Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№11 (327) 18 марта 2002 г. Экономика

НАМ МЫЛА НЕ НАДО. Хлеба давай

18.03.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Намедни Министерство статистики и анализа закончило обработку информации по доходам и расходам населения в IV квартале 2001г. Данные были получены на основании выборочного обследования домашних хозяйств по всем областям страны. Предпочтения белорусских семей на потребительском рынке, структура доходов со слов самих людей - очень важное и ценное дополнение для понимания макроэкономических показателей. Микроуровень в Беларуси далеко не всегда знает, что делает макро-, и наоборот.

В Беларуси живет почти 3 млн. 850 тыс. семей, при этом 55,5% населения - в провинции. Почти 30% от общего числа семей - семьи без детей, в которых все члены старше 60 лет. В 32,3% семей нет работающих, т.е. для них пенсия является единственным денежным источником дохода (не считая помощи родственников и продажи продуктов питания). В 26,7% семей - один работающий и только в 6,9% семей - три или больше. Малая сельская семья с одним кормильцем или вообще без такового - вот портрет самого неблагополучного домашнего хозяйства.

НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ БЕЛОРУСЫ

В IV квартале 2001г. среднестатистическая белорусская семья ежемесячно расходовала почти

196 тыс. рублей, или около $126. Получается, что по всем статьям расходов население Беларуси формирует годовой реальный спрос на $5,8 млрд. ВВП страны составляет $12 млрд. С африканской точки зрения это, конечно, не бедность, но далеко не тот уровень внутреннего спроса, который мог бы гарантировать устойчивый экономический рост без привлечения иностранных инвестиций и либерализации бизнеса.

Таблица

ЧЕМ МОЕТСЯ ЧЕТВЕРТЬ БЕЛОРУСОВ?

По-прежнему больше половины денег (53,3%) белорусские семьи тратят на продукты питания. Причем в Минске на питание люди тратят в два раза больше, чем в сельской местности. В семьях пенсионеров 68,1% потребительских расходов идет на продукты питания. Пенсионеры практически не ходят в кафе, тем более в рестораны, не имеют денег на табак, но на алкоголь тратят больше, чем на транспорт, предметы личной гигиены и практически столько же, сколько на здравоохранение. Менее 20% белорусских семей питаются вне дома. Минчане по этой статье тратят в 9 раз больше, чем сельчане. По данным опроса, свыше 52% семей не покупают алкоголь (можно себе представить масштаб самогоноварения и использование водки в качестве валюты, поскольку расходы сельских и городских семей на алкоголь примерно одинаковы), 70% - не покупают сигареты, а 38,5% семей не тратят деньги на предметы личной гигиены. Оказывается, почти 2,5 млн. белорусов не покупают мыло, шампунь или зубную пасту, не говоря уже о средствах с крылышками или веревочками. Это свидетельствует либо о крайне низких стандартах гигиены, либо, что более вероятно, о том, что старикам и молодым семьям данные средства покупают их родственники или же что они пользуются старыми запасами хозяйственного мыла и стирального порошка. Более 20% семей не тратятся на лекарства и медицинские услуги, предпочитая или подручные средства, или обливание холодной водой.

СОЛИДАРНОСТЬ ГОРОДА И ДЕРЕВНИ

Стоит обратить внимание на то, что белорусские семьи - очень дисциплинированные плательщики за жилищно-коммунальные услуги. Только 1,5% семей заявили, что не потратили ни копейки по этой статье расходов. За услуги образования, как и за ясли и садики, платят около 6,5% семей. При этом их расходы по данной статье в 16 раз выше среднестатистического показателя по всем семьям. Мы стоим на пороге платной медицины и образования, поэтому следует ожидать резкого повышения расходов домашних хозяйств на покупку этих услуг. Соответственно возрастет спрос на профессиональных учителей, тренеров и менеджеров. Если вы ходите купить недорогой личный автомобиль, приготовьтесь к дополнительным годовым расходам в $186 при минимальном количестве поломок и расходе топлива. По данным опроса, автомобили имеют 18,9% семей. Только 0,3% семей декларируют покупку нового автомобиля, что говорит об истощении сбережений населения. 31,7% семей помогают своим родственникам деньгами на общую сумму $234 млн., что свидетельствует о большом чувстве солидарности поколений. Это относится в первую очередь к семьям, проживающим в сельской местности и городах. Без этих денег семьям пенсионеров в деревнях и поселках было бы очень туго. Чуть больше 5% семей декларируют покупку иностранной валюты на сумму $106 млн. Есть еще малая, но устойчивая группа населения, которая получает доход в долларах, а для подавляющей части домашних хозяйств такие слова и выражения, как «обменный курс», «девальвация», «инфляция» по-прежнему являются ругательными.

Только 21,3% семей признаются, что тратят деньги на налоги и взносы, что в год дает около $66 млн. Наверное, поэтому граждане не ощущают себя налогоплательщиками и не понимают, что все деньги, которыми распоряжаются местные органы власти, правительство и Лукашенко, - это те ресурсы, которые были изъяты именно у граждан. Система косвенных налогов, а также взимания подоходного налога по месту выплаты зарплаты дистанцирует гражданина от бюджета: он склонен считать, что деньги зарабатывает власть, чиновники, а не рабочий, предприниматель или инвестор.

Структура расходов белорусских семей обнажает все болячки экономики. Она говорит, во-первых, об отсутствии у нас рыночной структуры цен (5,5% расходов на ЖКУ, 1% - на образование и 2,6% - на здравоохранение при 53% - на продукты питания), во-вторых, о нищете более трети семей, которые без финансовой помощи родственников и натурального обмена опустились бы до уровня африканской потребитель-ской корзинки, и, в-третьих, о богатстве малой группы людей, которая преимущественно распределяет созданный другими добавленный продукт и обеспечивает себя всеми предметами роскоши за счет подконтрольных компаний, а не личных средств.
Добавить комментарий
Проверочный код