Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (319) 21 января 2002 г. Общество

ГДЕ КУЕТСЯ БЕЛОРУССКИЙ ЗВУК

21.01.2002
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Белорусские музыканты - народ довольно бедный. Но в любом случае без инструментов и звукозаписывающих студий не обойтись. Иначе какой же это музыкант? Сегодня мы поговорим о том, где и как записываются белорусские исполнители.

Наверное, большинство любителей отечественной музыки хоть раз задавалось вопросом: почему в записи наши группы не звучат так хорошо, как те же россияне или украинцы? Неужели у нас нет нормальных студий? Есть. Лучшими по праву считаются студия Белорусского телевидения и мозырская Art-Studio, располагающие оборудованием для аналоговой (звук не переводится в цифру) записи с 24-канальным пультом. Впрочем, это удовольствие по нашим меркам обходится недешево: час работы в студии БТ стоит 25 у.е. (включая оплату звукорежиссера). Именно там были записаны известные совместные проекты «Сьвяты вечар 2000» (2000) и «Я нарадзiўся тут» (2000), а также альбом «Ляписа Трубецкого» «Тяжкий» (2000). Мозырской студии тоже есть чем похвастаться, но около полугода назад она переехала в Калинковичи и, по нашим сведениям, пока не возобновила свою работу.

Вторыми по качеству в иерархии кузниц звука являются студии, располагающие ADAT-магнитофонами. В Минске среди прочих они есть на «Меццо Форте», «Скат-рекордс» и студии группы «Белорусские песняры». В этом случае запись также производится на ленту, однако в отличие от предыдущего варианта звук с помощью преобразователя переводится в цифровую форму. Тем не менее по качеству ADAT не сильно уступает аналогу и потому является одним из наиболее популярных форматов в профессиональной звукозаписи. Этому также немало способствует и более низкая стоимость работы в подобных студиях. Так, час работы на одной из самых популярных студий «Меццо-Форте» стоит 10 у.е. (без звукорежиссера, который обойдется как минимум в 5 у.е.). Здесь был записан последний альбом группы «Крама» «Хавайся ў бульбу» (2001), а также дебютный диск группы «Нео», который увидит свет в январе-феврале этого года. На «Скат-рекордс» записаны практически все альбомы «Нейро Дюбеля» и работы «Кали-Юги», Mojo Blues и многих других, а «кузница» «Белорусских песняров» может похвастать недавними записями Stokes и «Любовь и Спорт».

Далее следуют студии, звук в которых преобразуется в цифру и записывается на жесткий диск компьютера. Тут все зависит от качества оборудования, непосредственно работающего со звуком. Чем оно дороже, тем лучше звук - благодаря качеству систем обработки сигнала и коррекции ошибок. Впрочем, развитие программного обеспечения и компьютерного оборудования привело к ситуации, когда умелое владение первым может позволить в значительной мере компенсировать недостатки второго. Вполне подходящую для работы со звуком звуковую карту можно приобрести за $200-300, а потому студий, записывающих «в компьютер», в нашей стране больше всего.

Среди них есть профессиональные, полуподпольные и домашние. Главное отличие между ними - в наличии своего помещения с соответствующими звуковыми характеристиками. Главное преимущество - в мобильности, поэтому проблема специального помещения для записи живых инструментов часто решается как раз за счет нее. К числу наиболее известных профессиональных студий можно отнести X-Noise Factory Геннадия Сырокваша (он использует Mona 24/96 digital studio), где были записаны последний диск N.R.M. “Тры чарапахi” (2000) и дебютный альбом «Тяни-Толкай» «Смеются соседи» (2001). Из последних достойных продуктов домашних студий можно назвать диск Валика Гришко Soley (2001), записанный на 16-битной звуковой карте SB-Life при помощи программ Vegas и SoundForge. Впрочем, студию X-Noise Factory по размещению тоже вполне можно отнести к «домашним». Остальные же варианты записи на портостудию, а также бобинные либо кассетные магнитофоны пригодны при благополучном исходе лишь для демонстрационных целей.

На профессиональном уровне большое значение имеет более естественный, или, как говорят профессионалы, «теплый» звук, характерный для аналоговых и ADAT-студий, за счет записи на ленту и, в первом случае, отсутствия конвертации сигнала в цифру. Это обстоятельство важно для музыки с живыми инструментами и практически не играет роли для электроники. В то же время компьютерные студии позволяют свободно манипулировать записанными партиями (размножать удачные фрагменты и исправлять ритмически «неровные» партии ударных) в отличие от «аналога» и ADAT, где запись ведется на ленту, и все партии, даже если это делать по частям, необходимо проигрывать вживую.

Какой бы дорогой и оснащенной ни была студия, в конце концов с технической стороны все сводится к качеству звукоснимающего оборудования (микрофоны), количеству каналов на пульте (больше - лучше) и качеству инструментов. Но самое главное - исполнительское мастерство музыкантов, навыки звукорежиссера и талант саундпродюсера. И если с первыми двумя пунктами у нас еще более или менее, то хороший саундпродюсер, формирующий звучание записи и аранжировки песен, в Беларуси редкость. Это штучная профессия, что неоднократно подтвердил своими работами выпускник всемирно известного американского колледжа Беркли киевлянин Евген Ступка, на чьем счету записи «Океана Эльзы», Земфиры, «Мультfильмов» и многих других звезд современной музыки. Именно в отсутствии подобных людей следует искать причины того, что даже при наличии хороших студий качественных оригинальных записей, достойных хотя бы российского уровня, у нас пока нет.
Добавить комментарий
Проверочный код