Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (323) 18 февраля 2002 г. События. Оценки

ПАЛАТА ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ ЗАКОНЫ. Но боится

18.02.2002
Виктор МАРТИНОВИЧ

14 февраля состоялось расширенное заседание постоянной комиссии по госстроительству и регламенту ПП НС. Предметом обсуждения стали поправки в законопроект «О Национальном собрании». Среди прочих предложений прозвучала идея создания законопроектного центра при парламенте. От того, будут ли приняты внесенные поправки, зависит уже не только баланс между ветвями власти, но и взаимоотношения Беларуси с европейскими структурами.

На открытии заседания председатель комиссии по госстроительству Михаил Сосонко заявил, что работа над проектом вышла на финишную прямую. Снят ряд поправок, среди которых были достаточно любопытные. В частности, комиссия по промышленности предлагала исключить пункт об автоматическом прекращении полномочий ПП НС в случае прекращении полномочий Совета республики. Такая же участь постигла и поправку комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, которая усилила бы контроль парламента за формированием правительства. Депутаты предлагали, чтобы ПП НС давала добро на назначение не только премьера, но и министров экономики, финансов, иностранных дел, председателя КГБ. Если бы в окончательный вариант закона вошли вынесенные на расширенное заседание комиссии 33 поправки, национальный законодательный орган преобразился бы кардинальным образом.

Впрочем, для изменения ПП НС достаточно и того, что осталось от предложений депутатов. В частности, одобрена поправка постоянной комиссии по труду в ст. 19, предусматривающая, что «депутаты Национального собрания заслушивают по согласованию с соответствующими должностными лицами информацию» премьер-министра, генпрокурора и других чиновников. Суть поправки заключалась в исключении слов «по согласованию с соответствующими должностными лицами». На заседании 14 февраля депутаты вспомнили эпизод, когда палата приглашала на парламентские слушания министра внутренних дел, однако тот проигнорировал приглашение. По мнению депутата Анатолия Красуцкого, участие или неучастие в слушаниях - личное дело каждого. В то же время, по его мнению, исключение из текста ст. 19 и пункта о согласовании визитов должностных лиц могло стать компромиссом, достигнутым в рамках Конституции. Этот довод оказался определяющим. Комиссия решила оставить поправку с обоснованием «включена, исходя из выступления Александра Лукашенко перед Национальным собранием» (представляя премьера Новицкого, президент действительно заявил, что парламент должен шире использовать свое право заслушивать доклады правительства).

Не менее горячая дискуссия разгорелась по ст. 50 («Проект закона РБ вносится субъектом права законодательной инициативы в ПП НС на белорусском и (или) русском языках с приложением соответствующих сопроводительных документов»). Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу предложила добиться того, чтобы все документы поступали в палату не на одном русском, а на двух языках, как это было в Верховном совете 13-го созыва. В графе «заключение комиссии» (по госстроительству и регламенту) значился несколько неожиданный вердикт: «Преждевременно». Однако депутат Красуцкий пояснил, что законопроект вносится в палату субъектом законодательной инициативы в одном экземпляре и лишь потом раздается депутатам. Таким образом, если каждый депутат укажет, на каком языке хотел бы получать законопроекты, дополнительные расходы будут незначительными. Из финансовой области спор переместился в культурологическую. Сторонники принятия закона обратились к Конституции, в которой заложен принцип двуязычия. Закончилось все тривиальным вопросом в стиле «что об этом подумает президент?» Поскольку толком выяснить точку зрения главы государства на этот вопрос не удалось, комиссия решила проявить гражданское мужество и оставить поправку в списке.

Логично предположить, что депутаты убрали из законопроекта значительную часть положений, расширяющих полномочия палаты в связи с недавним заявлением Лукашенко о том, что «фактически под вывеской наделения каких-то полномочий дополнительных парламента сломать всю систему существующей власти. Вы хотите в это ввязаться? Это надо проводить референдум, менять Конституцию со всеми вытекающими последствиями. Если вы хотите как граждане этой страны, то я этого сегодня не хочу. Сегодня не до этого. Неужели надо ломать то, что еще не сработало и не отработало? Нам предлагают в этом плане элемент нестабильности». На фоне таких слов сложно принимать кардинальные решения.
Добавить комментарий
Проверочный код