Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (325) 04 марта 2002 г. Общество

РЕЦЕНЗИИ

04.03.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

* Он железный, ему больно * Шекспир forever… * Слишком много «Догмы» * Прощай, Вуди? * Арабески из тел и немного души

ОН ЖЕЛЕЗНЫЙ, ЕМУ БОЛЬНО

«Искусственный разум». США, 2001. Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Хейли Джоэл Осмент, Джуд Лоу, Уильям Харт, Фрэнсис О’Коннор.

Первое впечатление:
Буратино в стране киберпанков.

Суть дела. В мире будущего налажен выпуск роботов, способных в совершенстве имитировать человеческое поведение. Экспериментальный образец - робот-мальчик попадает как своеобразный «психотерапевт» в семью, где реальный сын серьезно болен. Однако настоящие проблемы возникают, когда ребенку становится лучше…

Что хорошо. Как обычно, автор «Парка Юрского периода» не жалеет денег на спецэффекты и декорации. Картинка временами просто перегружена цветами, заставляя вспомнить чумовой «Мулен Руж». Ряд сцен (облава на роботов-бродяг, город удовольствий Руж-сити) весьма эффектен и запоминается надолго.

Что плохо. Содержания короткого рассказа фантаста Брайана Олдиса явно мало для полнометражного фильма. Действие разворачивается с черепашьей скоростью, пространные диалоги бессмысленны и монотонны. Фильм, как плохо сработанный гамбургер, на глазах распадается на три малосвязанные части: история прихода в семью и изгнания из нее задумчивого «роботенка», странствия его по градам и весям в компании робота-жиголо Джо и абсурдный финал (встреча «малыша» с инопланетянами), имеющий место быть… два тысячелетия спустя. Не в силах увлечь динамикой сюжета, режиссер цинично бьет зрителя по болевым точкам: «роботенок» хочет быть живым и требует маму, мудрых и трогательных домашних роботов варвар-ски уничтожают обезумевшие фанатики-люди, а пришельцы великодушно дарят механическому ребенку виртуальный вечер в кругу «семьи». Все рыдают, Спилберг считает деньги.

Кому смотреть. Записным эстетам, для которых главное - визуальные эффекты. Лихой молодежи, стремящейся быть «в курсе». Профессиональным плаксам - любителям телесериалов и ток-шоу «Большая стирка».

Ближайшие родственники. Знаменитый фильм «Бегущий по лезвию бритвы» и не менее знаменитая книжка «Приключения Пиноккио».

Дополнительные замечания. Все становится на свои места, если осознать, что нас призывают сопереживать механической кукле с разладившейся программой.

Общая оценка (стиль/смысл): 10/3

ШЕКСПИР FOREVER…

«Титус». США, 2001. Режиссер: Джули Тэймор. В ролях: Энтони Хопкинс, Джессика Ланж, Джонатан Рис Майерс, Алан Каммингс.

Первое впечатление:
Шекспиру крепко достается от современников. Масштабность его эпохальных текстов находится в постоянном конфликте с простодушием современных интерпретаторов. В данном случае зрителю очень повезло: получился шедевр.

Суть дела. «Тит Андроник» - самая мрачная пьеса Шекспира. Можно сказать - трагедия трагедий. Блистательный рим-ский военачальник переживает после своего военного триумфа всевозможные несчастья, которые трудно перенести обычному человеку: смерть сыновей, поругание дочери, крах блестящей военной карьеры. И, как следствие, месть и никакого хэппи-энда.

Что хорошо. Фильм - безусловная удача. Старая история, рассказанная современным языком, не потеряла своей актуальности, не стала примитивной, сохранив весовую категорию гениального оригинала. Эклектичные декорации, напоминающие архитектурные проекты нацистского «мечтателя» Альберта Шпеера, и полностью сохраненный текст шекспировской трагедии, создают гремучую смесь впечатляющих образов эпохи, близкой нам, грешным. Декорации Данте Ферретти заставят нас забыть о компьютерных технологиях, возвращая в мир доброго старого кино. Впечатление усиливают съемки ключевых эпизодов фильма в римском Колизее. Блистательная игра актеров, в первую очередь Энтони Хопкинса и Джессики Ланж, дополняет этот необычайно впечатляющий киноэксперимент.

Что плохо. Редкий в современном кино случай, когда в фильме невозможно найти хотя бы один прокол.

Кому смотреть. Всем, для кого Шекспир не является анахронизмом, а также тем, кто полагает, что поразить воображение могут только Шварценеггер и Памела Андерсон. «Титус» способен разрушить этот стереотип.

Ближайшие родственники. Все эксперименты с шекспировской фактурой - от театральных постановок Питера Брука до недавнего фильма Ричарда Лонкрейна «Ричард III».

Дополнительные замечания. Самый правильный подход - довериться режиссеру, смотреть и получать удовольствие.

Общая оценка (стиль/смысл): 10/10

СЛИШКОМ МНОГО «ДОГМЫ»

«Слишком много плоти». Франция, 2001. Режиссеры: Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр. В ролях: Жан-Марк Барр, Элоди Буше, Розанна Аркетт.

Первое впечатление:
сочинение на тему «Как я провел лето».

Суть дела. В американской глубинке живет застенчивый мужчина Лайл с религиозной женой. У каждого из них своя проблема: муж когда-то был обижен одноклассницей и с тех пор убежден в «ненормальных» размерах своего мужского достоинства, жена в бессрочном трауре по своему школьному возлюбленному. Все изменяется с возвращением в городок приятеля Лайла с подружкой-француженкой.

Что хорошо. Вот вам очередная «Догма»! Придумавший эту модель «бедного» кино Ларс фон Триер давно занят другими проектами. А вот «догматиков» развелось немерено. Все они - сторонники максимальной достоверности сюжетов своих лент и активно критикуют голливудскую «фабрику снов». «Догма» претендует на статус актуального авторского кино, предпочитая параду спецэффектов и компьютерной графике плоть и кровь жизни как она есть. «Слишком много плоти» - очередной простодушный репортаж о страстях человеческих. Жизнь врасплох, без Бэтмена и Лары Крофт. Сено вместо гамбургера.

Что плохо. В самой идее «Догмы» кроется немалая опасность: это одновременно свод правил и «вольная» автору. Освобождаясь от «форматных» стереотипов коммерческого кино, режиссер-«догматик» вправе забыть о профессионализме. «Догма» сделала допустимыми вялые диалоги, рваный монтаж, любительскую съемку и отсутствие ощутимого режиссерского начала. То, что начиналось как ломка шаблонов, сегодня само обросло штампами и сформировало круг «как бы авторов». Жан-Марк Барр, поработав как актер с Бессоном и фон Триером, решил, что он понял, как сделано кино. Увы, кино с ним не согласилось.

Кому смотреть. Всем, кто считает, что игра в «бедное» кино увлекательна и продуктивна. Модной публике, брезгующей Голливудом. Любителям экстремального отдыха в деревне.

Ближайшие родственники. «Идиоты» - главный «Догма-фильм» главного «догматика» Ларса фон Триера.

Дополнительные замечания. Единственная заслуживающая внимания актерская работа - Розанна Аркетт в роли страдающей жены героя.

Общая оценка (стиль/смысл): 7/6

ПРОЩАЙ, ВУДИ?

«Проклятье нефритового скорпиона». США-Германия, 2001. Режиссер: Вуди Аллен. В ролях: Вуди Аллен, Хелен Хант, Дэн Экройд, Шарлиз Терон.

Первое впечатление:
Попытка усталого клоуна развлечь публику старым анекдотом.

Суть дела. 40-е гг. Детектив страховой фирмы и шустрая дама - его конкурент по бизнесу - попадают под власть преступного гипнотизера. Следуя его воле, непримиримые враги сначала «влюбляются» друг в друга, а затем в трансе совершают ряд краж, которые сами же и вынуждены расследовать.

Что хорошо. Вуди Аллен всю жизнь снимал фильмы про себя самого - симпатичного невротика с Манхэттена, Пьеро-интеллектуала, успешно превращающего собственные комплексы в кино и прозу. Его фильмы обаятельны и трогательны, забавны и грустны. Новый фильм Вуди Аллена может сделать только Вуди Аллен. Как хорошее вино, такое кино ценится за предсказуемость результата.

Что плохо. Когда Аллен в ударе - он гениален. Когда Аллен не в форме - он банален и жалок, как стареющий ловелас. К сожалению, «Проклятие» трудно отнести к творческим удачам. В американском шоу-бизнесе, как видно, не умеют стариться достойно и редко уходят со сцены в срок. Вот и мельтешит на экране старичок-бодрячок, изображающий героя-любовника и сыплющий несмешными остротами. Дать ему в пару тощую блондинку Хелен Хант - значит, окончательно угробить дело. В комплекте Хант и Аллен несмешны и несимпатичны. Они играют в старое кино, однако знатоки предпочтут оригинал, а новички просто не поймут юмора.

Кому смотреть. Тем, кто не знает, что лучшие фильмы Вуди Аллена зовутся «Манхэттен», «Любовь и смерть» и «Пули над Бродвеем».

Ближайшие родственники. Классические голливудские комедии и остальные 34 фильма Вуди Аллена.

Дополнительные замечания. Трудно представить более несовместимых авторов, чем Спилберг и Аллен. «Проклятие», однако, сделано на спилберговской студии Dreamworks. Возможно, именно здесь причина столь провального результата.

Общая оценка (стиль/смысл): 5/4

АРАБЕСКИ ИЗ ТЕЛ И НЕМНОГО ДУШИ

«Нарцисс у кромки лета». Франция, 1995-1997гг. Режиссер: Франсуа Озон. В ролях: Франсуа Делэв, Жак Марсиаль, Себастьен Шарль, Фредерик Манжено, Лючия Санчес, Марина де Ван, Поль Ро.

Первое впечатление:
Франсуа Озон, очевидно, избрал главной мишенью в своем творчестве пограничные состояния человеческого бытия. В своих ранних

короткометражках он показывает рутину жизни очень нестандартных людей.

Суть дела. В трех сюжетах разных лет - экзотические зарисовки быта сексуальных меньшинств. Болезненная, на взгляд обывателя, мания героя фотографировать собственного отца в момент предсмертной агонии, «грехопадение» юного гея с девушкой, своеобразные отношения молодой матери с незнакомкой на курорте - таковы интересы молодого Озона.

Что хорошо. Франсуа Озон при всем своем пижонстве обладает даром художника с большой буквы. Он вводит зрителя в чужой мир, который совсем не отличается от «нормального». Разве что - сексуальной ориентацией героев. И делает это очень естественно, без нарочитой экзотики.

Что плохо. Парадокс: формат короткометражки (хорошо, да мало) на этот раз сыграл в пользу режиссера, позволив начинающему автору избежать серьезных ляпов. Все сюжеты - ровные, без авторских проколов.

Кому смотреть. Тем, кто уже знает Озона, а также зрителям, уставшим от киноштампов.

Ближайшие родственники. Не менее французские по духу «Аморальные истории» Валериана Боровчика.

Дополнительные замечания. Обратите внимание на возвращение из небытия певицы Рози Армен, песни которой мгновенно зажглись в памяти, а вот фамилия вспомнилась с трудом.

Общая оценка (стиль/смысл): 10/10

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ВИДЕО

на лицензионных кассетах


1. Видок / Vidocq

2. Поцелуй дракона/Kiss Of The Dragon

3. Итальянский для начинающих/Italinesk For Begyndere

4. Пароль «Рыба-меч»/Swordfish

5. Нарцисс у кромки лета/Une Robe D’Ete

6. Шрек/Shrek

7. Мулен-Руж/Moulin Rouge

8. Королевская битва/Battle Royale

9. Последнее танго в Париже/The Last Tango in Paris

10. Крысиные бега/The Rat Race

Магазин «Проспект». (Минск, ул. Я.Коласа, 3, тел. 284-45-35)
Добавить комментарий
Проверочный код