Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (331) 15 апреля 2002 г. Общество

КРАСОТА - ЭТО БЕСПЛАТНАЯ СИЛА

15.04.2002
Вероника ЧЕРКАСОВА

В Беларуси выгодный модельный бизнес не приносит дохода

Имена знаменитых манекенщиц вызывают у обывателя ассоциации не только с их красотой и обаянием, но и с огромными гонорарами, которые они требуют за свою работу. Доходы рекламных агентств, которые находят эти «бриллианты» и дают им путевку в жизнь, гарантированы на протяжении всей творческой жизни самих моделей. Но это - там.

Во времена Советского Союза разработкой моделей одежды занимались Белорусский Дом моделей и система бытового обслуживания, осуществлявшая индпошив одежды для населения. Целью показов мод в системе легкой промышленности была ликвидация стилистической и вкусовой безграмотности. Впрочем, на первом месте стояли все-таки эстетические соображения, поскольку ни купить, ни заказать увиденное, как правило, было нельзя.

Профессия модели в нашей стране традиционно не в почете. Тамара Гончарова, возглавляющая сегодня агентство моделей «Тамара», принимала участие в первом зарубежном показе белорусской моды, который состоялся в Канаде. Ее оклад тогда составлял 90 рублей в месяц. Ровно столько же получала уборщица Дома моделей. Тем, кто производил это сравнение вслух, как правило, говорили: «За что вам деньги платить? За красоту?»

Суточные за границей составляли $14, даже если показ был в парижском Доме мод или показов этих в день было целых пять. Тогда представления о престиже были несколько иными, и Гончарова иногда стеснялась признаться, что она - манекенщица. В то же время работать моделью было выгодно: некоторые вещи после полугода показов можно было купить за полцены. Кроме того, поездка с показами в Париж окупала многие неудобства.

В то же время моделью работал и Саша Варламов, у которого еще в 1981г. появилась идея создания своего театра моды. В 1987г. Минский театр моды появился как официальная юридическая структура, которая финансировалась Министерством бытового обслуживания. Тогда манекенщица получала 120 рублей, показы шли четыре раза в неделю, постоянно в репертуаре было три спектакля. Об успехе театра свидетельствует то, что в 1987г. на ВДНХ СССР Белорусский театр моды получил диплом 1-й степени, обогнав даже Вячеслава Зайцева.

Спустя некоторое время появилась идея создания собственного дела. В 1992г. в содружестве с французскими фирмами был организован первый конкурс «Супермодель Беларуси», его победительница Наташа Мазало поехала работать в Париж. Окончательно школа сформировалась в 1987г., полная же самостоятельность пришла в 1992г.

Первый удар по модельному бизнесу нанесла отмена расчетов в валюте. Моментально подскочили цены, из дорогих магазинов ушел покупатель среднего класса, магазины победнее показов не устраивали, считая, что дешевая вещь будет куплена и так. Кроме того, с 1994г. в республике начали активно появляться рекламные агентства, и сегодня в каждом областном центре есть по два-три самостоятельных агентства, которые имеют юридический статус. Нередко их открывают закончившие трехмесячные курсы у Варламова или Гончаровой.

Когда стало очевидно, что готовить моделей без перспективы их дальнейшего трудоустройства - дело бессмысленное, Варламов решил создать систему, которая могла бы заниматься одеждой как отраслью. Был избран наиболее перспективный путь: в Центре современного стиля и моды Universum models готовят дизайнеров, разрабатывающих коллекции одежды и моделей, которые эти коллекции показывают. Кроме того, здесь работают фотографы, поскольку мода (равно как и модели) без фотографии существовать не может. Центр современного стиля и моды Universum models несколько раз в год делает наборы. Далеко не все, кто поступает сюда, впоследствии станут моделями, но они освоят систему подготовки походки, подготовки мышц к работе, узнают о законах имиджа, пройдут практический курс по прическе, декоративной и лечебной косметике, костюму.

Агентство «Тамара» всего на год моложе центра моды Саши Варламова и работу свою начало в 1993г. Существует оно при Доме моделей. Прибыль здесь также в основном приносит школа манекенщиц, которая существует при агентстве. Точнее, школ две. Первая - «Стрекоза»- обучает девочек с 5 до 14 лет. Во вторую школу могут поступать все желающие без ограничения возраста.

Кроме Центра современного стиля и моды Universum models и агентства «Тамара», в настоящее время в Минске работают еще три крупных рекламных агентства. Это созданная в 1997г. Студия моды Сергея Нагорного, агентство моделей «Мо» (1997) и созданное в прошлом году агентство моделей ZARA. Так до сих пор и не развернулась до масштабов, задуманных ее учредителями, Национальная школа красоты, к созданию которой в свое время имели отношение весьма известные люди, в частности, директор Белорусского государственного хореографического колледжа Людмила Коробкина, которая незадолго до этого работала Генеральным директором небезызвестного Фонда поддержки и развития культуры имени Махмуда Эсамбаева.

Практически в каждом агентстве имеются детские группы, везде преподаются схожие дисциплины. Как правило, это дефиле, хореография, косметология, аэробика и т.д. Стоимость обучения колеблется от $20 до $45 в месяц в зависимости от возраста и способностей: например, в агентстве ZARA практикуется гибкий подход к оплате обучения, которое для перспективных девушек может быть вообще бесплатным. Многих девочек и девушек в школу моделей приводят сами родители. Но сколько бы их ни набралось на курс, манекенщицами станут очень немногие. Кроме того, что далеко не всем дано красиво ходить по подиуму, в республике сейчас просто нет потребности в таком количестве моделей. Работы становится все меньше, конкуренция - все больше. Частных предпринимателей, выпускающих одежду в Беларуси, не наблюдается, государственным предприятиям рекламировать свою продукцию нет необходимости. Рынок товаров в стране практически отсутствует, а значит, нет и рекламы, которая кормит агентства, отсутствуют цветные иллюстрированные журналы, печатающие фото моделей.

Существующее во всем мире понятие «материнское агентство» является неотъемлемой частью данного бизнеса. Если другое агентство находит нужным использовать ту или иную модель, оно платит нашедшему и воспитавшему ее агентству 5% от всех последующих ее доходов. Однако вряд ли белорусские агентства хоть раз получали свои проценты от уехавших на Запад манекенщиц. Еще в 1992г. уехали в Италию работать четыре манекенщицы Саши Варламова, Наташа Мазало работала в Париже у «Шанель». Но обычно девушки утверждают, что попали на Запад самостоятельно, без чьей-либо помощи, и нет никакой возможности доказать обратное.

Тамара Гончарова, напротив, всегда стремилась к сотрудничеству с зарубежными агентствами. Среди мест работы ее моделей - парижское агентство «Идол», всемирно известные «Метрополитен», «Элит». Ее модели нередко получали призы на международных конкурсах, что самой модели дает, как правило, немногое - возможность путешествовать, видеть мир и шанс познакомиться с людьми, которые могут впоследствии помочь реализовать себя. Агентство в таких случаях довольствуется чувством глубокого удовлетворения от успеха своей модели. Кстати, знание, а точнее, незнание иностранного языка для многих наших моделей является серьезным препятствием для работы на Западе. Многие просто не хотят учить язык исходя из принципа: понравлюсь - возьмут и такую. Как показывает практика, их надежды сбываются крайне редко.

С ПОДИУМА - К СТАНКУ

На вопрос, можно ли сегодня в Беларуси прожить, работая только моделью, и обеспечить себе этим более или менее приличное существование, практически все, кто связан сегодня с данным видом бизнеса, дали отрицательный ответ. Работать моделью можно лишь в том случае, если у тебя есть богатые родители, которые согласны содержать дочь, а также в свободное от основной работы время.

Тем не менее сегодня крупные агентства, занимающиеся подготовкой моделей, имеются практически в каждом регионе Беларуси. В Бресте это агентство «Элефант», в Могилеве работает крупное агентство «Школа люкс», в Витебске - агентство «Интерюни», в Гродно - агентство «Юниарт» при Гродненском университете, в Бобруйске - «Бомонд». Отсутствие работы, которое стало основной проблемой не только столичных агентств, но и всего белорусского модельного бизнеса, в регионах ощущается еще острее.

Профессия модели весьма щедро оплачивается во всем мире. У нас же стоимость одного показа - $10. Три-четыре показа в месяц считаются уже удачей. Ежегодный фестиваль «Мельница моды» - единственные серьезные показы в Беларуси. При этом у нас демонстрации новых моделей приобретают неповторимые национальные черты. Например, показ мод может состояться в ночном клубе, что в Европе, например, считается нонсенсом. У нас же там периодически показываются коллекции, изюминкой которых считается демонстрация нижнего белья.

В таких условиях и при таких масштабах подготовки моделей приходится искать способы их трудоустройства и получения заработков. В последнее время появился новый вид заработка, весьма далекий от демонстрации одежды. Правда, серьезные агентства его избегают, а остальные предпочитают о нем не распространяться: речь идет об эскорт-услугах. Дело это очень выгодное, чтобы заниматься им, совсем не обязательно быть моделью, поскольку ценятся там несколько иные качества, нежели умение ходить по подиуму. Считается, что эскорт не предполагает интимных услуг, хотя все знают, что вопрос этот решается в частном порядке. Девушек по соглашению с минским агентством приглашают в Москву, московское агентство получает за нее $5 тыс. в месяц, заработок самой девушки значительно ниже - $300-400 в месяц, местное, белорусское агентство, которое предлагает девушку, получает доход в размере $150-200 в месяц.
Добавить комментарий
Проверочный код