Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (327) 18 марта 2002 г. Экономика

НАМ МЫЛА НЕ НАДО. Хлеба давай

18.03.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Намедни Министерство статистики и анализа закончило обработку информации по доходам и расходам населения в IV квартале 2001г. Данные были получены на основании выборочного обследования домашних хозяйств по всем областям страны. Предпочтения белорусских семей на потребительском рынке, структура доходов со слов самих людей - очень важное и ценное дополнение для понимания макроэкономических показателей. Микроуровень в Беларуси далеко не всегда знает, что делает макро-, и наоборот.

В Беларуси живет почти 3 млн. 850 тыс. семей, при этом 55,5% населения - в провинции. Почти 30% от общего числа семей - семьи без детей, в которых все члены старше 60 лет. В 32,3% семей нет работающих, т.е. для них пенсия является единственным денежным источником дохода (не считая помощи родственников и продажи продуктов питания). В 26,7% семей - один работающий и только в 6,9% семей - три или больше. Малая сельская семья с одним кормильцем или вообще без такового - вот портрет самого неблагополучного домашнего хозяйства.

НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ БЕЛОРУСЫ

В IV квартале 2001г. среднестатистическая белорусская семья ежемесячно расходовала почти

196 тыс. рублей, или около $126. Получается, что по всем статьям расходов население Беларуси формирует годовой реальный спрос на $5,8 млрд. ВВП страны составляет $12 млрд. С африканской точки зрения это, конечно, не бедность, но далеко не тот уровень внутреннего спроса, который мог бы гарантировать устойчивый экономический рост без привлечения иностранных инвестиций и либерализации бизнеса.

Таблица

ЧЕМ МОЕТСЯ ЧЕТВЕРТЬ БЕЛОРУСОВ?

По-прежнему больше половины денег (53,3%) белорусские семьи тратят на продукты питания. Причем в Минске на питание люди тратят в два раза больше, чем в сельской местности. В семьях пенсионеров 68,1% потребительских расходов идет на продукты питания. Пенсионеры практически не ходят в кафе, тем более в рестораны, не имеют денег на табак, но на алкоголь тратят больше, чем на транспорт, предметы личной гигиены и практически столько же, сколько на здравоохранение. Менее 20% белорусских семей питаются вне дома. Минчане по этой статье тратят в 9 раз больше, чем сельчане. По данным опроса, свыше 52% семей не покупают алкоголь (можно себе представить масштаб самогоноварения и использование водки в качестве валюты, поскольку расходы сельских и городских семей на алкоголь примерно одинаковы), 70% - не покупают сигареты, а 38,5% семей не тратят деньги на предметы личной гигиены. Оказывается, почти 2,5 млн. белорусов не покупают мыло, шампунь или зубную пасту, не говоря уже о средствах с крылышками или веревочками. Это свидетельствует либо о крайне низких стандартах гигиены, либо, что более вероятно, о том, что старикам и молодым семьям данные средства покупают их родственники или же что они пользуются старыми запасами хозяйственного мыла и стирального порошка. Более 20% семей не тратятся на лекарства и медицинские услуги, предпочитая или подручные средства, или обливание холодной водой.

СОЛИДАРНОСТЬ ГОРОДА И ДЕРЕВНИ

Стоит обратить внимание на то, что белорусские семьи - очень дисциплинированные плательщики за жилищно-коммунальные услуги. Только 1,5% семей заявили, что не потратили ни копейки по этой статье расходов. За услуги образования, как и за ясли и садики, платят около 6,5% семей. При этом их расходы по данной статье в 16 раз выше среднестатистического показателя по всем семьям. Мы стоим на пороге платной медицины и образования, поэтому следует ожидать резкого повышения расходов домашних хозяйств на покупку этих услуг. Соответственно возрастет спрос на профессиональных учителей, тренеров и менеджеров. Если вы ходите купить недорогой личный автомобиль, приготовьтесь к дополнительным годовым расходам в $186 при минимальном количестве поломок и расходе топлива. По данным опроса, автомобили имеют 18,9% семей. Только 0,3% семей декларируют покупку нового автомобиля, что говорит об истощении сбережений населения. 31,7% семей помогают своим родственникам деньгами на общую сумму $234 млн., что свидетельствует о большом чувстве солидарности поколений. Это относится в первую очередь к семьям, проживающим в сельской местности и городах. Без этих денег семьям пенсионеров в деревнях и поселках было бы очень туго. Чуть больше 5% семей декларируют покупку иностранной валюты на сумму $106 млн. Есть еще малая, но устойчивая группа населения, которая получает доход в долларах, а для подавляющей части домашних хозяйств такие слова и выражения, как «обменный курс», «девальвация», «инфляция» по-прежнему являются ругательными.

Только 21,3% семей признаются, что тратят деньги на налоги и взносы, что в год дает около $66 млн. Наверное, поэтому граждане не ощущают себя налогоплательщиками и не понимают, что все деньги, которыми распоряжаются местные органы власти, правительство и Лукашенко, - это те ресурсы, которые были изъяты именно у граждан. Система косвенных налогов, а также взимания подоходного налога по месту выплаты зарплаты дистанцирует гражданина от бюджета: он склонен считать, что деньги зарабатывает власть, чиновники, а не рабочий, предприниматель или инвестор.

Структура расходов белорусских семей обнажает все болячки экономики. Она говорит, во-первых, об отсутствии у нас рыночной структуры цен (5,5% расходов на ЖКУ, 1% - на образование и 2,6% - на здравоохранение при 53% - на продукты питания), во-вторых, о нищете более трети семей, которые без финансовой помощи родственников и натурального обмена опустились бы до уровня африканской потребитель-ской корзинки, и, в-третьих, о богатстве малой группы людей, которая преимущественно распределяет созданный другими добавленный продукт и обеспечивает себя всеми предметами роскоши за счет подконтрольных компаний, а не личных средств.
Добавить комментарий
Проверочный код