Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (329) 01 апреля 2002 г. Экономика

КОГДА ДЕНЬГИ НЕ В РАДОСТЬ

01.04.2002
Ярослав РОМАНЧУК

№ 13 [329] от 01.04.02 - 25 марта офис Всемирного банка (ВБ) в Беларуси представил новую стратегию сотрудничества с нашей страной. После семилетнего перерыва Беларусь может получить кредитов на сумму $140-270 млн. в зависимости от выполнения определенных показателей и улучшения делового климата. Однако радоваться пока рано. Существует целый ряд факторов, которые могут свести на нет выгодные и для банка, и для нашей страны предложения.

История взаимоотношений Беларуси с международными организациями показывает, что к полноценному сотрудничеству по четким и прозрачным правилам наши чиновники пока не готовы. И даже не потому, что не умеют, а потому, что каждый шаг приходится согласовывать с вышестоящим начальством. При отсутствии разграничения полномочий между различными структурами исполнительной власти чиновники просто боятся принимать самостоятельные решения. Полностью подготовленный еще в августе проект по таким аполитичным проблемам, как СПИД и туберкулез, до сих пор не одобрен правительством. С одной стороны, можно порадоваться за чиновников: они не ходят «вешать» на страну лишних $45 млн. долга, пусть и под 6% годовых, не будучи уверенными в эффективности предложенной программы. С другой стороны, настораживает инертность государственных менеджеров, которые не спешат начинать организационную работу для «освоения» $45 млн. кредитных ресурсов. Впрочем, кредиты ВБ - это не дотации из бюджета или средства некоего внебюджетного фонда, которые можно по-дружески распределить среди своих. Здесь обязательно проконтролируют, как будет потрачен каждый цент.

СТРАШНЫЙ ДИАГНОЗ И РАДОСТНЫЙ ПРОГНОЗ

Эксперты ВБ считают, что экономическая политика правительства РБ напоминает «стратегию, которая проводилась в период преобразований руководством Китая и Вьетнама. Однако на этом сходство заканчивается: вследствие незащищенности прав на частную собственность и неблагоприятных условий для развития бизнеса в Беларуси рост малого и среднего бизнеса оказался незначительным, а объем прямых иностранных инвестиций и число реформ в сель-ском хозяйстве невелики». ВБ считает, что «в основном удалось избежать проявлений явной коррупции и некомпетентного управления в экономике».

Да, белорусское правительство действовало достаточно компетентно, не ставя под сомнение рамки социалистической, т.е. распределительной по своей сути экономики. Но именно в этом и проявляется его некомпетентность. Эксперты ВБ предупреждают об опасности «постепенного подхода к реформам». Они советуют Беларуси принять программу, основанную на следующих положениях: «дальнейшее улучшение макроэкономической ситуации в стране и введение жестких бюджетных ограничений... существенное улучшение среды для развития бизнеса в целях создания новых экономических возможностей путем ослабления регулирования цен… улучшение прозрачности и эффективности управления бюджетом... решение важных задач в области охраны окружающей среды, в частности, в области преодоления последствий аварии на ЧАЭС, которая до сих пор имеет серьезные последствия в экономической, фискальной и социальной сферах; содействие созданию общественного мнения и общественных организаций, которые обогатят структуру общества, способствуя привлечению внимания к социальным проблемам, а также содействие созданию сектора малых и средних предприятий».

Нельзя назвать эти мероприятия радикальными, но даже в таком виде они принципиально отличаются от нынешней политики правительства. Представитель Всемирного банка в Беларуси Сергей Кулик и его коллеги верят, что исполнительная власть Беларуси вдруг образумится и начнет реформы. По прогнозу ВБ, на 2003г. запланирован рост ВВП на 2,1%, на 2004г. - на 3,4% при том, что бюджет 2002г. будет исполнен с профицитом, а с 2003г. вообще будет сбалансирован. Ни в «Меморандуме» МБРР и МФК, который описывает «Стратегию сотрудничества для Республики Беларусь», ни в программных документах правительства, ни в кадровой политике Александра Лукашенко нет оснований для такого легкомысленного оптимизма. Среди 27 постсоциалистических переходных стран нет ни одной, которая бы начинала структурные реформы, приватизацию, либерализацию и одновременно увеличивала ВВП. Почему ВБ считает, что это удастся Беларуси, остается загадкой, особенно если принять во внимание качество местной деловой среды.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В данной ситуации имеет место столкновение нескольких мотивационных систем. Перед представителем ВБ в Беларуси Сергеем Куликом стоит задача активного вовлечения страны в программы Банка. Многие переходные страны уже закончили сотрудничество с ВБ, пережив стадию бедности и неразвитости отношений с коммерческими кредитными учреждениями. Если Кулик сумеет добиться от белорусского правительства создания условий для выдачи не $140 млн., а $270 млн., это будет его большой победой. «Кредитование по базовому варианту [$270 млн.] начнется только после того, как правительство на протяжении одного года будет сохранять показатели, свидетельствующие об улучшении условий для развития бизнеса, а также обеспечит должную степень прозрачности финансовой отчетности в государственном секторе (включая президентский фонд)». Несомненно, положительным фактором является то, что в стране работает человек, чей личный интерес совпадает с интересами реформаторской части общества, но даже с его личным обаянием трудно будет добиться решения поставленных задач. Сторонниками Сергея Владимировича являются непосредственные бенефициары программы «Туберкулез/СПИД», к которым относятся не только больные, но и те, кто будет «осваивать» достаточно внушительную сумму денег. Среди них как международные эксперты, так и белорусские специалисты. Поскольку деньги немалые, следует ожидать резкого увеличения специалистов по лечению СПИДа и туберкулеза. С иными стимулами подходят к реализации проектов ВБ чиновники, которые по долгу службы занимаются данной проблематикой, но за зарплату, а не за кредитные ресурсы. Они вдруг окажутся в центре внимания прессы, органов госконтроля и экспертов Всемирного банка. Не совсем уютно будут чувствовать себя и чиновники высшего ранга, которым придется общаться с Куликом и его коллегами и отвечать на острые вопросы по всему спектру социально-экономической политики. Между тем с 1990г. количество больных туберкулезом в Беларуси увеличилось почти в два раза, а ВИЧ-инфицированных - почти в 70 раз! Помогая лечить белорусов от туберкулеза и СПИДа, международные эксперты попытаются «заразить» отечественных чиновников рыночными идеями и прагматическим подходом не только к реализации социальных программ, но и экономической политики в целом. Так что опасность превращения кредитов Всемирного банка в источник дополнительных доходов отдельным категориям лиц с последующим увеличением финансовой нагрузки на бюджет существует.

РЫНОЧНЫЙ БУКВАРЬ ЗА $140 МЛН.

Кулик пообещал, что внимание банка будет сконцентрировано, в первую очередь, на выполнении качественных показателях проектов. В Беларуси за 2001г. зарегистрировано почти 4 тыс. случаев заболевания туберкулезом органов дыхания, что составило 52 случая на 100 тыс. населения. На 1.12.2001г. на учете состояло 3.840 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. с диагнозом СПИД - 29 человек. Почти 70% всех больных - молодые люди в возрасте 20-29 лет. Люди заболевают туберкулезом в основном в местах лишения свободы и в трущобах. Чтобы эффективно бороться с данными социальными болезнями, надо искоренить причины, их порождающие. В первую очередь, речь должна идти о строительстве новых тюрем и приютов для бездомных, об улучшении условий содержания и питания заключенных и обеспечении элементарными средствами гигиены и горячим питанием бомжей. Наркоманов тоже программами Всемирного банка, МВФ или ЕС не вылечишь. Американцы ежегодно тратят свыше $40 млрд. своих бюджетных денег на борьбу с наркоманией, а количество курящих, нюхающих и колющихся с каждым годом увеличивается. Что же тогда позволяет представителям Всемирного банка говорить о возможности улучшения качественных показателей в Беларуси?

Таблица

Еще больше вопросов вызывают другие проекты банка, запланированные на 2003 и 2004гг. В чернобыльских программах в Беларуси «утонула» не одна сотня миллионов бюджетных долларов, а проблемы региона остались. Особенно настораживает программа по изменению климата. Одно дело, если бы $20 млн. на борьбу с глобальным потеплением были бы не кредитом, а грантом, но рано или поздно эти эксперименты надо будет оплачивать из собственного бюджета. Не меньше вопросов вызывает проект по «развитию частного бизнеса». $30 млн. на эти нужды в стране, игнорирующей элементарные правила рыночной экономики, - очень большая сумма, которая превращается, по большому счету, в оплату за организацию вводного курса по азам рынка для сотни-другой чиновников. Гораздо эффективнее было бы предложить разработку курсов по капитализму в лучших вузах Беларуси, профинансировать ряд медийных проектов, но не на кредитной, а на грантовой основе. Об окупаемости проектов, предложенных для реализации в Беларуси, можно говорить с такой же долей условности, как о чисто коммерческом характере Всемирного банка.
Добавить комментарий
Проверочный код