в Минск Томаса Ричардсона, заместителя начальника западного отдела II Европейского управления МВФ, ответственного за отношения с Беларусью. Целью визита было не проведение переговоров по выделению кредитов, а лишь ознакомление с ситуацией в стране, проведение встреч с высшими должностными лицами Совмина и Нацбанка. Некоторым образом властям повезло с партнером по переговорам, поскольку Томас Ричардсон имеет богатый опыт работы в России и Китае.

Однако он наверняка продолжит прагматичную линию поведения своей предшественницы - Марты де Кастелло Бранко, предупреждавшей белорусское правительство об опасностях повторения социалистического эксперимента.

Вполне теплая атмосфера первых встреч Томаса Ричардсона с белорусскими чиновниками отнюдь не означает смягчения позиции МВФ по отношению к Беларуси. Это очередная демонстрация желания международного сообщества развивать нормальные деловые отношения. Раз уж у нас в моде беспрерывные ссылки на китайский опыт, то Ричардсон с удовольствием поделился опытом своей работы в этой стране, в т.ч. и тем, как в формально социалистической стране частный сектор производит более 50% ВВП и дает более половины рабочих мест.

Между тем специалисты Фонда отметили усиление ряда негативных тенденций в экономике Беларуси. Во-первых, отмечены проблемы с выполнением доходной части бюджета, особенно на местном уровне. Во-вторых, спад экспорта сопровождается ростом импорта. Как оказалось, достижение Нацбанка относительно стабильного обменного курса выгодно, в первую очередь, импортерам, а не отечественным производителям, которые по привычке живут от очередного всплеска инфляции до девальвации. Отсюда вполне реальны проблемы как с валютой, так и с обслуживанием валютных долгов. В-третьих, правительство не имеет четкого плана решения структурных проблем, которые выявлены во время проведения программы мониторинга в апреле-сентябре 2001г.

Напомним, что МВФ не сошелся с правительством на предмет оценки макроэкономических прогнозных показателей на 2002г. По итогам первого квартала очевидно, что выполнить их (ВВП, инфляция, дефицит бюджета) крайне сложно, но ни Совмин, ни Нацбанк пока не решились последовать советам МВФ и утвердить реальные цифры. В 2002г. экономика платит за неудачный эксперимент по административному увеличению зарплаты до пресловутых $100. Вся проблема состояла в том, что одновременно не увеличивалась рентабельность предприятий.

По мнению одного из участников группы МВФ - Всемирный банк, которая недавно анализировала состояние госфинансов, белорусская «троица» - низкая инфляция, 100-долларовая зарплата и рост производительности до 15-20% - прямой путь к системному кризису. Автоматическая индексация зарплат и пенсий к инфляции стала уже явно неподъемной для отечественной экономики.

Ричардсон полагает, что правительству следует пересмотреть основные параметры бюджетной и социальной политики, поскольку экономика не зарабатывает необходимых средств для выплаты зарплат и пенсий, чтобы при этом остаться в рамках жестких монетарных и фискальных ограничений.

Четвертая проблема, которую отметили эксперты МВФ, - перекрестное субсидирование: дотации населению жилищно-коммунальных услуг и увеличение нагрузки на предприятия. Такую форму поддержки бедных Ричардсон назвал неэффективной, поскольку богатые получают гораздо больше дотаций, чем бедные. Правительство, отчасти это осознавая, подняло в первом квартале 2002г. цены на жилищно-коммунальные услуги почти в 2 раза, а на отопление - на 275,8%. При этом тарифы для предприятий не снизились, что свидетельствует не о системной тарифной работе, а о простом механическом повышении цен для всех. При этом основным получателем помощи из бюджетов всех уровней остается сельское хозяйство. Так что в Беларуси уже который год действует правило: «Чем меньше сеют колхозы, тем больше экономит бюджет».

И, наконец, Ричардсон указал на отсутствие реформ в системе бюджетного финансирования, когда далеко не все поступления попадают на единый счет казначейства. Среди неприкасаемых для общественного контроля были особо выделены силовые министерства и их структурные подразделения.

В заключение Ричардсон сказал, что кризисной ситуацию в Беларуси пока не назовешь. Она сильно отличается от российской образца 1998г. или аргентинской января 2002г., когда свободы маневра у правительства не было. Экономические риски в нашей стране пока еще управляемы, но при жестком дефиците высококвалифицированного антикризисного менеджмента, при отсутствии программы прозрачной приватизации и антиинвестиционном климате Беларусь легко может потерять денежную и финансовую управляемость.
Добавить комментарий
Проверочный код