Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (331) 15 апреля 2002 г. Экономика

ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ ТОСКА

15.04.2002
Ярослав РОМАНЧУК

В Беларуси бизнесмены говорят: «От посевной да уборочной - не зарекайся. Заречешься - будут тебе и сума, и тюрьма». Взяв ранний старт, весенние полевые работы грозным фронтом надвигаются на экономику. Для кого-то новая борьба за урожай станет последней в должности чиновника Минсельхозпрода или председателя колхоза, для многих, как обычно, превратится в прекрасную возможность в очередной раз «кинуть» государство.

Что ни год, то у нас по селу принимается целый ряд документов. Законодательную базу для реформы аграрного сектора составляют утвержденная указом президента «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005гг.» и постановление Совмина «О дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005гг.». В соответствии с этими документами определены 276 сельхозпредприятий, подлежащих реформированию: в Брестской области - 49, Витебской - 78, Гомельской - 36, Гродненской - 30, Минской - 54 и Могилевской - 29. Все они являются банкротами. Отдавать или распродавать их землю и имущество запрещено, впрочем, как и передавать фермерам на правах долгосрочной аренды на выгодных условиях. Привлекать иностранных инвесторов в село - задача из разряда «миссия невыполнима». Поэтому ученые решили вопрос просто: явных банкротов присоединить к минимально прибыльным организациям и возложить на последних обязанность превратить их в прибыльные.

Программа предполагала также передачу объектов соцкультбыта на баланс местных исполнительных органов. В дополнение к этому облисполкомы предложили сократить число молокоперерабатывающих заводов со 118 до 51. Да, загрузка на оставшихся заводах может увеличиться до 65% мощностей, ну а как быть с потерей рабочих мест, бюджетных доходов в других районах? А как поступить с банкротством тех малых предприятий, которые не войдут в списки «правильных» и «честных» переработчиков? На эти вопросы реформаторы ответов не дают.

ПРОВИНЦИЯ - ЦЕНТР: 1:0

Укрупнение переработчиков объясняется следующим образом: малые заводы имеют более высокие издержки, не могут использовать эффект масштаба. Исполнительные органы власти, обслуживающие село, отвлекают средства на создание новых перерабатывающих мощностей, оставляя без загрузки старые. К такому поведению коллективные хозяйства и другие организации толкает сама экономическая политика государства. Цены буквально на все надо утверждать, госзаказ выполнять, закупочно-сбытовым инструкциям следовать.

А мотивация чиновника районного масштаба проста. Когда он санкционирует строительство перерабатывающего цеха или завода в своем районе, он, во-первых, получает дополнительного налогоплательщика в местный бюджет, под которого можно получить льготы и дотации, во-вторых, использует административный ресурс для запрета вывоза сырья в другие районы, в-третьих, расширяет свои личные возможности для получения дополнительного дохода, естественно, не облагаемого налогом. Впервые конфликт «вертикали» местного и республиканского уровней проявился в столь острой форме. Так что первое сражение с реальной бюрократией и локальными препятствиями для развития рынка республиканская власть проиграла.

К началу весенних полевых работ из 276 колхозов и совхозов, подлежащих реформированию, документы были подготовлены только на 21,7%. 8 хозяйств решили присоединить к прибыльным структурам, на базе 6 - создать ООО или ОДО, 3 переданы в аренду, еще на 3 созданы внутрихозяйственные подразделения и только в одном случае имущество было разделено между членами колхоза. Если такими темпами пойдет реформа села, то очень быстро закончатся прибыльные предприятия, к которым можно будет присоединять банкротов. С другой стороны, вряд ли местные и республиканские бюджеты выдержат программу продолжительностью 10 лет.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС

В Брестской области ни по одному из 17 хозяйств не завершена работа: не выведено из оборота необходимое количество низкопродуктивной земли, не переданы с баланса социальные объекты, не определены механизмы погашения долгов. В Каменецком районе в племсовхозе «Видомля» реструктуризация хозяйства началась с того, что директор приказал снять двигатель, сиденья и другие детали с «Жигулей» и установить на свой личный автомобиль. Главный инженер списал трактор МТЗ-80 и в виде запчастей и лома передал себе любимому. В Витебской области было запланировано реформировать 78 сельхозпредприятий. На 1 марта документы подготовлены только по 11. В Лепельском районе предпринята неудачная попытка провести несколько хозяйств через процедуру банкротства. В колхозе «Красный партизан» она длится уже четвертый год. В результате бизнес-плана антикризисного управляющего 1.210 гектаров земли бесплатно переданы другому хозяйству, а сам колхоз не может найти денег на зарплату.

Сотрудник Минсельхозпрода с иронией рассказывал о работе своих шефов, когда в колхозе «Парижская коммуна» вообще не знали, что они включены в список реформируемых хозяйств. Нетрудно предвидеть результат от объединения колхозов им. Димитрова и «Вперед», долги которых составляют 84 млн. и 35 млн. рублей соответственно.

БЕЛАЯ КОСТЬ И «БЕДОЛАГИ»

В Гомельской области ни одно из 65 выбранных организаций не реформировано. Гродненский облсовет принял программу только в конце февраля. Не в курсе задуманной в центре реформы хозяйства Кореличского района, которых просто поставили перед фактом. Интересно, как разделят паи члены колхоза «Советская Белоруссия», когда его кредиторская задолженность составляет почти 1 млрд. рублей, а оборотных денег раз в 10 меньше нормы? В Минской области 52 колхоза из 180 намеченных к реформированию собираются присоединить к перерабатывающим и обслуживающим предприятиям. 47 хозяйств будут преобразованы в ОДО. Большая часть хозяйств будет объединена с 18 райагропромтехниками. Данный процесс не носит некой осмысленной направленности, а скорее напоминает механическое слияние разрозненных объектов. Признаков того, что новые укрупненные хозяйства в новых правовых «одеждах», но при старой аграрной политике заработают прибыльно, пока нет.

В Могилевской области из 29 организаций реформировано 6. Для стимулирования эксперимента хозяйствам реструктурируют долги за энергоресурсы, выделяются товарные и банковские кредиты, но признаков рыночного отношения к получению прибыли на селе пока нет. Складывается впечатление, что правительство решило разделить все сельхозпредприятия на две категории: реформированные (привилегированные), в которых будут сконцентрированы все располагаемые ресурсы, и «бедолаги», которым дадут ровно столько, сколько необходимо для простого выживания. Минсельхозпроду позарез нужен успех, нужны конкретные примеры, когда было очень плохо, провели санацию согласно утвержденному бизнес-плану - и появилось маленькое аграрное чудо. Конечно, если сконцентрировать 70% средств в 10% хозяйств, то и результаты можно получить неплохие, но не факт, что аграрный сектор по итогам 2002г. выйдет из убытков.
Добавить комментарий
Проверочный код