Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№9 (325) 04 марта 2002 г. События. Оценки

ПОЛИТЗАЩИТА ВОЕННОГО БИЗНЕСА

04.03.2002
Наталья ГРИБ

«Наличие оружия определенной марки, например, автомата Калашникова в руках талибов или самолетов «Боинг» в руках фанатиков-террористов вовсе не является свидетельством причастности Ижевского завода или фирмы «Боинг» к терроризму. Могу предположить, что какие-то рынки, на которых работает Беларусь, стали нужны кому-нибудь еще».

НАШИ ТАНКИ ПО-ПРЕЖНЕМУ БЫСТРЫ

«Минотор-сервис» - первая частная компания в СССР, получившая в 1991г. лицензию на производство вооружений. Сегодня Минобороны России размещает до 70% заказов на ремонт техники в Беларуси на «Минотор-сервисе». Директор компании Валерий ГРЕБЕНЩИКОВ любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «БГ» Наталии Гриб.

- Беларусь за последние 4-5 лет вошла в шестерку крупнейших продавцов оружия в мире. Как вы считаете, куда идет продукция, которая позволила Беларуси сделать такой скачок?

- Полагаю, это обеспечили крупные поставки в Перу и Алжир. Все остальные, я думаю, были значительно меньшими по объему. Но я могу авторитетно говорить только о поставках «Минотор-сервиса», которые ориентированы на экспорт в Россию и страны дальнего зарубежья, не ограниченные санкциями ООН.

- Вы с Суданом торгуете?

- Никогда. Квалифицированные специалисты, которые занимаются торговлей спецтехникой, стараются дистанцироваться от проблем, связанных со странами, у которых есть ограничения или они могут быть введены в ближайшее время.

- На прошлой неделе Госдеп США заявил, что Беларусь торгует оружием со странами-изгоями, и предупредил о возможном введении санкций.

- Я не знаю истинных генераторов причин возбуждения дебатов по данной теме. Уверен в другом: факт наличия оружия определенной марки, например, автомата Калашникова в руках талибов или самолетов «Боинг» в руках фанатиков-террористов, вовсе не является свидетельством причастности Ижевского завода или фирмы «Боинг» к терроризму. Почему, например, мы не должны продавать оружие, скажем, в Египет? Эта страна не имеет никаких ограничений со стороны ООН. Может быть, туда хочет поставить спецтехнику какая-то другая страна? Могу предположить, что какие-то рынки, где работает Беларусь, стали нужны кому-нибудь еще. А скомпрометировав предложение Беларуси, конкуренты смогут предложить свое вооружение.

- Кто сегодня является фаворитом и аутсайдером на рынке танковой техники?

- Первыми идут США с большим отрывом от всех остальных. Причем Штаты не только продают спецтехнику за деньги, но и производят т.н. политические поставки, которые покупатели, как правило, не оплачивают. Нам известно много случаев, когда демпинговые поставки продукции США перебивали контракты России, Украины, Беларуси и других стран. Например, когда Россия несколько лет назад решила продать комплекс «С-300» в Египет, США поставили туда систему «Пэтриот» практически бесплатно. Только для того, чтобы там не было России. Таких примеров за прошедшие 10 лет было много.

- Можете ли вы подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что Беларусь торгует российским вооружением? И то, что во всех перуанских сделках продавцом являлась Россия, а посредником - Беларусь?

- Я не знаю тонкостей перуанской сделки, поскольку наша компания не участвовала в данном заказе. Но все сложные системы вооружения могут быть изготовлены исключительно в условиях плотнейшей кооперации предприятий бывшего Советского Союза. Таких предприятий на территории Беларуси было много. Поэтому финальные образцы - танки, самолеты и ракетное вооружение, а также другое, в т.ч. космические системы, которые создавались в кооперации с большим количеством белорусских предприятий, можно по существу также считать белорусскими, поскольку доля участия отечественных предприятий в этих образцах очень большая. Россия, продавая за границу танки, оснащенные белорусскими прицелами, не согласовывает эти поставки с производителями в Минске. В Перу, насколько мне известно, шли самолеты из арсенала Вооруженных сил Беларуси, из того, что принадлежало ей на праве собственности.

Мне известны некоторые факты, в частности, катастрофы МиГ-29 на показе перед парламентариями Перу. Причиной катастрофы явилось нарушение правил эксплуатации самолета перуанским летчиком. Таково мнение специалистов, которые участвовали в расследовании аварии. Не могу детализировать, поскольку лично там не был. Но люди, которым я доверяю, установили точную причину аварии и пришли к выводу, что самолет потерпел катастрофу не из-за технических неисправностей, а из-за грубейших ошибок летчиков. Мне говорили, что не все системы, которые были необходимы для пилотирования этого самолета, были включены. Таким образом, доказывать прессе, что это была не рухлядь, должны специалисты. К сожалению, у авиаторов нет своих газет. И они отвечают только на те вопросы, которые им задают.

- Вы работаете в кооперации с российскими предприятиями?

- Мы работаем с более чем 20 заводами России по системам ПВО, бронетанковой техники, специальными машинами. Нас знают, мы знаем.

- Какова судьба новинки - бронетанковой машины 2Т «Сталкер», которая год назад блеснула на международном военном салоне в Минске, а потом о ней практически ничего не было слышно?

- Мы сделали многое для того, чтобы об этой машине узнали и начали говорить специалисты. Соединенные Штаты и Великобритания прислали больше всего обращений. Я думаю, их интересуют технические решения в данном проекте. С коммерческой точки зрения проведены переговоры со странами Персидского залива, Россией. Эту машину может позволить себе только очень оснащенная армия с большим бюджетом.

СПРАВКА. Боевая машина 2Т «Сталкер» - образец танковой техники, гусеничная бронированная машина, имеющая артиллерийское вооружение, предназначенная для работы в тылу противника до 250 км за линией фронта, на удалении от своей базы. Запас хода - 1 тыс. км. Автономность работы рассчитана на неделю: продукты питания, вода, средства связи. Это первая машина такого рода, с уменьшенными характеристиками заметности в радиолокационном и тепловом диапазонах, по акустическому шуму и т.д/

- Россия не блещет своими финансовыми возможностями. Не будет ли она настаивать на бартерных сделках?

- Это технические детали, которые не столь важны. Взять новый образец техники на вооружение - это не то же самое, что поставить машину в музей. Нужно обучить военных эксплуатации, снабдить каждую машину запчастями. Речь может идти о 30 машинах и больше - для небольшой страны. Для России, конечно, этого будет мало. Но переговоры сводятся не столько к количеству и цене, сколько к техническим характеристикам, возможностям их изменения по заявке заказчика. Реальная же цена машины - не два и не три миллиона долларов, а значительно выше.

- Шесть?

- (Смеется.) Это будет зависеть от «навороченности» в каждом конкретном случае. А то, что в прессе перестали о ней часто писать, - это говорит о том, что жизнь машины перешла в практическое русло. «Сталкер» предназначен для спецподразделений, поэтому переговоры по закупке все стараются скрыть. Это нормально для любого государства.

- Заключен ли хоть один контракт за этот год? Планируете ли заключить их в ближайшее время?

- Мы живем за счет денег от исполняемых нами контрактов. Я не комментирую факт продажи 2Т. Однако, поверьте, год прошел не зря. Хотя основным источником дохода остаются все те же «Шилки М5». Две с половиной тысячи этих машин находятся на вооружении в зарубежных странах. И нам есть еще что модернизировать.

Есть и другие новинки. Где-то в мае мы планируем показать транспортные машины для перевозки опасных грузов в условиях огневого воздействия, плотного огня. Они вездеходны, у них хорошая броня. Раньше таких машин не было в принципе.
Добавить комментарий
Проверочный код