Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (331) 15 апреля 2002 г. Тема недели

«МИНОТЕЛЬ» НА ЗАМЕТКУ МОСКВЕ

15.04.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Озадаченные руководители «Итеры», «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза» и «Славнефти» уехали домой думать над белорусской методикой оценки активов и возможностями минимизации рисков при входе на белорусский рынок. А в это время чиновники Мингорисполкома и Минскгоримущества (владелец 93,79% акций) думают, как поступать с ОАО «Минотель», в состав которого входят ресторан «Панорама», гостиницы «Спутник», «Дружба», Бюро путешествий «Минотель Экспресс» и ресторан «Пан хмелю».

На балансе «Минотеля» находится также гостиница «Беларусь», правовой статус которой до конца не определен. Перспективы гостиничного бизнеса при неизбежности экономических реформ в Беларуси достаточно хорошие, поэтому в тени разговоров о продаже российским инвесторам крупных промышленных предприятий активно идет раздел других сегментов рынка.

За прошлый год балансовая прибыль «Минотеля» чуть не дотянула до полумиллиона долларов. В случае активизации экономических процессов, налоговой реформы и определения прав собственности эта цифра может увеличиться в несколько раз. Это прекрасно понимают сторонники чековой приватизации данного предприятия и чиновники, которые управляют коммунальными активами от имени Мингорисполкома. Еще в конце 2000г. они приняли решение не платить дивиденды владельцам (т.е. в основном в бюджет Минска) до 2005г., а направлять прибыль на развитие. Это перспективное решение с точки зрения потенциального собственника прибыльных гостиниц и ресторанов Минска. Им может быть любой, в т.ч. один из 472 граждан, владеющих акциями «Минотеля». А вот интересы бюджета прослеживаются здесь значительно слабее.

ДАЛ СЛОВО - ЗАБРАЛ СЛОВО

Споры о перспективности чековой приватизации идут уже давно. На начало года гражданам Беларуси было выдано 427 млн. именных приватизационных чеков «Имущество». Даже если за них продать всю собственность страны, 40% чеков и так останутся не погашенными. Пока не принято решение сверху о ликвидации этой формы приватизации, многие чиновники пытаются получить за чеки прибыльные активы на вполне законных основаниях.

30 октября 2001г. Мингорисполком принял решение N1415 об обмене 37,79% акций ОАО «Минотель» на ИПЧ «Имущество». Схемы, когда, вложив доллар, можно получить десять, сегодня достаточно редки, поэтому интерес к чековой приватизации в белорусском исполнении достаточно устойчив. Это понимают не только в минском муниципалитете, но и в органах повыше. С экрана телевизора можно говорить о справедливом делении народного добра. Когда же речь зашла о необходимости инвестировать $20-30 млн. в реструктуризацию совдеповских гостиниц и ресторанов, а механизм передачи собственности на чеки был запущен, до чиновников, не имеющих прямой выгоды от данной сделки, дошло, что через «Имущество» инвестиции к нам не придут, передовой менеджмент не появится и новые рабочие места созданы не будут.

Инициаторы операции «Минотель» забыли, что приватизация в нашей стране - весьма противоречивый процесс. Если российские инвесторы с толстыми кошельками и серьезными бизнес-планами не могут уловить логику белорусской власти, то куда уж чиновникам Мингорисполкома. Под давлением «общественного мнения» и при всей очевидности финансового провала 10 марта 2002г. чековая операция по «Минотелю» была приостановлена. За это время было продано почти 12% общего количества выпущенных акций. Но на данный момент трудно говорить, что собственники данных активов неплохо «поднялись». С нашим государством шутить, тем более вступать в имущественные сделки - себе дороже. При желании они могут быть признаны незаконными. Владельцам вернут их «драгоценные» чеки, а гостиницы и рестораны достанутся кому-то другому.

УРОКИ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

Данная история имеет несколько полезных уроков для внутренних и внешних инвесторов. Во-первых, в Беларуси нет принципиальной разницы между коммунальной и республиканской собственностью. Решения райисполкомов и облисполкомов по имущественным сделкам не являются окончательными. При желании республиканские органы могут денонсировать любой договор. Благо правовых «крючков» в нашем законодательстве для этого предостаточно. Сам факт существования такой практики ставит под сомнение декларируемые гарантии и по внешним имущественным сделкам. При наличии конкуренции между инвесторами за право «первой ночи» с белорусской собственностью официальный Минск наверняка будет пробовать манипулировать формальными и неформальными условиями продажи. Поскольку координация даже между российскими инвесторами отсутствует, то Лукашенко удастся еще некоторое время поводить их по пустыне белорусского правового беспредела. Не надо забывать, что у нас продолжает работать правило «золотой акции» и магазины «Конфискат». Во-вторых, граждане могут спокойно использовать ИПЧ «Имущество» в качестве бумаги в сугубо бытовых целях, потому что для участия в приватизации прибыльных предприятий их владельцы допущены не будут. Если такие хорошие, такие перспективные предприятия «Белнефтехима», то почему же «народному президенту» не позаботиться о вложении народных денег в продаваемые акции?

Чиновники понимают бесперспективность чековой приватизации, но открыто отказаться от нее не решаются. Понятно, ведь за чеки $800 млн. не получишь. И в-третьих, пока чиновники разных уровней бранятся-лаются, пока ведутся затяжные переговоры с инвесторами, имущество быстро приходит в упадок и теряет свою экономическую привлекательность. Еще пару лет - и дешевле будет построить новые гостиницы, чем ремонтировать старые. Россияне быстро занимают ниши белорусских производителей на своем рынке. Десятки новых частных заводов полностью перешли на производство товарной номенклатуры белорусских промышленных предприятий. Продажа десятка заводов «Белнефтехима» не решает проблему реформирования национальной экономики. Даже если Лукашенко выторгует у россиян $800 млн., что он будет с ними делать? В очередной раз поддержать колхозы, убыточную промышленность и дышащие на ладан банки, конечно, можно, но после годовой передышки на продажу будет выставлять практически нечего. Разве только суверенитет.
Добавить комментарий
Проверочный код