Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Gayafores tribeca grenier www.realgres.ru.
№9 (325) 04 марта 2002 г. События. Оценки

ЭКОНОМИКУ БРОСИЛО В ЖАР-ПЛАТУ

04.03.2002
Ярослав РОМАНЧУК

В начале марта тема зарплаты и доходов населения снова приобрела предвыборную остроту. Закончился срок подачи деклараций об уплате совокупного подоходного налога, до 17 тыс. рублей повышена «минималка», а власти объявили очередную войну тем, кто платит зарплату «втемную». Нарушая десятки, если не сотни, существующих инструкций и положений законодательства.

Можно ли заставить белорусских граждан, пытающихся свести концы с концами и подрабатывающих в двух-трех местах, играть по официальным экономическим правилам? Теоретически можно, если к каждому работнику приставить по контролеру с зар-платой долларов под триста, дабы исключить соблазн вступать с гражданами в преступный сговор. Но стоит ли тратить, к примеру, $100 из бюджета на ужесточение мер по борьбе с нелегальными выплатами, чтобы в результате получить $10 санкций и пени? Так что объявленная «серым» доходам война может быть выиграна властью только в одном случае: если она останется на бумаге и будет использоваться в качестве предлога для очередной смены правительства ближе к лету.

Не менее бессмысленна с фискальной точки зрения проводимая уже три года кампания по сбору совокупного подоходного налога. Доходов в бюджет она приносит мизер, а совокупные издержки государства на администрирование системы сбора этого налога (реклама, зарплата сотрудникам, аренда, печатание деклараций, оборудование офисов и т.д.) и граждан (время на получение справок, заполнение деклараций, время на поход в налоговую инспекцию и т.д.) превышают объем средств, получаемый государством. Да, сегодня во многих западных странах государство по этому налогу получает до 45-50% всех доходов, но копировать их систему бессмысленно и опасно, потому как у нас нет необходимых институтов для ее функционирования. Когда Америка, Япония или Южная Корея еще имели статус «развивающихся» (по нашим сегодняшним меркам), налоги у них были гораздо ниже, чем сегодня у нас. В 1902г. в США доля всех налогов в доходе гражданина составляла всего 8,5%, в 1950г. - уже 24,5%. В Японии в 1965г. совокупные налоговые поступления составляли всего 18,3%, в Южной Корее в 1975г. - 15,2%. Так что ссылки на международный опыт, которые любят делать Минфин и Министерство по налогам и сборам, часто некорректны и только вводят непросвещенную публику в заблуждение.

Фиксация минимальной зарплаты на уровне 17 тыс. рублей не оказывало бы никакого влияния на рынок труда, если бы в Беларуси существовала рыночная экономика. Понятно, что уровень реальной минимальной зарплаты гораздо выше, так что роста безработицы от 70-процентного роста МЗП не произойдет. Очевидно, правительство преследовало другие цели. Минтруда успокаивает: штрафы и все платежи, осуществляемые гражданами в бюджет, исходя из количества минималок, будут исчисляться по-старому - штраф в две минималки будет означать 20 тыс. рублей, а не 34 тыс. Это один подход, пиаровско-социальный. Другой в кулуарах озвучивают специалисты Минэкономики и Минфина. Они уверены, что цель - исключительно фискальная: надо собрать побольше денег в бюджет. Если по Гражданскому кодексу размер штрафов и платежей за услуги госорганов привязываются к «минималке», то чему будут следовать чиновники: разъяснениям Минтруда и правительства или закону?

Между тем итоги прошлого года показали, что поставленная президентом задача достижения 100-долларовой зарплаты так и не была выполнена даже при задействовании правительством методологических трюков. Начисленная среднемесячная зарплата в 2001г. составила 124.900 рублей. В среднем по стране реальная зарплата за год увеличилась на 30,3%. Обратим внимание на следующую особенность расчета данного показателя. «Начисленная среднемесячная заработная плата рассчитывается путем деления начисленного фонда заработной платы на среднесписочную численность работников, принимаемую для исчисления средней заработной платы, и на количество месяцев в периоде». Для расшифровки посмотрим, что включается в фонд заработной платы: «Заработная плата за выполненную работу и отработанное время; выплаты стимулирующего и компенсирующего характера; оплата за неотработанное время; другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы. Фонд заработной платы приводится, включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника». Корректно ли с точки зрения определения реальных денежных доходов гражданина включать в фонд зарплаты налоги в размере 36%? С бухгалтерской точки зрения, логика железная, только вот граждане живут по другой, житей-ской логике и считают реально полученную зарплату. И многие никак не могут понять, где обещанные $100, которые, если верить БТ, получает чуть ли не каждый?

Снимем с фонда зарплаты 36% налогов и получим очищенную среднюю зарплату за 2001г. в размере 80 тыс. рублей, или $60-65. Да, белые воротнички в промышленности в начале года получали по 246 тыс. рублей, что без 36% налогов дает чуть больше $100, но что делать сельчанам с зарплатой в 91,5 тыс. ($38)? Разве могут не воровать продукты работники общественного питания с зарплатой 102,3 тыс. рублей?

Но даже такую зарплату платить становится нечем. В Пуховичском, Сморгонском, Кобринском и десятках других районов, в Бресте и Витебске, в Белыничах и Поставах местные власти уже объявили об отсутствии средств на зарплату, образование и медицину. В прошлом году недобрали 10% бюджета. В этом году сбор налогов за два месяца находится на уровне, не позволяющем выполнить даже базовые обязательства государства (зарплата, пенсии, минимальный объем финансирования армии, милиции, школ и больниц). По сути дела, бюджетная сфера переходит на работу в режиме чрезвычайного положения. Можно ли назвать политику доходов государства социальной, когда учителя в Поставах и Сморгони радуются авансу в 20 тыс., не надеясь получить зарплату раньше апреля? В то же время официальная статистика выдает по итогам 2001г. данные о росте реальных денежных доходов населения на 25% при прогнозе на 2001г. 3,5-4,5%.

ДЕФОЛТ?

Логичным остается вопрос: «А где взять деньги?» В конце декабря прошлого года власть заставила должников по выплате зарплаты взять кредиты, а банкам - их выдать, чтобы превратить 55 млрд. долгов в 3 млрд. на начало года. Но уже 31 января долги по зарплате выросли до 33 млрд. рублей, т.е. увеличились за месяц почти в 10 раз! Если в течение четырех месяцев после выборов темпы роста долгов по зарплате составляли около 20 млрд. в месяц, то сейчас они увеличиваются на 50% быстрее. А денег в казне нет. Вот почему объявлена бесперспективная война «серым» доходам, повышена «минималка» и активизировались разговоры о продаже собственности. Нацбанк изо всех сил продает валюту и золото, тщетно пытаясь сдержать падение курса рубля. Только зачем при этом с такой интенсивностью эксплуатировать денежный печатный станок? На начало года рублевые и валютные вклады населения составляли 823,8 млрд. рублей, увеличившись за год в 2,1 раза. Несмотря на всю условность денежной стабилизации, тяжелое состояние финансов, растущие долги, наши люди, как сказал бы Михаил Горбачев, «все ложат и ложат» деньги в белорусские банки. Как ни крути, кого-то в складывающейся ситуации придется «кинуть», вернее, как принято говорить после кризиса в России и Аргентине, объявить дефолт. Все больше факторов говорит в пользу того, что в качестве очередной жертвы правительственного эксперимента могут выступить вкладчики. Что в принципе не ново.
Добавить комментарий
Проверочный код