Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (327) 18 марта 2002 г. Тенденции

НАУКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ

18.03.2002
Виктор МАРТИНОВИЧ

Было бы заблуждением полагать, что финансовые проблемы свойственны только белорусской науке. Тенденция к снижению научных и образовательных бюджетов прослеживается сегодня практически во всех развитых странах. Там, правда, дело не принимает такой дикий оборот, как вынужденные неоплачиваемые отпуска академикам или работа ученых на полставки.

Ученые Российского университета Дружбы народов констатируют, что сейчас имеет место «глобальный финансовый кризис развития высшего образования». В большинстве стран Европы в течение последних лет произошло относительное, а кое-где и абсолютное уменьшение получаемых наукой денег.

Следствием снижения финансирования науки на Западе стало то, что в большинстве стран учебно-научные и культурные центры, финансируемые государством, становятся предприятиями, экономическими субъектами рыночной экономики со всеми свойственными предприятию атрибутами: производится оценка эффективности и экономической целесообразности структурных подразделений; при университетах растет количество разных экономически выгодных дополнительных форм образования, не говоря уже о том, что научные исследования в вузах в среднем по Европе на 60-70%, а в США на 80% носят прикладной характер, финансируются фирмами или частными фондами.

Так, в Германии примером такого фонда может служить Немецкое научно-исследовательское общество, объединяющее 58 университетов, 13 исследовательских учреждений, 5 академий и 3 научных союза. Получая деньги от Федерального правительства и из бюджетов земель, оно направляет их на проекты, значимые для интересов национальной науки. Прямого бюджетного финансирования научных центров, таким образом, в этой стране уже нет.

В связи с урезанием финансирования все немецкие университеты и академии произвели реформу системы своих исследовательских центров с целью повышения их окупаемости. Первым это сделал Гейдельбергский университет, один из центральных в стране, где ежемесячно проводится анализ всех научных лабораторий на предмет того, какие средства каждая из них привносит в университет от прикладных разработок. В первые же месяцы этого эксперимента был закрыт ряд лабораторий медицинского отделения университета. Впрочем, выиграла ли от этого немецкая медицинская наука - большой вопрос.

Единственной страной, выбивающейся из глобальной тенденции, является Япония. Там расходы на научные исследования неуклонно растут. В 1973г. они составляли 1,9% ВНП, в 1985г. - уже 2,53, а в 2001г. приблизились к 3%. Однако в Японии только 20% расходов на нужды науки идут из госбюджета, что гораздо ниже соответствующих показателей в США и даже в Германии.

Система финансирования науки в странах СНГ со времен распада Союза изменилась мало, приоритет по-прежнему - за госбюджетами. В России 90% всех получаемых наукой денег - из федерального бюджета. Остальные 10% составляют западные гранты, дотирующие преимущественно гуманитарные науки, а потому никакого влияния на состояние прикладных отраслей не имеющие. В связи с бюджетной основой своего существования российская наука переживает глобальный кризис куда острее остальных стран. За 10 лет ее финансирование снизилось в 17 раз и составляет, по данным Российской Академии наук, лишь 25% от потребности.
Добавить комментарий
Проверочный код