Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (325) 04 марта 2002 г. Общество

ТЕНДЕНЦИИ: ГОЛЛИВУД-НА-СЕНЕ

04.03.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

Хочешь Америки - смотри французское кино

Максим: Со мной в последнее время происходят непонятные вещи: я, кажется, разлюбил французское кино. И в этом я не одинок. Пару дней назад звонит возмущенный приятель: «Я прочитал на кассете «Люк Бессон», обрадовался, купил, а там такой мусор!» DOWN Как выяснилось, моего друга, преданного поклонника «Никиты» и «Леона», огорчили суматошные «Ямакаси».

Андрей: А что, собственно, вас с приятелем не устраивает? Бессон, возможно, единственный человек во Франции, который понимает механику современного кинопроцесса. Кого поставить рядом? Впавшего в детство Годара? Буйных дам из «интеллектуального порно»? Престарелых комедиографов, ведомых «вечнозеленым» Пьером Ришаром? Бессон делает бойкое коммерческое кино. Он просто выпускает то, что продается.

М.: Мне жаль, что Бессон утратил задор молодого д’Артаньяна. Лет пять назад каждый его новый фильм ждали, как откровение. Он удивлял и приводил в восторг элегантной игрой с клише поп-культуры. А теперь Бессон - не самурай киномира, а Мистер Большой. Сам не снимает, дает указания. Процесс, понимаешь, организует.

А.: Но процесс-то идет! Согласись, французское кино сегодня никак не назовешь успешным и благополучным. Налицо кризис идей, да и публика как-то не рвется проявить патриотизм, предпочитая американские фильмы-однодневки. А команда Бессона гонит на экран фильм за фильмом: две части «Такси», «Дансер», те же «Ямакаси» и «Поцелуй дракона». Он создал эффективный киноконвейер, выручает национальную кинематографию. Так сказать, наш ответ заокеанским «фабрикам снов».

М.: Действительно, фильмы выпускаются. Однако присмотрись: что это за фильмы? Та же голливудская штамповка! Правда, европейской сборки. Возьмем, к примеру, «Поцелуй дракона». Продюсерский проект Бессона со всеми приметами его фирменного стиля: невозмутимые герои, страдающие героини, большие пистолеты и акробатические поединки, долгие гонки по дождливым ночным улицам и пожизненно небритый злодей Чеки Карио. Стиль есть, а кино нет. Картонный сюжет и плоские герои, по сравнению с которыми механические динозавры Спилберга кажутся полными жизни и психологической глубины. Давно мне не было так скучно на «ломовом боевике»!

А.: Ну, ты все-таки не совсем типичный зритель. А вот широкая публика наверняка более снисходительна. Народу нужна народная культура. В нашем случае - культура массовая. Вещь естественная и в любом обществе необходимая. Бессон честно работает для местного зрителя на местном материале.

М.: О каком местном материале ты говоришь? У французов, между прочим, существует собственная традиция поп-культуры. И весьма непростая. Уникальный талант Сержа Гейнзбура соединял Шопена, Бодлера и рок-н-ролл. Пижон-интеллектуал Борис Виан писал гангстерские романы и играл джаз. Жан-Люк Годар приглашал в свои фильмы «Роллинг стоунз», Тома Уэйтса и эксцентриков из группы «Рита Мицуко». Европейский «попс» любит играть в концептуальность. А вот команда Бессона активно цитирует как раз американский поп-лексикон, яркий и банальный, как детский комикс. Проблема не в том, что они делают коммерческое кино, а в том, что это делается по чужим образцам.

А.: А ты не думаешь, что только так и можно работать в ситуации размывания привычных культурных барьеров? Весь мир слушает американскую поп-музыку, читает «Плейбой» и пьет «кока-колу». Если хочешь быть понятным - выучи общепринятый язык. По-моему, новое коммерческое кино made in France DOWN занято именно этим. «Клан Бессона» хочет сразиться с врагом его же оружием.

М.: Вот в этом и суть! Талантливый автор и умелый профессионал Бессон решил отстроить, так сказать, Голливуд-на-Сене.

А.: Собственно, почему бы и нет? Существует же под Парижем филиал «Диснейленда», а на Елисейских полях - ресторан «Макдональдс». Однако с кино все по-другому. Французский Голливуд замышляется как форма защиты европейской культуры от заокеанской экспансии. Кстати, и Россия заговорила о проекте «русского Голливуда» в Ялте.

М.: Это, кстати, общеевропейская тенденция. Внезапно во-шли в моду носители национального духа, певцы местной «самости». В Польше сняли «Огнем и мечом», на Украине - «Мазепу», в Германии молодые авторы сделали себе имя на провинциальных криминальных мелодрамах типа «Достучаться до небес», Александр Митта сработал советское ретро «Таежный роман». И вот парадокс: помпезное «национальное» историческое кино оказывается ужасно старомодным, как шумно разрекламированный французский «Видок». А модные «европейские американцы» - невероятно банальными, как последние проекты Бессона.

А.: Действительно, мы любили совсем другое французское кино, артистичное и легкое, психологичное и остроумное. Но, может быть, пора честно признаться, что эти времена необратимо кончились? Новый век - новое кино. Точнее, новая модель кино. Неповоротливые европейские киноструктуры, увлеченные защитой собственной самобытности, заметно уступают американской киноиндустрии в динамизме и оперативности. Американцы быстрее внедряют новейшие технологии в широкое производство. Европа привычно любит интеллектуалов, однако сегодня, увы, все чаще платят за технический уровень, а не за мозги. Побеждает тот, кто техничнее. И фильмы «бессоновцев» отвечают этим требованиям.

М.: А тебе не кажется, что «техничное» кино слабо совместимо с европейской культурной традицией? «Терминатор» - чисто американское зрелище. А вот перегруженные историей опусы типа «Братства волка» или «Сибирского цирюльника» - типичный европродукт. Самые интересные вещи получаются как раз тогда, когда автор не стремится играть в американца. Пример тому - та же датская «Догма». Или французский криминальный гротеск «Доберман». А вот то, что сейчас выпускает Бессон, кажется мне порождением воображения человека, лишенного культурной памяти. Он техничен именно потому, что лишен глубины.

А.: Да что ты так его не любишь? Человек делает нужное дело: развивает родное кино в новых условиях.

М.: Что-то не видно тут особого развития. В «Поцелуй дракона» боевого парня Джета Ли перенесли прямиком из голливуд-ского «Ромео должен умереть». «Ямакаси» скачут по Парижу в качестве «новых самураев». «Такси» перепевает старый американский фильм «60 секунд». Серьезные люди ищут иные ходы. Сумели же итальянцы в середине 60-х создать оригинальную модель «спагетти-вестерна» через отрицание американских стандартов! А защита по-французски слишком похожа на полную капитуляцию.

А.: Я все-таки ценю энергию Бессона. Вот появись у нас такой энтузиаст - на руках бы носили! И при этом смену себе растит, молодых режиссеров поддерживает и направляет. Раньше был Люк один - а теперь вон сколько!

М.: Чему тут радоваться? Что-то слишком похоже на труды и дни Александра Дюма-отца. Тот тоже был крайне работоспособен в силу того, что на него трудились литературные помощники-«негры». И как все они в итоге «складывались» в писателя Дюма, так и «бессоновцы» составляют не самостоятельные творческие единицы, а коллективного Бессона образца 2002г.

А.: Однако было бы нечестным все валить на одного человека. Даже те французские фильмы, которые сделаны за пределами «клана Бессона», отмечены печатью кризиса. Независимое кино в лице Жана-Марка Барра со товарищи повторяет азбуку той же «Догмы», одаренный Франсуа Озон мечется от панк-комиксов до мюзикла, модное «интеллектуальное порно» демонстрирует плоть и не способно раскрыть душу. На этом фоне волна «американского французского кино», вдохновленная Люком Бессоном, абсолютно закономерна. Это явление переходное, а потому изначально спорное и неровное по качеству. Все названное - элементы серьезных преобразований в европейском кинопроцессе.

М.: Так что же, спасибо французскому кино за его несовершенство?

А.: Выходит так. Не будем судить поспешно, подождем хотя бы промежуточных результатов. Думаю, что тот же Озон еще не раз удивит нас. Да и Бессон, при всей его влюбленности в детские книжки, способен на многое. А там и новые герои подрастут.

М.: Возможно, европейскому кино действительно стоило поиграть в Голливуд. Хотя бы для того, чтобы понять всю глубину их различия.
Добавить комментарий
Проверочный код