Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (323) 18 февраля 2002 г. События. Оценки

ТОРОПИТЬСЯ С АКТОМ признано вредным

18.02.2002
Отдел политики

14 февраля в Москве состоялось первое заседание совместной белорусско-российской рабочей группы по подготовке Конституционного акта Союзного государства. Как сообщили «Белорусской газете» в представительстве Постоянного комитета союзного государства в Минске, за основу взят белорусский вариант. На заседании рассмотрено три документа и намечена схема работы по выработке единых принципов объединения.

В этот раз ньюсмейкером в союзной тематике выступил заместитель главы админист-рации президента Леонид Козик. На минувшей неделе он сделал ряд громких заявлений, касающихся будущего двусторонних отношений. По словам Козика, существуют трудности в работе над Конституционным актом. Касаются они в основном статуса и полномочий высшего должностного лица в межгосударственном образовании. Существующий механизм предусматривает, что руководителем Высшего госсовета (ВГС) становится один из президентов на ротационной основе (сейчас это Александр Лукашенко).

Однако вовсе не факт, что после принятия Конституционного акта этот принцип сохранится. Сегодня существует по меньшей мере три различных подхода к формированию структуры нового объединения. Их авторство принадлежит Постоянному комитету СГ и Российской ассоциации политических наук. Представленные принципы, несмотря на то, что они пока не закреплены ни в одном из союзных документов, могут лечь в основу финальной редакции Конституционного акта.

Первый вариант госустройства предполагает сохранение принципа ротируемости главы союзного образования (в данном случае - президента). Российский и белорусский президенты сменяют друг друга через каждые два года. Президент, находящийся «не у власти», занимает пост вице-президента.

Второй вариант предусматривает, что президентом союзного государства a priori становится российский президент. Владимир Путин или его преемник занимает этот пост на постоянной основе и не делится своей властью со своим белорусским коллегой, который скромно довольствуется постом вице-президента.

Третий, наименее вероятный вариант, предусматривает коллегиальное управление государством. Главным госорганом, согласно этому сценарию, является Высший госсовет, куда входят президенты двух стран и члены союзного правительства. Преимущество данного варианта - он не оставляет места для спора о том, кто из президентов главнее. Предыдущие два оставляют простор для полемики. Правда, последний вариант все-таки содержит в себе элемент казуистики: каким бы коллегиальным ни был коллективный орган, окончательное решение всегда принимает один человек (в парламенте - спикер).

Козик не исключает выборы президента союзного государства напрямую населением Беларуси и России. В интервью БТ замглавы администрации высказался в том духе, что белорусская сторона не станет возражать против принятия россиянами документов в том виде, в котором они представлены. «Конституционный акт должен развивать Договор о союзном государстве», - пояснил он. Вопреки ожиданиям скептиков россияне согласились с белорусским вариантом.

13 февраля госсекретарь союзного государства Павел Бородин заявил, что не исключает принятия Конституционного акта уже в нынешнем году. При этом он добавил, что референдум по Конституционному акту может быть проведен в этом году, а выборы в парламент союзного государства - в конце нынешнего или начале следующего года. Госсекретарь выразил надежду, «что уже к лету, максимум к осени», Конституционный акт будет готов. Двумя днями раньше Козик сообщил, что документ не будет подготовлен даже к середине лета. «Мы находимся в начале пути, - заявил он, - и мы не должны торопиться. Мы должны все внимательнейшим образом обсудить. Подключить сюда юристов-международников, юристов-конституционников». Уже на заседании Козик, как будто отвечая Бородину, еще раз подчеркнул, что излишняя торопливость в надежде на то, что акт будет разработан и принят в течение двух месяцев, дискредитирует саму идею его создания.

Белорусская часть совместной рабочей группы привезла в Москву три союзных документа: проект Конституционного акта, проект принципов его построения и проект Конституционных принципов союзного государства. Конституционный акт был подготовлен депутатами Парламент-ского собрания; проект Конституционных принципов разработан под эгидой Постоянного комитета союзного государства, проект принципов построения Конституционного акта - белорусской частью совместной рабочей группы.

По официальным данным, итогом заседания совместной рабочей группы стало принятие регламента работы и окончательное утверждение состава рабочей группы. По неофициальной информации, итогом рассмотрения трех белорусских документов стало общее решение по процедуре работы над Конституционным актом. Сначала будет согласовано содержание Конституционных принципов союзного государства. Затем принципы поступят на рассмотрение Высшего госсовета. И лишь потом, с учетом поступивших предложений, принципы найдут отражение в тексте КА. Как сообщил нам источник в представительстве Постоянного комитета СГ, при согласовании процедуры и выработке принципов за основу будут взяты белорусские подходы к интеграционной проблематике. Впрочем, в это не совсем верится: судя по многочисленным заявлениям представителей российской стороны, оттуда наш суверенитет видится совершенно не так, как из Минска. И напрасно Козик перед отъездом в Москву заявлял, что главным принципом объединения для Беларуси является сохранение суверенитета. Суверенитет у союзного государства может быть только один - союзный.
Добавить комментарий
Проверочный код