Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (323) 18 февраля 2002 г. Экономика

МОБИЛЬНАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ

18.02.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусское законодательство блокирует прогресс на рынке сотовой связи

Процедуры сертификации товаров и лицензирования предпринимательской деятельности призваны служить защите интересов потребителей. В государстве, пытающемся любой ценой защитить собственную технологическую отсталость, эти процедуры с успехом используются для дискриминации предпринимательских структур и недобросовестной товарной конкуренции. В Беларуси подобный контроль производится силами Госинспекции по электросвязи (БелГИЭ), Минсвязи, МИДа и многих других организаций. Анализ их деятельности на рынке средств мобильной связи свидетельствует, что используемый механизм сертификации и лицензирования не защитил страну от допотопных телефонных аппаратов, не способствовал развитию конкурентного отечественного производства импортных аналогов.

Лет 7 назад сотовый телефон был таким же предметом роскоши, как в начале 80-х видеомагнитофон. Сегодня «эриксоны» и «нокии», «сименсы» и «моторолы» стремительно расширяют свое присутствие в Беларуси. Компания Velcom, первый белорусский оператор GSM, обслуживает около 130 тыс. клиентов. Пионер мобильного рынка Беларуси - «Белсел» - еще 18 тыс. Второй оператор GSM - российская компания «МТС» - планирует оказывать услуги 350 тыс. клиентов в режиме GSM 900-1800. Таким образом, в весьма обозримом будущем мобильный телефон будет в каждой шестой белорусской семье.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР ПРОГРЕССУ

Но сотовый телефон, в отличие от традиционного, считается радиоэлектронным средством (РЭС). Оборот и использование РЭСов жестко контролируются государством. Конечно, порядок в частотах должен быть. Правительственная связь, милиция, армия, телевидение и радио - каждый работает на своей частоте. Если допустить хаос на этом рынке, то вероятность наступления катастроф весьма высока: не зря перед посадкой в самолет капитан требует отключить все электронные средства связи и телефоны. Но госмонополия не гарантирует порядка в этом деле.

В Беларуси государство владеет эфиром и через систему лицензирования предоставляет право пользоваться определенной частотой. Вся система сложилась задолго до появления сотовой связи, которую надо было каким-то образом встроить в частотный спектр. Во время Советского Союза даже радиоприемники рассматривались как источники «вражеской» информации, поэтому все, что было хоть как-то связано с эфиром, радиоэлектроникой, носило налет секретности и шпиономании. Именно с таким отношением приступили наши регулирующие органы к развитию сотовой связи. Министерство связи и информатики Беларуси 29 апреля 1995г. издало приказ N52 «Об утверждении положения о присвоении радиочастот и регистрации радиоэлектронных средств с радиоизлучением в Республике Беларусь». Кабинет министров расширил нормативную базу в этой сфере постановлением N427 от 27.07.96 «О государственном надзоре за электросвязью в Республике Беларусь». Благодаря этим документам в Беларуси представлен очень ограниченный ассортимент морально устаревших образцов мобильных телефонов. Складывается впечатление, что законодательство по мобильной связи в нашей стране писано еще по канонам советских времен тотальной шпиономании, в то время как в той же Польше мобильные телефоны давно уже продаются в супермаркетах.

Согласно пункту 1.4. «Положения…» Минсвязи, «юридические и физические лица обязаны зарегистрировать приобретенные ими РЭС в течение 14 дней со дня приобретения». Незарегистрированными сотовыми телефонами пользоваться запрещено. Если гражданин Беларуси купил за границей трубку, надеясь подключить ее к сети в Минске или другом городе, то, согласно действующему законодательству, он не имеет права вообще ввозить ее на территорию страны без выполнения надлежащих процедур. Таможня должна изымать все телефоны, поскольку без регистрации ими пользоваться запрещено. «Для регистрации РЭС его владелец обязан предоставить в БелГИЭ заявку о регистрации РЭС, сертификат, подтверждающий возможность использования данного типа РЭС на территории Республики Беларусь, и заполнить выданную анкету БелГИЭ с вопросами об основных технических характеристиках регистрируемого РЭС, параметрах излучения, признаках его идентификации и предполагаемых географических координатах его использования».

ПО КРУГУ

Вот как выглядит процедура входа на рынок продажи сотовых телефонов. Сначала вы получаете лицензию на право заниматься оптовой торговлей в целом. Решение торговать сотовыми телефонами сопряжено с необходимостью получить кучу справок и разрешений. Вы подписываете контракт и сначала завозите пробную партию. На границе оставляете телефоны на хранение таможне и едете в БелГИЭ за разрешением на ввоз. Эту бумажку вам обязаны дать (если все нормально с документами) в течение 10 дней. Есть один нюанс. Марка телефона, который вы приобрели, должна быть сертифицирована в Беларуси, иначе данное устройство вообще нельзя использовать. Но как можно сертифицировать телефон, ввоз которого на территорию страны запрещен? Вы пишете в УП «Белгипросвязь» заявление, что у вас есть намерение ввезти партию сотовых телефонов - сначала для сертификации. За определенную плату вам это разрешение выдают. Получение нужного документа быстрее обычного стоит значительно дороже.

Прежде чем приступить к сертификации сотового телефона, необходимо получить заключение санитарных органов о безопасности данного устройства. Гигиеническая сертификация длится минимум две недели и, конечно, не бесплатно. Затем вы должны запастись терпением и ждать месяца два, когда же, наконец, вам выдадут белорусский сертификат соответствия на высокотехнологичный шведский, немецкий или французский аппарат.

РАЗРЕШЕНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ

Наконец, долгожданный сертификат соответствия получен. Вы хотите побыстрее ввезти товар, заплатить родному государству налоги и легально заниматься бизнесом, создавая при этом рабочие места. Оказывается, деньги казне совсем не нужны. Чтобы начать продажу, вам надо получить еще целую серию разрешений. Ее открывает разрешение на продажу сотовых телефонов. Ваше намерение ввезти товар и продавать его - две разные вещи. Их нельзя путать. На основании сертификата соответствия вы получаете разрешение на продажу. Опять подаете заявление в БелГИЭ. Этот орган должен согласовать решение данного вопроса с КГБ и другими заинтересованными организациями. Вам повезло, если согласование заняло две недели. С этой бумажкой вы опять обращаетесь в БелГИЭ с просьбой выдать разрешение на ввоз все тех же сотовых телефонов. Эта санкция действует всего один месяц и в документальном виде должна содержать номер разрешения на продажу. Но, если вы не успели получить товар, все начинается заново.

С этим документом вы несетесь на таможню. И тут вам говорят: «При всем уважении к вашей компании, к товару и к сертификатам вам необходимо получить разрешение МИДа».

Без очередного важного документа таможня не имеет права давать «добро». Кстати, стоит данное разрешение немало - 1% от цены товарной партии. Наконец, обложившись справками, разрешениями и сертификатами, заплатив таможенную пошлину и за услуги всех организаций, вы получаете свой товар.

Если вы думаете, что можете приступить к продаже сотовиков, то ошибаетесь. Вам надо опять отнести все полученные аппараты в БелГИЭ, переписать все индивидуальные номера трубок для дальнейшей регистрации. За каждый аппарат надо заплатить около $3. Оказывается, у нас не только граждане должны быть с паспортами, но и сотовые телефоны.

Из 140 тыс. подключенных телефонов через вышеописанные процедуры было ввезено всего около 41 тыс. аппаратов. Госбюджет не получил ни НДС, ни таможенных пошлин. Фирмы, которые легально торгуют на рынке, могли бы нанять больше людей и платить больше социальных налогов. Прямые потери с одного сотовика для бюджета составляют около $15-20.

Логика чиновников, когда они защищают наш внутренний рынок от импортных телевизоров, ковров или холодильников, понятна. У нас есть свои производители этих товаров. Но в Беларуси никто не производит сотовые телефоны. От кого же мы защищаемся? Выстроенная система уже принесла убытков казне на $2 млн. Это только по одной товарной группе. За прошлый год бюджет недополучил 365 млрд. рублей (около $280 млн.). Если изменить систему торговли всего лишь по 100 группам товаров, то хватило бы денег на закрытие этой бюджетной дыры.

ДВА ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

Из существующего положения может быть как минимум два выхода. Первый - логическое развитие существующей системы, когда обязательной паспортизации будут подвергнуты не только электронные товары, но и, скажем, зубные щетки. Эта идея может понравиться Минздраву. Что касается сотовых телефонов, то контролирующим органам будет приказано установить жесткий контроль за их пользованием. При пересечении государственной границы все иностранцы будут обязаны сдать свои мобильники на хранение до получения специального разрешения. Любой водитель-дальнобойщик должен будет в Бресте отдать свой аппарат, поскольку он не зарегистрирован в РБ в установленном порядке. Роуминг, по логике белорусских инструкций, является запрещенной операцией. В качестве меры по наполнению бюджета и защиты государственных интересов можно объявить о необходимости зарегистрировать в установленном порядке все не прошедшие эту процедуру аппараты. Только на этом казна может получить как минимум $300 тыс. В контексте бюджетного кризиса «наезд» на пользователей мобильной связи может быть одной из антикризисных мер приближающегося чрезвычайного экономического положения.

Другой вариант развития событий - ревизия системы сертификации и лицензирования, либерализация режима ввоза мобильных телефонов и иных высокотехнологичных товаров, признание сертификатов качества известных компаний и авторитетных лабораторий. Но об этом говорить слишком рано.

Для особо интересующихся прилагаем в качестве справки список необходимых законодательных актов и краткое содержание порядка получения специальных разрешений.

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЭС НА ТЕРРИТОРИИ РБ

Специальное разрешение на реализацию РЭС выдается по письменному обращению заинтересованного юридического или физического лица. К письменному обращению прилагаются:

1) копия устава предприятия (организации, общества), заверенная в установленном порядке;

2) копия свидетельства государственной регистрации предприятия (организации, общества, частного предпринимателя), заверенная в установленном порядке;

3) копия документа, подтверждающего правомочность использования площадей предприятием (организацией, обществом, частным предпринимателем), предназначенных для организации торговли и места хранения РЭС (склада);

4) копия специального разрешения (лицензии) на изготовление, ремонт и техническое обслуживание сложной радиоэлектронной аппаратуры и ее узлов в случаях, предусмотренных законодательством РБ (для предприятий, организаций, обществ, частных предпринимателей, занимающихся производством РЭС);

5) копия (копии) специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и (или) розничной торговли в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

6) копия приказа о назначении должностного лица предприятия (организации, общества) ответственным лицом за правильность учета и реализации РЭС;

7) перечень типов РЭС, предполагаемых к реализации, с указанием их частотных диапазонов, максимальной мощности передатчика. К перечню РЭС прилагаются копии сертификатов соответствия РБ, а также при необходимости копии удостоверения о гигиенической регистрации и актов гигиенической экспертизы на каждый тип РЭС, предполагаемых к реализации;

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ДОЛЖНА ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЭС

1. Закон РБ «О связи».

2. Закон РБ «О защите прав потребителя».

3. Постановление Кабинета министров РБ от 27 июня 1996г. N427 «О государственном надзоре за электросвязью в РБ».

4. «Положение о порядке приобретения, проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории РБ и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств с радиоизлучением и высокочастотных установок», утвержденное постановлением Кабинета министров РБ от 31 марта 1995г. N181.

5. Постановление Совета Министров РБ от 22 сентября 1993г. N635 «О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг».

6. «Положение о присвоении радиочастот и регистрации радиоэлектронных средств с радиоизлучением в РБ», утвержденное приказом Министерства связи и информатики РБ от 29 апреля 1995г. N52.

7. «Правила розничной торговли бытовой радиоэлектронной аппаратурой в РБ», утвержденные приказом Министерства торговли РБ от 19 мая 1997г. N65.

8. «Временные правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства торговли РБ от 30 мая 1997г. N73.

9. «Правила торговли на рынках РБ», утвержденные приказом Министерства торговли РБ от 10 июля 1998г. N100.
Добавить комментарий
Проверочный код