Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (323) 18 февраля 2002 г. Экономика

С ЛЮБОВЬЮ К ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

18.02.2002
Елена РАКОВА

О необходимости либерализации экономики сегодня не говорит только ленивый. Ее обещали президент и новое правительство. Прошло пять месяцев, в течение которых экономика медленно, но уверенно теряет свой потенциал и конкурентоспособность.

НАВЕРНОЕ, КТО-ТО ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ

Выступая перед депутатами Палаты представителей 10 октября 2001г. на представлении нового премьер-министра, Александр Лукашенко заявил: «В моей предвыборной программе определен курс на большую экономическую свободу, на создание условий для развития предпринимательской инициативы… Будем влиять на хозяйственный комплекс другими методами. Более гибкими и эффективными. Нашему правительству придется научиться управлять преимущественно экономическими методами. Свести до минимума прямое вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования». Таким образом, президент пообещал всем и каждому «либерализацию в рамках».

Напомним, что в число самых необходимых и первоочередных мероприятий, по признанию независимых экспертов, бизнесменов и даже директоров госпредприятий входили: упрощение процедуры создания и ликвидации предприятий (снижение размеров уставного фонда, разрешительный принцип регистрации, принцип одного окна и т.д.) и создание равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности; принятие нового закона «О лицензировании», ликвидировавшем разросшийся в последние два года беспредел в этой области); упрощение процедур сертификации и ликвидация прочих барьеров входа на рынок; либерализация цен и внешнеторговой деятельности; ликвидация ряда налогов и упрощение налоговой системы в целом; сокращение количества контролирующих органов и размеров экономических санкций.

СЛОВА И ДЕЛА

Прошло достаточно времени, чтобы сравнить обещания и реальные действия. К признакам «свершившейся» либерализации можно отнести: отмену декрета N40; непринятие в третьем и четвертом кварталах 2001г. и первом квартале 2002г. предельных индексов повышения цен в месяц; сокращение списка социально значимых товаров (из списка исключены спички, соль и масло животное); указ N167 от 13.12.01, увеличивший срок поступления валютных средств до 180 дней и введший в цепочку внешнеторговых согласований дополнительное звено - Минторг. По ходу дела ликвидировано за ненадобностью Министерство приватизации и предпринимательства, создано Министерство по налогам и сборам, сокращено количество комитетов при Совмине, объявлено о необходимости сокращения численности госаппарата (до 10%) и его документооборота (в два раза). Вот, пожалуй, и все.

БЫЛА БЫ ПРОГРАММА

Прозаседав несколько месяцев, парламент отправил на доработку все громко обсуждавшиеся проекты законов, приняв в первом чтении Налоговый кодекс, который почти ничего не упрощает, а только скорее усложняет. С 9 октября вступил в силу новый «продвинутый» и рыночный Инвестиционный кодекс, однако земля в собственность иностранными инвесторами может приобретаться лишь по особому решению президента под конкретный инвестиционный проект. Правительство в оправдание своей пассивности ссылается на то, что большинство репрессивных мер введено нормами указов и декретов, и оно, мол, не причем.

Тем не менее что-то делалось. 7 декабря 2001 г. премьер-министр Геннадий Новицкий представил депутатам программу деятельности правительства. Основной целью правительства, как и в предыдущие годы, объявлено «неуклонное повышение благосостояния народа и продвижение к уровню развитых стран». К 2005г. правительство планирует довести зарплату до уровня $250 (рост в 2,5 раза). ВВП за это время планируют увеличить на 35-40%, объем экспорта - в 1,5 раза, инвестиции - в 1,7-1,8 раза, энергоемкость ВВП - снизить на 20-25%, материалоемкость - на 6-7%. Среди старых, ничем не наполненных деклараций, есть и новое - правительство обязуется «усилить контакты с различными социальными группами путем регулярных выступлений руководителей всех уровней в СМИ, их отчетов о своей деятельности в трудовых коллективах, организации регулярного приема граждан по личным вопросам, в том числе в местах их проживания, обсуждения с гражданами их предложений по социально-экономическому развитию страны» (выделено авт.). Так что теперь в рамках объявленной либерализации можно записаться на прием к министру или вызвать его для консультаций в ЖЭС.

А 28 декабря постановлением Совмина и Нацбанка утверждена программа повышения реального спроса экономики на деньги. Обоснованные опасения в нереальности 20-27% инфляции при одновременном увеличении денежной массы на 50-100% вызвали необходимость в утверждении еще одной госпрограммы. Как говорится, была бы программа, а жизнь всегда богаче.

Все пять прошедших месяцев либерализации президент отменял и принимал указы, вводя новые изменения и дополнения в старые документы, а заодно издал указ N40. Теперь любая финансовая операция, совершенная с нарушением законодательства, может повлечь серьезную ответственность. При этом Комитет госконтроля особо не интересует, а был ли умысел. Завысил отчисления в фонд соцстрахования - значит, занизил прибыль, поставил лишнюю запятую в таможенной декларации - значит, нарушил правила заполнения документа, а раз нарушил - заплати в двойном размере от суммы сделки.

Начавшийся год не сулит экономике Беларуси ничего хорошего. Очевидно, что на кардинальную хирургическую операцию в виде всеобъемлющих реформ это правительство и парламент не готовы ни морально, ни интеллектуально. К тому же, у них нет необходимых полномочий. А рост количества принимаемых прогр амм не поможет предприятиям найти необходимые инвестиции и провести реструктуризацию, также как и многочисленные заседания и конференции чиновников, экспертов и бизнесменов ничего не изменят в действующем правовом поле. А по мере улучшения количественных и качественных показателей работы народного хозяйства у наших ближайших соседей все очевиднее будут недостатки белорусского пути развития.

ЗАКОНЫ ЭКОНОМИКИ ОТМЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Законы экономики опасно игнорировать - платить приходится дорого. Наряду с ростом количественных показателей, ухудшаются качественные. По итогам года ВВП составил 104,1, рост промышленности - 105,4, сельского хозяйства - 101,8%. И неважно, что у нас зафиксирован самый низкий прирост ВВП среди стран СНГ и ЦВЕ. И что декабрьская инфляция сопоставима с годовой инфляцией Армении, Грузии, Кыргызстана или Украины. Валовые показатели для руководителей государства по-прежнему приоритетней. Однако даже власти становится все сложнее не замечать недостатки действующей экономической политики. В сравнении с ростом промышленности особо заметны провалы в инвестиционной деятельности. Так, объем инвестиций в декабре 2001г. составил всего 73% к декабрю 2000г., в т.ч. производственного назначения - 70,1%. Хуже всего обстоят дела в любимых точках роста: инвестиции в сельское хозяйство составили 68,9%, в строительство - 63,9%. В белорусских условиях убыточны даже торговля и питание, соответственно снижается и объем инвестиций - 65,4% к уровню предыдущего года.
Добавить комментарий
Проверочный код