Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (319) 21 января 2002 г. Общество

УДОБСТВА ЗА УГЛОМ: иностранный турист продолжает обходить Беларусь стороной

21.01.2002
Ольга МИКША

С точки зрения путешественника, Беларусь - привлекательная страна. Однако реально отдыхать к нам приезжают немногие, остальные предпочитают не портить себе настроение низким уровнем сервиса. Между тем отечественные турагенты уверены, что развитие туристической инфраструктуры и повышение качества обслуживания способны сделать нашу страну столь же посещаемой, как страны Балтии, Польша и Чехия. “Но сегодня нам проще организовать туры за границу, чем у себя в стране. По крайней мере, можно быть уверенным, что клиент получит именно такой сервис, за который он заплатил. С нашими же турбазами, гостиницами, транспортом такой уверенности нет”, - это квинтэссенция мнений представителей белорусского туристического бизнеса.

Туристический бизнес подчиняется известному закону: чем выше доходы населения, тем больше средств вкладывается в сферу услуг. В ряде зарубежных стран доля туризма в ВВП достигает 35%.

СПРАВКА “БГ”. По данным Всемирной туристской организации, на долю турбизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, а также около 7% от мирового экспорта - в абсолютном выражении этот показатель уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

ПОЧЕМУ К НАМ НЕ ЕДУТ

Беларусь, как и другие постсоветские страны, также могла бы зарабатывать на въездном туризме. Ресурс есть - в этом мнении сходятся и представители власти, и работающие на туристическом рынке агенты. Однако впечатление, что даже через пять лет после создания Министерство спорта и туризма (МСиТ) остается сторонним наблюдателем, подкрепляется фактами: количество въезжающих в страну иностранных туристов остается небольшим, невелик и доход от него (см. таблицу). Причины хорошо известны: неразвитая инфраструктура, низкое качество сервиса, незаинтересованность государства в привлечении как самих иностранных туристов, так и зарубежных инвесторов.

Скачок количества прибывших туристов в 1998-99гг. преподносится как достижение отрасли. Но реально эти цифры пригодны лишь для манипулирования, поскольку объяснить, чем он вызван - экономическими условиями или хорошей погодой, объяснить никто не может. Так же, как и четко сформулировать, что конкретно было сделано для улучшения туристического климата в Беларуси и создания национального турпродукта.

Таблица

СТРАНА, КОТОРОЙ НЕТ НА КАРТЕ

Даже имея желание приехать в Беларусь на отдых, сделать это иностранцу нелегко. Европейский туристический справочник не поможет - Беларуси там нет вовсе. Немногочисленные желающие познакомиться со страной могут пойти другим путем: обратиться в турфирмы в своей стране, жители Берлина и Парижа могут прийти в собственные представительства белорусских туроператоров. Еще о существовании Беларуси можно узнать на международных туристических выставках. Правда, финансовое состояние подавляющего большинства отечественных представителей турбизнеса, равно как и госконцерна “Белинтурист” и МСиТ, не позволяет ввести участие в выставках в постоянную практику. Поэтому последним средством узнать о Беларуси и воспользоваться услугами наших турагентств остается Интернет. Но собственные сайты имеют лишь несколько продвинутых агентств, да и пользуются этим способом в большей степени для бронирования авиабилетов, чем для заказа путешествий.

“ПРИЕЗЖАЙТЕ ЛУЧШЕ К НАМ”

Однако даже преодолев первый этап, иностранные туристы получают целый букет неприятных сюрпризов, способных безнадежно испортить впечатление от посещения нашей страны. Во-первых, это необоснованно завышенные консульские сборы. По данным МИД, с 1 января 2002г. за въезд в нашу страну с целью туризма немец должен заплатить за визу 50 евро, если пересекает Беларусь транзитом - 30 евро; израильтянин - соответственно $42 и $25, англичанин - 19 и 15 фунтов. Вполне естественно, что в ответ на приглашение приехать в гости иностранные друзья вам ответят, что у нас слишком дорогая виза, поэтому лучше приезжайте к нам (хотя и белорусу выехать за рубеж становится все более накладно: в ответ на подобные шаги со стороны Беларуси западные страны также повышают визовые тарифы).

Но даже если иностранец решится поехать в европейский заповедник рыночного социализма, его ждут новые сюрпризы - европейская медицинская страховка на территории Беларуси не действует, взимаются различные дорожные сборы. Но основное, что поражает иностранного туриста - это качество услуг в гостиницах, ресторанах, развлекательных центрах, которое никак не сопоставимо с запрашиваемыми ценами.

КУДА ПОДАТЬСЯ?

Как признались наши собеседники из минских турагентств, мест для отдыха в Беларуси очень мало (некоторые были более категоричны, заявляя, что отдохнуть у нас вообще негде и работают они только на экскурсионные программы). Все любопытные с точки зрения туриста места расположены недалеко от трассы Брест - Москва, в Минске и его окрестностях. Это Беловежская пуща, Хатынь, исторические памятники в Заславле, Несвиже, Мире и Раубичах, Березинский биосферный заповедник. В Минске приезжие осматривают Троицкое предместье и все, что осталось от старого города, и, разумеется, посещают балетные спектакли. Одним из самых посещаемых мест в окрестностях белорусской столицы турагенты назвали колоритный музей материальной культуры Дудутки - действующие народные промыслы приводят иностранцев в неописуемый восторг. Встречается и нечто неординарное: например, некий француз-энтузиаст организовал экскурсионный тур по местам отступления Наполеона: Москва - Смоленск - Борисов.

ОХОТА В ПУЩЕ

Особо в предложении белорусских турпредприятий стоит охота (рыбалка, как выяснилось, среди иностранных туристов спросом не пользуется). В 2000г. услугами местных охотхозяйств воспользовались около 500 иностранных туристов. В прошлом - значительно меньше. Турбизнес очень чутко реагирует на любые изменения экономической, политической и реальной погоды. Осенний охотничий сезон прошлого года сорвали президентские выборы, перед которыми на две недели был запрещен ввоз оружия в страну. Результатом форс-мажорных обстоятельств, как назвал процесс всенародного волеизъявления председатель Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР) Эдуард Банад, стало сокращение доходов от организации охоты более чем вдвое. Между тем один день организации охоты для иностранного гражданина, по данным БООР, в зависимости от ее вида обходится в $150-500. Один день проживания в зависимости от оказываемых услуг (гончие собаки, сопровождение егеря и т.д.) и категории гостиницы обходится в $40-150. Расценки для иностранцев на охотничьи трофеи также сильно отличаются от тарифов для белорусов. Тем не менее иностранцы едут в на охоту в Беларусь, поскольку в Европе это развлечение обходится им значительно дороже.

А у нас доходы от этого вида туризма (в 2000г. - 196,1 млн. рублей) позволяют не только предложить качественный сервис, но даже вести научную работу в охотхозяйствах. Ныне лицензию на прием иностранных охотников имеют около 40 хозяйств. Наиболее популярными среди них турагентства - организаторы охоты считают хозяйства Беловежской пущи, Березинского и Припятского заповедников.
Добавить комментарий
Проверочный код