Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (327) 18 марта 2002 г. Экономика

«МЕРСЕДЕСОМ» ПО НАВОЗУ, или Дайджест экономических несчастий

18.03.2002
Сергей ЖБАНОВ

№ 11 [327] от 18.03.02 - Информационные сводки прошедшей недели подтверждают развитие кризисных тенденций в белорусской экономике, которые вполне укладываются в реальные рамки прогноза социально-экономического развития на 2002г.

Нацбанк продолжал сжимать денежную массу, сдерживая падение белорусского рубля во имя снижения темпов инфляции. Активная широкая денежная масса сократилась с 1,64 трлн. рублей на 1 января до 1,56 трлн. рублей на 1 марта. Удержание курса рубля стоило Нацбанку $79 млн. чистых иностранных активов в январе. В феврале, когда основная масса контрактов заключена, а посевная еще не началась, ситуация стабилизировалась, и чистые иностранные активы были частично восстановлены до величины в $180,4 млн. Как следствие, темп роста потребительских цен в феврале составил 3,6%, что значительно ниже, чем в январе (6,1%). Данная тенденция послужила основанием для снижения базовой ставки рефинансирования на 6%. Теперь заимствование коммерческими банками денег у Нацбанка будет стоить не более 60% годовых. Соответственно снизится цена депозитов у населения и юридических лиц для коммерческих банков. Государство в лице Минфина тоже выиграет, привлекая по сниженным ставкам финансовые ресурсы через ГКО и уменьшая тем самым стоимость обслуживания внутреннего госдолга. Но не настолько, чтобы иметь основания говорить о преодолении кризиса платежей.

Спокойную жизнь государственным финансовым институтам гарантирует соблюдение правила обеспечения более высоких темпов роста ВВП над процентной ставкой привлечения денег. Но об этом с момента проведения в жизнь «скользящей стабилизации», т.е. с 2000г., остается только мечтать. Во-первых, потому, что темпы роста ВВП недостаточны и снижаются: в январе - 3,6, а в феврале - 3,1%. Это меньше, чем в прошлом году - 4,1%, когда МВФ сделал заключение, что для обеспечения стодолларовой зарплаты этот показатель должен был составить не менее 7,5%. Во-вторых, в приведенном правиле под ВВП подразумевается реально полученный доход от реализованной продукции, а не стоимость номинально произведенной продукции, укладываемой штабелями на складах. А рост запасов готовой продукции между тем продолжается.

За январь запасы в процентах от среднемесячного объема производства увеличились еще на 2%, достигнув 65,8%. Для сравнения: в течение января прошлого года запасы готовой продукции уменьшились с 62,8 до 52%. В этом году процесс только набирает обороты.

В результате бремя зарплаты в $100 становится непосильным и для государства, и для предприятий, которые становятся все более недобросовестными в деле выполнения своих обязательств перед наемными работниками. И это не новость. Удивляет оптимизм главы Нацбанка, заявляющего об увеличении зарплаты к 2005г. со $106 до $260, в то время как экономика подает и более тревожные сигналы - факты задержки выплаты пенсий, носящие системный, а не случайный характер. Согласно заявлению начальника пенсионного управления Министерства труда и социальной защиты Шавловской, «на 1 марта запасы фонда составили 14,9% от 206 млрд. рублей, необходимых для выплаты пенсий в этом месяце. На 1 февраля денежная обеспеченность составляла 33,8%, а в феврале прошлого года запасы фонда составляли 88,2%». Шавловская отметила, что, «если не предпринимать никаких мер по улучшению ситуации, не удастся обеспечить своевременную выплату пенсий населению. Кроме того, не будет решена задача доведения размера пенсии по возрасту до 48% от средней заработной платы, что заложено в программе социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005гг.».

Если учесть, что проблема снижения темпов экономического роста и рентабельности предприятий прямо связана с жесткой денежно-кредитной политикой Нацбанка и низкой инвестиционной активностью, то адекватные меры борьбы с указанными экономическими пороками назвать нетрудно. Но объявленная либерализация и тяжелые последствия возможной гиперинфляции в противном случае заставляют теряться в догадках, что же имела в виду Шавловская. Администрированием данный вид болезни не лечится.

Но именно этот стратегический способ борьбы государства с безденежьем пыталось продемонстрировать белорусское правительство в очередных союзных посиделках с премьером РФ Михаилом Касьяновым. Все тщетно: в очередной раз не удалось договориться о принципах взимания косвенных налогов и пришлось утешиться обещаниями о компенсации потерь белорусского бюджета, если соглашение на этот счет будет подписано на очередном заседании Высшего государственного совета.

Неизменным атрибутом любого экономического кризиса является рост потребления алкоголя. Данные по Беларуси за январь подтверждают справедливость подобных утверждений, где алкогольных напитков было выпущено на 26,2% больше, чем в январе 2001 года. Анализ структуры потребления также не противоречит данному утверждению: общая реализация алкогольных напитков возросла на 5,1%, в то время как реализация вина возросла на 22,8%. И одновременно падает реализация говядины - на 14,6, свинины - на 5,6, вареных колбас - на 5, полукопченых - на 19,6%.

Бедность становится все более неотъемлемым атрибутом жизни большинства граждан Беларуси. Борьба с этим злом стала главной целью долгосрочной стратегии Всемирного банка по борьбе с бедностью в стране и ее наиболее характерными проявлениями.

В то время как международные финансовые институты озабочены развитием социальной инфраструктуры в Беларуси, руководство бедной страны обновляет автопарк «Мерседесов» для председателей райисполкомов и облисполкомов, имеющих худшие экономические показатели. После этого трудно поверить, что экономические результаты в стране ценятся больше, чем результаты выборов. Такая вот любопытная шкала государственных приоритетов и нездоровых номенклатурных амбиций, так как речь идет не о приобретении внедорожников, что хоть как-то технологически могло быть мотивировано. Покупаются лимузины, рискующие застрять на подъезде к первой же ферме, утопающей и в навозе, и в безденежье.
Добавить комментарий
Проверочный код