Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (331) 15 апреля 2002 г. Тема недели

ЗАВОДЫ НАДО СДАВАТЬ НА СУТКИ

15.04.2002
Сергей ЖБАНОВ

На минувшей неделе «отец многодетной нации» публично торговал нефтегазовыми компаниями, для чего были организованы три парные встречи с потенциальными российскими купцами. Это главное экономическое событие недели. Чтобы полнее оценить его ход и значимость, пришлось воспользоваться приемом аналогии.

Представьте, что вы решили продать собственный старенький автомобиль, на ремонт которого давно нет денег. Более того, уже и на бензин не хватает. В этом свете условия дальнейшей эксплуатации любимого авто выглядят довольно грустно.

Но и воображаемая ситуация с продажей «корча» ничуть не лучше: полное отсутствие свободного рынка автомобилей и навыков торговли ими. Причем только этим обстоятельством все сложности предстоящего торга отнюдь не исчерпываются, поскольку у владельца нет очевидного желания расставаться с правами собственности на автомобиль, на котором вся семья, включая подросших детей, зарабатывала на жизнь. В общем, автомобиль - кормилец или коммерческое предприятие, а раз так, то самое время воспользоваться президентским указанием к розничной торговле заводами: «Исходить надо из того, что на эти же предприятия придут работать дети и внуки».

В итоге имеем следующие условия сделки. Как минимум два поколения бывших владельцев продолжат обслуживание авто за зарплату, выплачиваемую будущим арендатором. Поскольку продажа как таковая исключена и речь может идти только о приобретении покупателем прав на эксплуатацию авто (фактически об аренде) по доверенности и обязанности арендатора полностью обновить «ломьё» на заранее оговоренную сумму. Если сумма инвестиций в «ломьё» окажется меньше оговоренной; будет нарушен график капремонта и будущая эксплуатация не принесет искомой прибыли - права собственности на этот чудо-автомобиль не перейдут к арендатору или акционеру (называйте как хотите) никогда. Но особо пикантной и прозрачной ситуацию делает желание арендодателя содрать за «ломьё» побольше денег.

Чтобы не сойти с ума от сделанного коммерческого предложения, остается создать праздничную атмосферу вокруг предстоящего торга. Для чего, при отсутствии деловой резиденции, вам необходимо приобрести комплект пластмассовой мебели и установить его на лужайке, где и будут проходить аудиенции с потенциальными инвесторами вашего проекта. Четко следуя президентским традициям, рекомендуем лучший способ снять напряжение от переговоров - игру на баяне. Исполняемые мелодии должны быть лиричными, а возможные тексты звучащих песен соответствовать тематике встреч. Например: «Льет ли теплый дождь, падает ли снег - я в подъезде дома твоего стою, - жду когда пройдешь...» В случае изрядной подзабытости навыков игры на баяне возможна замена мехов баяна приглушенной мелодией в электронном исполнении, создающей атмосферу особой интимности и доверия. Совсем не лишним будет предложить гостям слабоалкогольные напитки типа российского пива. Иначе дополнительные условия сделки, предполагающие строительство ледовых дворцов и увеселительных парков для детей и внуков, включая попытки выращивания солода на приусадебном участке в целях дальнейшей переработки и перегонки, могут быть неправильно истолкованы трезвыми инвесторами.

Кто-то возразит, что такого не может быть. И совершенно напрасно. Судя по последним заявлениям президента «Балтики» Таймураза Боллоева, подобные условия сделок в Беларуси он считает абсолютно нормальными. Его не смущают ни $3 млн., которые «Балтика» должна выделить на строительство ледового дворца, ни $6 млн. кредита, которые «Балтика» должна предоставить Минсельхозпроду, ни $2,5 млн., предназначенные для организации взращивания местного хмеля и солода (т.е. для реанимации агропроекта незабвенного Ивана Титенкова). И нас бы тоже ничего не смущало, тем более что деньги чужие. Мешает знание некоторых российских инвестиционных стандартов.

Известно, что до сих пор российские пивовары платили у себя на родине за инвестиционные проекты такого рода исходя из ставки $50 за один гектолитр мощности завода. Единственный пример двукратного превышения названной ставки связан с Heineken, предложившей $100 за один гектолитр мощности одного из петербургских заводов. Зная, что «Балтика» собиралась инвестировать $50 млн. в «Крынiцу», производившую в 2000г. 4,5 млн. декалитров пива, а взамен получить 50% плюс одну акцию завода, нетрудно сделать вывод, что цена ($111 за гектолитр), назначенная за завод, беспрецедентна и для России, и уж тем более для Беларуси. Учитывая состояние активов «Крынiцы», оправдать ее вряд ли можно было бы только перспективами освоения республиканского рынка. Очевидно, что инвестиционные планы «Балтики» строились на экспортных возможностях будущего завода. Поэтому россияне предполагали уже в текущем году выпустить 1 млн. гектолитров, в 2003г. - 2 млн., а в 2004г. - 3 млн. При таком маркетинговом раскладе цена за завод не кажется столь завышенной.

Но планы пивоваров нарушены согласованием дополнительных условий, выдвинутых белорусской стороной, и в этом году им уже не суждено сбыться в прогнозируемом объеме. А как же экономическая судьба проекта в целом?

Для ответа на этот вопрос не стоит обольщаться относительно спокойной реакцией президента «Балтики» на требование белорусского президента обеспечить постройку ледового дворца, сохранение рабочих мест трудящихся и оплату навязанных экспериментов по выращиванию качественного солода в местных условиях. Учитывая, что цена за завод и без того невероятно завышена, выходить за пределы $50 млн. «Балтика» явно не собирается. Следовательно, экзотические расходы будут включены в стоимость основного проекта, что неизбежно скажется и на сроках реализации, и на его себестоимости, и на каком-то этапе могут быть чреваты новыми скандалами или срывом проекта по соображениям экономической эффективности. Ведь любой инвестиционный проект прежде всего увязывается со сроками его окупаемости.

И это дает веские основания предположить, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями очередных ценовых разбирательств по остальным проектам. Сегодня уже известно, что заявленная цена за «Нафтан» в $800 млн. оценивается главой «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым как наиболее вероятным инвестором завышенной. И цена проекта может оказаться меньше, учитывая, что и остальные российские инвесторы, познавшие печальный опыт шустрой «Балтики», поведут себя, как мямлики, не спешащие с авансами.

А белорусскому правительству с целью извлечения максимальной прибыли от ограниченного числа эффективно работающих заводов можно порекомендовать сдавать их в аренду россиянам не на год, а на сутки. Очень, знаете ли, выгодное дельце.
Добавить комментарий
Проверочный код