Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (323) 18 февраля 2002 г. Тема недели

«ШАНТАЖ НЕ ПРОЙДЕТ!» или Фасонная стрижка непричесанных мыслей правительства о либерализации

18.02.2002
Семен НЕШАРЕТСКИЙ

Президент на минувшей неделе заслушал отчет белорусского правительства. Выполнение предвыборных установок - по стабилизации курса рубля, снижению среднемесячных темпов инфляции, статистическому увеличению зарплаты почти в два раза, разговоры о либерализации, наконец - позволяли правительству надеяться на благоприятный исход встречи с главой государства. Ведь в свете главной задачи пятилетки был сделан резкий скачок в сторону «повышения благосостояния народа и приближения его к уровню экономически развитых европейских государств». Но не тут-то было.

В индульгенции на инфляцию, рост неплатежей, задержки с выплатой зарплаты, на дефицит бюджета, массовую убыточность предприятий правительству было отказано. Президент (по вполне понятным причинам) не стал связывать стремительно накапливающиеся системные проблемы экономики с точным выполнением правительством установок вождя. И совершенно напрасно, т.к. только ликвидация задолженности по повышенной зарплате вылилась в увеличение денежной массы в декабре на 14,7% (до этого среднемесячный показатель составлял чуть более 4%), заложив основу для 6,1% инфляции в январе. «Рискованным увеличением денежной массы в конце прошлого года» назвал эту ситуацию осторожный премьер Геннадий Новицкий.

В ответ Александр Лукашенко фактически запретил правительству развивать рыночные механизмы ценообразования, мотивируя это неподготовленностью экономики и самого правительства. В результате возникло впечатление, что правительством у нас управляют, как колхозной лошадью, т.е. при помощи двух звуковых команд: «Н-но!» и «Тпррру!» И в этом сказывается опыт, а не астрология. Год Лошади тут ни при чем, поскольку используемый в Беларуси тип управления народным хозяйством отличается многолетним и оригинальным характером. Правительству, не имеющему под рукой учебника «Майн кампф - экономикс», трудно предугадать «концепцию нового уклада экономики» - «т.е. то, что нам надо» - словами президента.

Деньги - единственный правильный ответ на эту часть вопроса. Сложнее с ответом на вторую часть: «Что надо делать?» Тем более что президент обложил ее условиями, не совместимыми с рыночной экономикой: «...большего предоставления свободы экономической, в т.ч. субъектам хозяйствования. Но это не значит, что мы уходим из какой-либо сферы деятельности нашего общества. Мы будем там, где у нас хватит сил». Подразумевая, вероятно, под силами реформаторские возможности прокуратуры, которой надлежит ужесточить ответственность за сокрытие доходов вплоть до полной конфискации имущества.

КТО ИДЕТ ЗА «БАЛТИКОЙ»?

До сих пор было известно, что такое уйти по-английски, т.е. не прощаясь. Благодаря Лукашенко мир узнал, что такое уйти по-белорусски - это когда уход оплачен, но бывший хозяин уходить передумал, как, впрочем, и деньги возвращать тоже. Российская пивная компания «Балтика» сумела в этом убедиться.

Специально для ее хозяев Лукашенко сделал заявление: «Если российские бизнесмены хотят участвовать в либерализации и приватизации предприятий, то пусть это делают по-белорусски. Шантаж в Беларуси не пройдет». Не успели балтийцы завезти на «Крынiцу» чаны для изготовления пива, как оказались должны президенту: «Мне было обещано в два раза больше поступлений в бюджет в первый же год, в десятки раз увеличение экспорта продукции, поддержка других, работа на контакте Лидского пивоваренного завода, «Оливарии» и т.д. - их тоже нельзя загубить, поддержка социальной сферы, строительство ледового дворца для рабочих и многое, многое другое».

На гениальный характер предложенного варианта приватизации указывает даже не отсутствие собственно нового производства, а те фантастические перспективы, которые открываются перед президентом после его реализации. Иностранные инвесторы, забыв про себестоимость и брезгуя прибылью, тратят десятки и сотни миллионов долларов на модернизацию белорусской промышленности, бережно сохраняя сплоченные трудовые коллективы и обеспечивая их занятость, снимая социальную заботу с плеч президента, которому ничего не остается, как только принимать верительные грамоты, объявлять войну, заключать мир и заниматься лечебной физкультурой в новых ледовых дворцах.

Поэтому всем потенциальным иностранным инвесторам стоит помнить, когда они слышат: «Моя политика открытая, если говорить об экономике и российском капитале». Это означает широко распахнутые карманы чиновников и пустые счета предприятий, которые им предстоит заполнить, а затем можно и помечтать о собственности в Беларуси. Так кто идет за «Балтикой»?

Наши местные инвесторы на такие удочки давно не ловятся, зная, что приобретение даже помещения бывшего детского сада обойдется не в номинальную сумму - $700 тыс., а с учетом взносов на городскую инфраструктуру в два раз дороже. Будем надеяться, что скоро и российские инвесторы проникнутся белорусской спецификой. Но тогда под угрозой окажутся прогнозируемые инвестиции и в 2002г. ($600 млн.), и в 2003г. ($1 млрд.) В реальность подобной угрозы, похоже, верит и Лукашенко, иначе бы он не стал столь скептически оценивать перспективы поступления средств от приватизации в бюджет в 2002г.

Вполне уместен вопрос: «А запасной сценарий у властей имеется? Ну, на тот случай, если произойдет непредвиденная задержка с иностранными, т.е. российскими инвестициями? И кто больше заинтересован в приватизации белорусской промышленности: мы или они?» Наверное, россияне, ведь это они в обмен на кредиты попытались вытолкнуть белорусского президента на скользкий лед реформ. Но в Беларуси хорошо осведомлены, как реагирует Лукашенко на любую попытку занять его место или хотя бы ограничить его власть. Если объявленную приватизацию расценить как ограничение экономической власти государства, то тогда никого не должно было удивить заявление белорусского президента об отказе от унификации белорусского законодательства по образцу российского. По этой же причине Лукашенко потребовал равноправия и выступил категорически против плана России по введению единого эмиссионного центра: «Если мне предложат эмиссию в Кремле, я никогда на это не пойду. Почему в Кремле, а не в Минске?» Подобное предложение носило встречный характер в ответ на просьбу белорусских властей создать единую валюту с Россией. Этого еще не успели забыть в обеих странах.

Судя по тому, как Лукашенко диктует россиянам условия, им просто не терпится предоставить социальную страховку белорусским трудящимся в обмен на словесные гарантии президента. И в этом прекрасном заблуждении можно пребывать до тех пор, пока не ознакомишься с докладом премьер-министра Новицкого, утверждающего, что «дальнейший рост экономики страны невозможен без существенной активизации инвестиционной деятельности». Знают об этом и в России и, по образному выражению премьера, «реально стучатся в дверь». Но это свидетельствует лишь о наличии предложений с Востока, обусловленных разрекламированной белорусскими властями либерализации. Удивило не это, а заявление премьера о «благоприятной внешнеэкономической ситуации по привлечению инвестиций».

Однажды новоиспеченный премьер уже сделал заявление подобного рода: «В последние годы по разным причинам, в т.ч. по политическим, инвесторы к нам не торопились. В настоящее время и в правовом, и во внешнеполитическом плане сложились новые условия. Избрание на пост президента Лукашенко, его убедительная победа, провозглашение либерализации экономики дали хорошие импульсы к международному сотрудничеству». Повторив этот странный тезис, глава правительства дал понять, насколько он действительно далек от более или менее объективной оценки экономической ситуации в стране.

Дело в том, что навязанные президентом дополнительные обязательства лишь уменьшают степень экономической свободы инвесторов (и без того ничтожную) и увеличивают степень риска. Именно этими показателями принято пользоваться при оценке инвестиционной ситуации, а не личными симпатиями к переизбранному президенту. Но это у них, а у нас, согласно отчету премьера, принято «руководствоваться указаниями президента» и «выдерживать требования главы государства» - очередная специфическая особенность белорусского рыночного социализма.

Наверное, президент удивится, а может быть, и обидится, но инфляция в отличие от премьера ему не подчиняется и развивается по собственным законам, а иначе бы он не стал требовать от главы правительства объективного анализа положения в экономике. Это занятие испортит настроение президенту надолго, и ему придется объективно выбирать между стабильным курсом рубля, сопровождаемым неплатежами и банкротствами, с одной стороны, и его любимым детищем - повышением благосостояния трудящихся на основе всеобщей занятости, с другой. Об этом следовало бы знать руководителю страны, второй раз с 1995г. пытающегося подступиться к проблеме соблюдения законов рыночной экономики.

И уронить рубль нельзя - вызовет не только падение реальных доходов населения, но и увеличит число убыточных предприятий, сидящих на импортных комплектующих. И девальвировать рубль более низкими темпами, чем темп инфляции, тоже невозможно - результат тот же, но сопровождаемый ростом неплатежей и снижением темпов экономического роста. Щелкая кнутом, из этой ситуации не выйдешь, нужен очередной экономический трюк, но уже с инвестициями. Наподобие того, когда перед выборами увеличили зарплату в два раза при росте производительности только на 4,1%. Но Лукашенко не хочет называть эту акцию трюком. А как же тогда насчет объективного анализа? Что тогда хочет узнать товарищ президент от товарища премьер-министра? Сказки? Так они издаются в книжках-раскладушках, а не в виде отчетов премьер-министров, будь он даже и товарищ.

И напоследок хочется рассказать о том, что если животному одновременно подать две взаимоисключающие команды, то у бедного создания может наступить мозговой ступор. Это обстоятельство надо обязательно учитывать водителям гужевого транспорта категории «Г», пытающимся рулить экономикой без прав международного образца.
Добавить комментарий
Проверочный код