Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (329) 01 апреля 2002 г. Общество

КОРПОРАЦИЯ «ОСКАР»

01.04.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

Голливуд снова наградил сам себя

Максим: Странное дело: каждый год мы ждем присуждения «Оскаров», чтобы в очередной раз пережить жестокое разочарование. Чего стоит хотя бы сюжет этого года: «академики» обошли «Властелина колец», предпочли мощному таланту Рассела Кроу скромные, но стабильные результаты Дэнзела Вашингтона, «забыли» блестящую работу Николь Кидман в «Других», предпочли «не заметить» обаятельную «Амели». Впору воздеть руки к небу и возопить: «Доколе?»

Андрей: А ты будь проще и не жди чудес. Давай разберемся, кто, почему и для кого раздает каждый год вожделенные золотые фигурки. Прежде всего заметим: это премии Американской киноакадемии. Так сказать, национальной киноиндустрии. Поэтому «Оскар» - это прежде всего награды «передовикам производства». Тем, кто грамотно провел исследование пристрастий публики, прицельно и с прибылью потратил средства, эффективно организовал информационно-рекламную раскрутку. Для актеров формула «оскароносности» выглядит немного иначе: профессионализм плюс верность традициям и немного эксцентричности.

М.: Но «Оскар» - самая престижная кинопремия в мире! И одновременно - самая коррумпированная. Вокруг нее постоянно происходят всевозможные скандалы. Злые языки в кинопрессе делают едкие прогнозы по поводу того, кому и за что на сей раз достанется премия. Что интересно, чаще всего аргументация в пользу того или иного кандидата не имеет ничего общего с оценкой художественного качества его работы. И самое грустное: злые прогнозы чаще всего сбываются!

А.: А разве, к примеру, в научной сфере не так? Как раздаются гранты, премии и ученые степени? Те же закулисные переговоры, те же личные контакты, точно такая же обработка сомневающихся. Так что же, поэтому и наукой не заниматься? Ты что, ради наград трудишься? Любой профессионал знает: нельзя сесть за стол и сказать себе «Начинаю работу на Нобелевку!»

М.: Я говорю о другом. Раздача «Оскаров» выглядит как чистый обман публики. Раз в год нам всем настойчиво рекомендуют лучшие фильмы и любимых артистов: «Этот фильм получил «Оскара» и поэтому просто не может быть плохим!» После церемонии рядовой зритель лихорадочно стремится отсмотреть лауреатов. Приобщиться, так сказать, к качеству. А кто вспомнит через лет пять отмеченные нынче «Тренировочный день», «Айрис» или «Игры разума»?

А.: Для меня, честно говоря, сомнительны прелести таких прежних «оскароносных» лент, как «Храброе сердце», «Английский пациент» или «Молчание ягнят». Так, среднего качества кино, не больше. Но в этом как раз и сила «корпорации «Оскар» - она демонстрирует оптимальный зрительский формат этого года. Вот такие фильмы на сегодня успешны, такое нравится большинству. Это констатация коммерческой эффективности проекта. Победители посредственны? Конечно, но иначе и быть не может. «Оскар» - ежегодный триумф массового сознания, «американской души». Вот почему, скажем, любимому интеллектуалами режиссеру Хэлу Хартли «Оскаров» вовек не видать.

М.: Фирменный знак «Оскара» - крючок для зрительской массы, воплощение блеска Голливуда, всемирной «империи грез». Но я все никак не забуду, как в свое время на Каннском кинофестивале победил Тарантино с «Криминальным чтивом», обойдя «Утомленных солнцем» Михалкова. И при этом получил лишь утешительный «Оскар» за лучший сценарий. А вот Никиту Сергеевича американские киноакадемики уважили по полной программе! Так кому на самом деле нужны «Оскары»? Завороженным простакам?

А.: А я тебе отвечу так: «Оскары» никогда не обозначали перспектив развития кино. Для этого есть, скажем, тот же Каннский фестиваль. Церемония раздачи «Оскаров» - это еще и большая корпоративная тусовка, прекрасный способ показаться на публике, напомнить о себе, между делом обсудить возможное сотрудничество. Этому народу тоже нужны «Оскары». Церемония - еще и шикарная реклама фильмов и «звезд», и неплохое зрелище, и, действительно, своеобразный компас для широкого зрителя.

М.: Заметь, ты назвал все, за исключением творческого состязания! После просмотра телетрансляции церемонии у меня сложилось убеждение, что победители во всех основных номинациях знали об этом заранее. Чего стоит, к примеру, эффектно исполненная публичная истерика Хэлли Берри - лучшей актрисы года! А угрюмый номинант Рассел Кроу, плохо скрывавший разочарование? А режиссер-лауреат Рон Хауард, поспешно начавший хвалить своих актеров, явно стремясь разрядить обстановку?

А.: Ничего удивительного! Самое интересное в работе киноакадемиков к этому моменту уже случилось. Извини, но это кино. Да-да, и трансляция церемонии тоже. А в кино неизбежно что? Правильно, постановочная работа, репетиции и, увы, заранее утвержденный и детально прописанный сценарий. В Голливуде народ серьезный, здесь импровизации не проходят.

М.: Я, в принципе, это все понимаю. Но почему всякий раз возникает чувство досады и разочарованности?

А.: Думаю, это несложно объяснить. Мы смотрим целый год новые фильмы и складываем таблицу собственных предпочтений. Человек, обладающий индивидуальным вкусом, делает свой выбор и подсознательно «болеет» за своих фаворитов. В отличие от абсолютного большинства зрителей, готовых преданно полюбить очередного «оскароносца». Рядовой зритель мирно дремлет в тени «Оскара». До новой церемонии, которая предложит нового героя сезона.

М.: И что в итоге мы можем сказать нашим читателям? Не верьте «Оскарам»? Или «смотрите свое»?

А.: Да все и так смотрят свое. Просто «свое» у нас разное. Для одних это арт-хаус, для других - жесткое порно, для третьих - шоу дядюшки «Оскара». И это внушает надежду. Пока кино разное - оно живет. И мы вместе с ним.

КАК РАЗДАЛИ «ОСКАРОВ»:

Лучший фильм:
«Игры разума»

Лучший иностранный фильм: «Ничья земля»

Лучший сценарий: Джулиан Феллоуз, «Госфорд-парк»

Лучший актер: Дэнзел Вашингтон, «Тренировочный день»

Лучшая актриса: Хэлли Берри, «Бал монстров»

Лучший режисер: Рон Хауард, «Игры разума»

Музыка: Ховард Шор, «Властелин колец»

Песня: If I Didn’t Have You, «Корпорация монстров»

Оператор: Эндрю Лесни, «Властелин колец»

Полнометражный анимационный фильм: «Шрек»

Почетные «Оскары»: Сидней Пуатье и Роберт Редфорд

КАК БЫ РАЗДАЛИ «ОСКАРОВ» МЫ:

Лучший фильм:
«Другие»

Лучший иностранный фильм: «Амели»

Лучший сценарий: Кристофер Нолан, «Помни»

Лучший актер: Рассел Кроу, «Игры разума»

Лучшая актриса: Николь Кидман, «Другие»

Лучший режисер: Бэзз Лурман, «Мулен Руж»

Музыка: Картер Барвелл, «Пока не наступит ночь»

Песня: Roxanne, «Мулен Руж»

Оператор: Эндрью Лесни, «Властелин колец»

Полнометражный анимационный фильм: «Корпорация монстров»

Почетные «Оскары»: Шон Коннери и Кристофер Ли
Добавить комментарий
Проверочный код