Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (319) 21 января 2002 г. Тема недели

МИНТОРГ СОСТАВИЛ ПРОТОКОЛ...

21.01.2002
Александр СТУДЕНЦОВ

Чтобы дестабилизировать рынок табачных изделий в стране, достаточным оказалось проведения первым замминистра торговли совещания с представителями импортеров этого товара. Теперь, похоже, издавать нормативно-правовые акты на уровне министерства считается дурным тоном.

Посовещавшись, упомянутый чиновник решил (единолично подписав протокол N2 от 5.01.2002г.): «В соответствии с протоколом поручений президента Республики Беларусь от 20 ноября 2001г. N54 реализация ввозимых табачных изделий должна осуществляться по четкой и прозрачной схеме товаропроводящей сети. Такая схема предполагает реализацию импортных табачных изделий фирмами-импортерами через собственное оптовое звено непосредственно объектам розничной торговли или через систему оптовых организаций «Бакалея» и «Белкоопсоюза».

Рассмотрим буквальный смысл некоторых пассажей из этого документа. Во-первых, он допускает реализацию табачных изделий оптовыми партиями напрямую торговым организациям и индивидуальным предпринимателям для розничной продажи, в т.ч. через временные торговые объекты (киоски). При этом не подразумевается, например, что каждый поставщик должен создавать с этой целью в собственной структуре цепь обособленных подразделений (звеньев), представляющих его интересы в той или иной местности. Все равно он остается единым субъектом гражданских правоотношений, т.е. искомым «оптовым звеном».

Во-вторых, импортеры могут поставлять указанные изделия любой организации, имеющей лицензию на оптовую торговлю. Правда, сделать это можно только при посредничестве названных окологосударственных структур. Но при этом не обязательно, чтобы последние были покупателями. Формулировка «через них» предполагает, что они могут действовать на основании договоров комиссии или поручения, заключенных с импортерами.

Тем не менее исключается возможность свободного заключения договоров поставки между оптовиками по их желанию. Но зато, в-третьих, кто-то рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 232 УК за вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенное должностным лицом с использованием служебного положения.

В-четвертых, несмотря на то, что в последнее время слово «протокол» в бизнес-кругах звучит устрашающе, персональную волю высокопоставленного лица можно проигнорировать. Лишь после того, как Минторг издаст соответствующий приказ, может потребоваться его обжалование в судебном порядке. При условии, конечно, что табачные короли по-прежнему будут твердо отстаивать конституционные принципы равенства условий в экономике для всех.

В общем, после громких заявлений о либерализации нетарифного регулирования внешней торговли оно стало еще более изощренным. Помимо лицензирования, квотирования, регистрации контрактов и установления предельных цен предпринимателей вынуждают подчиняться протокольным записям. Это спровоцировало публичный скандал: поставщики приостановили отгрузку «кислородных палочек» по заключенным договорам, сославшись на форс-мажорные обстоятельства. Оказывается, на организованный протест способна не только передовая часть предпринимателей, торгующих на рынках.

P.S. Автор неоднократно выступал в печати с критикой существующей системы санкций, применяемых к юридическим лицам. Но заинтересованных последователей, в первую очередь среди объединений предпринимателей, не нашлось. Практика показала, что из-за отсутствия массированного противодействия чрезмерному ужесточению условий хозяйствования возникает аномальная зона повышенного риска.
Добавить комментарий
Проверочный код