Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№15 (331) 15 апреля 2002 г. Экономика

ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ ТОСКА

15.04.2002
Ярослав РОМАНЧУК

В Беларуси бизнесмены говорят: «От посевной да уборочной - не зарекайся. Заречешься - будут тебе и сума, и тюрьма». Взяв ранний старт, весенние полевые работы грозным фронтом надвигаются на экономику. Для кого-то новая борьба за урожай станет последней в должности чиновника Минсельхозпрода или председателя колхоза, для многих, как обычно, превратится в прекрасную возможность в очередной раз «кинуть» государство.

Что ни год, то у нас по селу принимается целый ряд документов. Законодательную базу для реформы аграрного сектора составляют утвержденная указом президента «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005гг.» и постановление Совмина «О дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005гг.». В соответствии с этими документами определены 276 сельхозпредприятий, подлежащих реформированию: в Брестской области - 49, Витебской - 78, Гомельской - 36, Гродненской - 30, Минской - 54 и Могилевской - 29. Все они являются банкротами. Отдавать или распродавать их землю и имущество запрещено, впрочем, как и передавать фермерам на правах долгосрочной аренды на выгодных условиях. Привлекать иностранных инвесторов в село - задача из разряда «миссия невыполнима». Поэтому ученые решили вопрос просто: явных банкротов присоединить к минимально прибыльным организациям и возложить на последних обязанность превратить их в прибыльные.

Программа предполагала также передачу объектов соцкультбыта на баланс местных исполнительных органов. В дополнение к этому облисполкомы предложили сократить число молокоперерабатывающих заводов со 118 до 51. Да, загрузка на оставшихся заводах может увеличиться до 65% мощностей, ну а как быть с потерей рабочих мест, бюджетных доходов в других районах? А как поступить с банкротством тех малых предприятий, которые не войдут в списки «правильных» и «честных» переработчиков? На эти вопросы реформаторы ответов не дают.

ПРОВИНЦИЯ - ЦЕНТР: 1:0

Укрупнение переработчиков объясняется следующим образом: малые заводы имеют более высокие издержки, не могут использовать эффект масштаба. Исполнительные органы власти, обслуживающие село, отвлекают средства на создание новых перерабатывающих мощностей, оставляя без загрузки старые. К такому поведению коллективные хозяйства и другие организации толкает сама экономическая политика государства. Цены буквально на все надо утверждать, госзаказ выполнять, закупочно-сбытовым инструкциям следовать.

А мотивация чиновника районного масштаба проста. Когда он санкционирует строительство перерабатывающего цеха или завода в своем районе, он, во-первых, получает дополнительного налогоплательщика в местный бюджет, под которого можно получить льготы и дотации, во-вторых, использует административный ресурс для запрета вывоза сырья в другие районы, в-третьих, расширяет свои личные возможности для получения дополнительного дохода, естественно, не облагаемого налогом. Впервые конфликт «вертикали» местного и республиканского уровней проявился в столь острой форме. Так что первое сражение с реальной бюрократией и локальными препятствиями для развития рынка республиканская власть проиграла.

К началу весенних полевых работ из 276 колхозов и совхозов, подлежащих реформированию, документы были подготовлены только на 21,7%. 8 хозяйств решили присоединить к прибыльным структурам, на базе 6 - создать ООО или ОДО, 3 переданы в аренду, еще на 3 созданы внутрихозяйственные подразделения и только в одном случае имущество было разделено между членами колхоза. Если такими темпами пойдет реформа села, то очень быстро закончатся прибыльные предприятия, к которым можно будет присоединять банкротов. С другой стороны, вряд ли местные и республиканские бюджеты выдержат программу продолжительностью 10 лет.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС

В Брестской области ни по одному из 17 хозяйств не завершена работа: не выведено из оборота необходимое количество низкопродуктивной земли, не переданы с баланса социальные объекты, не определены механизмы погашения долгов. В Каменецком районе в племсовхозе «Видомля» реструктуризация хозяйства началась с того, что директор приказал снять двигатель, сиденья и другие детали с «Жигулей» и установить на свой личный автомобиль. Главный инженер списал трактор МТЗ-80 и в виде запчастей и лома передал себе любимому. В Витебской области было запланировано реформировать 78 сельхозпредприятий. На 1 марта документы подготовлены только по 11. В Лепельском районе предпринята неудачная попытка провести несколько хозяйств через процедуру банкротства. В колхозе «Красный партизан» она длится уже четвертый год. В результате бизнес-плана антикризисного управляющего 1.210 гектаров земли бесплатно переданы другому хозяйству, а сам колхоз не может найти денег на зарплату.

Сотрудник Минсельхозпрода с иронией рассказывал о работе своих шефов, когда в колхозе «Парижская коммуна» вообще не знали, что они включены в список реформируемых хозяйств. Нетрудно предвидеть результат от объединения колхозов им. Димитрова и «Вперед», долги которых составляют 84 млн. и 35 млн. рублей соответственно.

БЕЛАЯ КОСТЬ И «БЕДОЛАГИ»

В Гомельской области ни одно из 65 выбранных организаций не реформировано. Гродненский облсовет принял программу только в конце февраля. Не в курсе задуманной в центре реформы хозяйства Кореличского района, которых просто поставили перед фактом. Интересно, как разделят паи члены колхоза «Советская Белоруссия», когда его кредиторская задолженность составляет почти 1 млрд. рублей, а оборотных денег раз в 10 меньше нормы? В Минской области 52 колхоза из 180 намеченных к реформированию собираются присоединить к перерабатывающим и обслуживающим предприятиям. 47 хозяйств будут преобразованы в ОДО. Большая часть хозяйств будет объединена с 18 райагропромтехниками. Данный процесс не носит некой осмысленной направленности, а скорее напоминает механическое слияние разрозненных объектов. Признаков того, что новые укрупненные хозяйства в новых правовых «одеждах», но при старой аграрной политике заработают прибыльно, пока нет.

В Могилевской области из 29 организаций реформировано 6. Для стимулирования эксперимента хозяйствам реструктурируют долги за энергоресурсы, выделяются товарные и банковские кредиты, но признаков рыночного отношения к получению прибыли на селе пока нет. Складывается впечатление, что правительство решило разделить все сельхозпредприятия на две категории: реформированные (привилегированные), в которых будут сконцентрированы все располагаемые ресурсы, и «бедолаги», которым дадут ровно столько, сколько необходимо для простого выживания. Минсельхозпроду позарез нужен успех, нужны конкретные примеры, когда было очень плохо, провели санацию согласно утвержденному бизнес-плану - и появилось маленькое аграрное чудо. Конечно, если сконцентрировать 70% средств в 10% хозяйств, то и результаты можно получить неплохие, но не факт, что аграрный сектор по итогам 2002г. выйдет из убытков.
Добавить комментарий
Проверочный код