Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (319) 21 января 2002 г. Тема недели

ПОКУРИМ?

21.01.2002
Марина ГУЛЯЕВА

Даже лошадь закурила бы от последних событий на табачном рынке страны. Затянулась бы сигареткой, забилась в мучительных конвульсиях и умерла, как ей и положено, от капли никотина. Наш табачный рынок, скорее, «умрет» от другого - от благих намерений Минторга сделать его прозрачным. Сужение ассортимента, дефицит отдельных марок сигарет, уменьшение легального импорта табачных изделий и обратный ему рост притока контрабандных - все это многомиллионную армию белорусских курильщиков ожидает в самое ближайшее время. Импортеры еще говорят о «необъявленной» войне частным предпринимателям на фоне объявленной либерализации экономики.

«ТАЙНОЕ» ПОСТАНОВЛЕНИЕ

По оценке крупнейших импортеров табачных изделий, государство «трясет» табачный рынок страны с периодичностью раз в два года с одной и той же целью - навести на нем порядок. Восстановим хронологию основных событий прошлого года.

В начале 2001г. по инициативе белорусских производителей сигарет МИД начал масштабное расследование табачного рынка. «БГ» сообщала, что итогом расследования стало введение специальных ввозных пошлин на сигареты, цена которых не превышает $0,26. Вспомним также стремление компании «Белая Русь» получить статус генерального импортера табачных изделий. На заседании, состоявшемся 20 ноября прошлого года, Александр Лукашенко потребовал, чтобы «реализация табачных изделий осуществлялась по четкой и прозрачной схеме товаропроводящей сети». Конец года прошел в ожидании соответствующего декрета президента о регулировании табачного рынка, который не подписан до сих пор. Импортеры ждали, когда объявят тендер, который традиционно проходил в октябре, но он так и не состоялся, и едва ли не до конца декабря все импортеры находились в «подвешенном» состоянии.

Между тем 10 декабря подписано постановление Совмина «О ввозе табачных изделий в Республику Беларусь», где определен порядок ввоза и получения импортных квот на табачные изделия. Согласно документу, МИДу поручено «продлить до 1 апреля 2002г. срок действия специальных лицензий на импорт табачных изделий, выданных на 2001г. организациям, определенным Межведомственной комиссией по проведению открытого конкурса по реализации импортных квот на табачные изделия в первом квартале 2002г.».

По словам импортеров, они узнали об этом постановлении значительно позже, как, собственно, и о решении Межведомственной комиссии, которая определила, кто будет поставлять сигареты в Беларусь в первом квартале 2002г. Т.е. конкурса как такового не было вообще. Решение принималось без участия импортеров и, по некоторым данным, на основании документов Комитета госконтроля. В итоге, если в прошлом году по результатам конкурса импорт сигарет осуществляли 20 компаний, то в этом году тендерная комиссия оставила всего три и добавила нового участника - «Белую Русь», предприятие Управления делами президента (УДП). Несмотря на то, что эта компания не занималась импортом сигарет в прошлом году и соответственно не имеет лицензии на ввоз сигарет, которую МИД, согласно постановлению Совмина, обязан продлить. Но для «Белой Руси» было сделано исключение.

С одной стороны, этот факт можно расценивать как победу тех, кто боролся против вхождения «Белой Руси» на табачный рынок. По оценке наблюдателей, различные министерства и ведомства проявили редкое единодушие и согласованность в действиях против предприятия УДП. Но с другой стороны, то, что «Белая Русь» не получила статус генерального импортера, а всего лишь квоту на ввоз сигарет в первом квартале этого года. Это можно расценивать как поражение и как первый шаг предприятия УДП к намеченной цели. «Мировым табачным компаниям диктуют, с какими импортерами они должны работать. Если же этот импортер по каким-то причинам перестанет устраивать Минторг, у компаний не останется выбора - только «Белая Русь». Этот импортер готов взять всех», - заявил в беседе с корр. «БГ» представитель одной из крупнейших в мире табачной компании.

Таким образом, в первом квартале по волевому решению Межведомственной комиссии сигареты будут поставлять всего четыре компании. Те юридические лица и индивидуальные предприниматели, как диктует постановление Совмина от 10 декабря, которые уплатили до 1 января в установленном порядке авансовые платежи акцизов и не получили право на импорт табачных изделий в первом квартале, могут ввозить сигареты лишь до 1 февраля и обязаны реализовать их до 1 марта. Что ожидает компанию, которая не успеет продать свои сигареты до указанного срока - вопрос остается открытым. Но последствия, с учетом того, что они никак не закреплены законодательно, можно предполагать самые различные - от конфискации сигарет до безвозмездной передачи их базам «Бакалеи» и «Белкоопсоюза». «Нам говорят, что, мол, если не успеете реализовать, остатки передадите базам «Бакалеи». Что значит «передадите»? На каких условиях, по каким ценам? Или меня просто заставят отдать им товар, за что мне пожмут руку и скажут «спасибо»?..»

«НЕОБЪЯВЛЕННАЯ» ВОЙНА

Ссылаясь на поручения президента о «четкой и прозрачной схеме товаропроводящей сети табачных изделий», Минторг рекомендует импортерам новый порядок реализации сигарет. Согласно протоколу N2 совещания в Минторге от 5 января, «такая схема предполагает реализацию импортных табачных изделий фирмами импортерами через собственное оптовое звено непосредственно объектам розничной торговли или через систему оптовых организаций «Бакалея» и «Белкоопсоюза».

Таким образом, импортерам пока только рекомендована новая схема реализации сигарет. Первая позиция - собственное оптовое звено. Однако что это такое, по словам импортеров, в Минторге внятно сформулировать не могут, поскольку сам термин как таковой ни в каких документах не зафиксирован. Можно предположить, что собственное оптовое звено означает наличие у поставщиков собственных складов, структур, которые должны заниматься реализацией сигарет во всех регионах страны. Как говорят сами импортеры, наличие таких структур сегодня экономически невыгодно, поскольку объемы продаж сигарет невелики и «содержание складов даже в областных городах обойдется очень дорого». Если частные предприниматели помимо продажи сигарет занимаются и другими видами деятельности, что позволяет уменьшить затраты на реализацию табачных изделий, то импортеры, как правило, ведут только сигаретный бизнес. За годы работы на рынке каждый импортер сформировал собственную систему мелкооптовых посредников, которые продают сигареты по блокам, формируют партии для каждого киоска в отдельно взятом райцентре. Отлаженная система дистрибуции, многолетние связи с оптовыми поставщиками - все это обеспечивало бесперебойную реализацию сигарет и их доставку в самые отдаленные уголки страны. Но это звено выпадает из рекомендаций Минторга, и импортерам не оставляют больше выбора, кроме как работать с базами «Бакалеи» и «Белкоопсоюза». Огромное количество частных оптовиков, которые заплатили за оптовую и розничную лицензии на реализацию сигарет на ближайшие несколько лет, фактически лишены работы без всяких нормативных актов.

Положения Минторга носят рекомендательный характер, но уже можно говорить о нарушении существующих законов. И в первую очередь - закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», по которому госорганам запрещается («если иное не установлено законами и (или) актами президента РБ, принятыми (изданными) в соответствии с Конституцией РБ») «принимать (издавать) акты, заключать соглашения, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан».

И тем не менее, по словам импортеров, в устной форме перед ними поставлено условие не работать с частными оптовиками: не согласитесь - не пройдете тендер, который должен состояться в конце января. А сегодня импортер должен подписать договор с Минторгом на поставку сигарет в первом квартале, где оговорена предложенная схема реализации сигарет. Без подписанного министерством договора импортер не сможет осуществлять поставки.

Какие мотивы движут Минторгом? Можно предположить несколько вариантов. Во-первых, перераспределяя потоки реализации сигарет из частной розничной торговой сети в государственную, Минторг надеется тем самым улучшить финансовое положение торговых госпредприятий, более 40% которых сегодня убыточны. А между тем 80% сигарет сегодня продаются именно в частной торговой сети или киосках. Но крайне сомнительно, что эти надежды оправдаются, поскольку, как сказал один из импортеров, «как только закроется 42 киоска, тут же выйдут 84 бабушки». А такая «бабушка», к слову, в день от продажи сигарет имеет $8-10. По оценке специалистов, если за последние несколько лет доля контрабандных сигарет на рынке с 30% снизилась до 8-10%, то сегодня она опять значительно вырастет. Кроме того, импортерам невыгодно работать с госпредприятиями, потому что расчеты за поставленные сигареты не входят в первоочередные платежи.

Во-вторых, можно предполагать, что, ликвидируя т.н. «неорганизованный рынок» в лице киосков, Минторг надеется решить проблему неуплаты налогов.

«Даже если учесть, что таким образом государство пытается бороться с неуплатой налогов, ему будет нанесен больший ущерб контрабандой. И, возможно, надо вести речь не о борьбе, а о создании новой системы налогообложения. Что касается киосков, они будут существовать до тех пор, пока не начнется процесс консолидации мелкой розницы, когда вместо пяти киосков предприниматель откроет магазин, но для этого должны быть созданы экономические условия. Так происходило в Москве и Санкт-Петербурге, но для этого понадобились годы свободной торговли», - утверждает представитель компании-импортера.

...Оценивая стремления Минторга, пока еще оформленные в качестве рекомендаций, навести порядок на табачном рынке, импортеры говорят, что происходит «откат», и последние события ставят под сомнение «искренность желаний президента о либерализации экономики». То, что сегодня происходит с табаком, убеждены специалисты мировых табачных компаний, по такому же сценарию будет разворачиваться и на других рынках. Потери бюджета, если «благие» намерения Минторга осуществятся, составят десятки миллионов долларов.
Добавить комментарий
Проверочный код