Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Химчистка мебели на дому | Каталог шкафов-купе с пескоструем можно найти тут. Низкие цены.
№11 (327) 18 марта 2002 г. Дом

КОМУ - МЕБЕЛЬ, КОМУ - «МЭБЛЯ»

18.03.2002
Ольга МИКША

Собственное лицо у белорусской мебели есть, но наши потребители до такой степени увязли в совковых представлениях о дизайне, что просто боятся новшеств. А на агрессивную рекламную кампанию современных мебельных программ у наших производителей нет средств.

Трудно поверить, но в Беларуси все еще производится по-настоящему стильная дизайнерская мебель. Вот только рынок ее потребления чрезвычайно узок, и поэтому ее не встретишь в обычных мебельных магазинах. При этом речь идет о мебели из натурального дерева - массива дуба, сосны, мягколиственных ольхи, ясеня, клена. Дизайнерская натуральная мебель стоит дорого, изготавливается под заказ и в основном отправляется за рубеж. Внутренний белорусский рынок свежими идеями местных мебельщиков интересуется очень мало.

Как рассказал директор проектно-конструкторского технологического бюро мебели ОАО «Минскпроектмебель» Николай Минин, с момента зарождения идеи новой программы мебели до ее серийного производства проходит почти год. Обычно работа начинается после ежегодной минской мебельной выставки, которую проводит концерн «Беллесбумпром» в октябре. В ноябре белорусские архитекторы едут в Москву на выставку на Красной Пресне. В декабре-январе задумки автора уже приобретают определенные формы. Если повезет побывать, то большой импульс творческой мысли дает выставка в немецком Кельне в конце января. Таким образом, свой эскизный проект дизайнер должен закончить к марту. На его основании делается конструктивный проект. В идеале предприятие-заказчик в июле-августе изготавливает опытные образцы, чтобы успеть не позже сентября провести собственную домашнюю выставку-презентацию.

На Западе цикл по разработке и внедрению новой концепции мебели еще дольше. На ее раскрутку уходит года два. Правда, и подход к организации процесса совсем другой. Дизайнер предлагает сразу несколько вариантов разработок. Уполномоченный совет компании выбирает один из них. Затем новая идея проверяется на дилерах компании-заказчика. И уж если решают запускать новинку в производство, идет мощная агрессивная рекламная кампания с посещением мировых мебельных выставок. Разумеется, затем года два-три производитель может спокойно выпускать этот вариант мебели.

Нашим производителям все время приходится торопиться: нужно скорее вернуть вложенные деньги, не говоря о том, чтобы проводить полноценную рекламную кампанию новой коллекции. Так что, уж если дело пошло, мебель будет выпускаться долго, а если нет - ее оперативно снимают с производства. Последний вариант нередок, вследствие чего многие мебельные предприятия настолько часто меняют ассортимент, что не успевают запомниться потребителю и просто теряют свое лицо.

Однако есть и положительные примеры. Минин назвал две разработки - «Босфор» и «Версаль», разработанные в ОАО «Гомельдрев», которые выпускаются уже несколько лет и по-прежнему пользуются спросом.

Высокорентабельным остается в основном производство мебели из массива, в частности, из дуба. Однако оно требует значительно больших затрат, чем использование других пород дерева. Поэтому основных производителей мебели из массива дуба совсем немного - концернов-ские гиганты «Гомельдрев», «Молодечномебель», «Мозырьдрев» и частные предприятия «Явид», «Тимбер», «Дельта», «ДиМ компания».

До сих пор на Западе пользуется спросом отечественная натуральная мебель в рустикальном стиле, даже несмотря на то, что мода на нее там проходит. После участия в западных мебельных форумах некоторые наши предприятия смогли получить заказы на изделия из сосны. Например, Вилейская мебельная фабрика ежемесячно отгружает три фуры своих изделий во Францию, «Бобруйскмебель» также имеет контракт с французами. Натуральная сосна - традиционный французский стиль, поэтому продукция наших предприятий, которые выпускают мебель в стиле кантри, с тонированной или состаренной сосной, пользуется там спросом и имеет даже больший успех, чем в Германии.

Участие в зарубежных выставках всегда обходилось белорусским предприятиям недешево, но сейчас финансовое положение большинства наших мебельщиков настолько ухудшилось, что от выставок пришлось отказаться вовсе. Если в прошлом году нашли деньги съездить в Париж, то в этом от концерна «Беллесбумпром» никого не было даже на кельнской выставке, где Беларусь несколько лет подряд имела собственный павильон.

Выпускать мебель из древесных плит становится все более убыточным. В Беларуси семь производителей древесно-стружечных плит (ДСтП) и из-за большой энергоемкости процесса их продукция к настоящему времени стала дороже российской. Покупать по более выгодной цене ДСтП в России большинство наших мебельщиков опять же не могут: россияне требуют живые деньги, не соглашаясь на бартерные и джентльменские соглашения. В этом свете вопрос, почему же корпусная белорусская мебель из плит настолько безлика, отпадает сам собой.

Как сообщил Минин, концерн планирует развивать производство мебели из мягколиственных пород дерева: предприятия будут иметь запас собственного сырья, такая древесина не только экологически чиста, но и дает широкие возможности для дизайна.

Однако при разработке дизайна мебели наши архитекторы четко представляют, на какого потребителя рассчитывают. Основной рынок сбыта белорусских мебельщиков - Россия, Украина, Казахстан, пристрастия которых кардинально отличаются от западных. Впрочем, как и на Западе, основу в проектно-конструкторском бюро «Минскпроектмебель» сегодня составляет программное проектирование. Выбирая определенный стиль, белорусские архитекторы основываются на маркетинговых исследованиях внутреннего рынка, учитывают потребности нашего покупателя и мнение дилеров своей продукции и лишь в некоторой степени соотносятся с западными тенденциями рынка.

Попытки создать мебель для внутреннего рынка в духе последних мировых тенденций дизайна очень часто обречены на провал. В практике дизайнерского бюро «Минскпроектмебель» такие случаи уже есть. Например, сконструировали диван - как с картинки модного журнала - на металлическом каркасе с мягким трансформируемым сидением. Правда, зная о народной любви к немарким цветам, решили не перебарщивать с гаммой. Диван выставляли в Гомеле и Бресте и не получили ни одного заказа. В подобной ситуации оказалась и новая разработка мебели «Вейна» из натурального дерева с отделкой янтарем, изготовленная проектным бюро для ОАО «Мозырьдрев». В разработке соблюден единый стиль и предусмотрена полная комбинаторика предметов мебели - потребитель может обставлять свое жилье, постепенно докупая новые элементы и не ломая сложившийся стиль. Коллекция «Вейна» получила высокую оценку на выставке в Минске, а в Москве стала единственной среди других белорусских экспозиций, вызвавшей интерес россиян. К сожалению, в широкое производство эта разработка до сих пор не пошла. Выпускаются лишь отдельные вещи.

Этому феномену есть простое объяснение. Люди, которые бывают за границей и читают модные журналы по интерьеру, как правило, не ходят за мебелью для своего дома в фирменные магазины белорусских мебельщиков. К их услугам десятки салонов итальянской, финской, экзотической мебели не только в Минске, но и во всех областных центрах. Если финансовые возможности позволяют, обстановка в квартиру приобретается именно там. Если нет - заказывают подобную у многочисленных мебельных ремесленников. Та часть населения (намного превосходящая первую), которая имеет представление лишь о совковом мебельным дизайне, оценить и тем более приобрести изделие современных форм, материалов и расцветок, к сожалению, не может. И остаются наши мебельные предприятия в своем концентрическом круге, который, как и на дереве, с возрастом становится все больше. Без информации и рекламы отечественные потребители дизайнерские новинки не покупают, а без серийного производства средств на пропагандист-скую кампанию не заработаешь.

ЦВЕТЫ СКВОЗЬ ПОЛОСКУ: в моде романтизм и бионика

Престижные международные мебельные форумы, которые традиционно проходят в начале года в Париже и Кельне, определяют главные тенденции развития мебельного декора наступившего сезона. В этом году актуальны минимализм и бионика в романтичном или жизнерадостном исполнении. Фаворитами среди узоров стали полоска и растительные мотивы.

Два полюса форм, которые уживаются в мебельном дизайне, - это четкие геометрические линии кубов, полусфер, параллелепипедов и округлые биотонические линии, присущие живой природе и человеку. Пуританский минимализм уже сдает позиции, и проявляется это в первую очередь в скругленных линиях подушек мягкой мебели. Очень многие мебельные дизайнеры представили почти одинаковые комплекты мягкой мебели - удлиненные диваны строгих линий с прямоугольными подлокотниками, спинками и съемными подушками. Различия - только в цвете.

Без излишеств, но невероятно романтична кованая мебель. На выставке в Кельне ее прелесть словно была открыта заново.

Естественные биотонические формы представлены намного разнообразнее. Например, такой симбиоз: строгая спинка кресла, а сиденье мягко скругляется и перетекает к полу. Напоминающее ленту Мебиуса изогнутое кресло с натянутой суперпрочной эластичной тканью. И своеобразный экстрим, который вряд ли представишь в гостиной почтенного эсквайра, - пять метров набитой полистиролом трубы, позволяющей сформировать любое сиденье, упасть в него и не подниматься весь вечер.

В мебельном дизайне последних лет доминирует тенденция к смешению материалов в одном изделии. Дерево, металл, пластик, стекло - это необходимый мини-набор. На выставках он расширяется многократно. В ход идут космические технологии, которые придают удивительные свойства даже привычным материалам. Например, под воздействием давления сворачивается дерево и гнется стекло; ткани приобретают совершенно необычные для них свойства, одновременно сохраняя или преобразуя первоначальные. Особой популярностью у дизайнеров пользовался мех.

Казалось бы, революционных изменений в цветовых предпочтениях не случилось. Много оранжевого и цвета небеленого льна. Некоторые не устояли под воздействием красного. Неожиданным пассажем прозвучал возврат к недавнему фавориту - нежно-лиловому. Новинкой смотрелись светящиеся столы и стулья - в прозрачные панели из акрилового стекла вставлены светоизлучающие диоды, которые смогут подсвечивать окружающее пространство почти 30 лет.

Из традиционных узоров усиленно эксплуатировалась полоска. Усиленно муссировавшаяся на обеих выставках американская тематика только поспособствовала ее воцарению. Восточные мотивы были представлены растительными узорами и оптическим рисунком. И, конечно же, насыщенные монохромные тона.
Добавить комментарий
Проверочный код