Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№3 (319) 21 января 2002 г. Общество

УДОБСТВА ЗА УГЛОМ: иностранный турист продолжает обходить Беларусь стороной

21.01.2002
Ольга МИКША

С точки зрения путешественника, Беларусь - привлекательная страна. Однако реально отдыхать к нам приезжают немногие, остальные предпочитают не портить себе настроение низким уровнем сервиса. Между тем отечественные турагенты уверены, что развитие туристической инфраструктуры и повышение качества обслуживания способны сделать нашу страну столь же посещаемой, как страны Балтии, Польша и Чехия. “Но сегодня нам проще организовать туры за границу, чем у себя в стране. По крайней мере, можно быть уверенным, что клиент получит именно такой сервис, за который он заплатил. С нашими же турбазами, гостиницами, транспортом такой уверенности нет”, - это квинтэссенция мнений представителей белорусского туристического бизнеса.

Туристический бизнес подчиняется известному закону: чем выше доходы населения, тем больше средств вкладывается в сферу услуг. В ряде зарубежных стран доля туризма в ВВП достигает 35%.

СПРАВКА “БГ”. По данным Всемирной туристской организации, на долю турбизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, а также около 7% от мирового экспорта - в абсолютном выражении этот показатель уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

ПОЧЕМУ К НАМ НЕ ЕДУТ

Беларусь, как и другие постсоветские страны, также могла бы зарабатывать на въездном туризме. Ресурс есть - в этом мнении сходятся и представители власти, и работающие на туристическом рынке агенты. Однако впечатление, что даже через пять лет после создания Министерство спорта и туризма (МСиТ) остается сторонним наблюдателем, подкрепляется фактами: количество въезжающих в страну иностранных туристов остается небольшим, невелик и доход от него (см. таблицу). Причины хорошо известны: неразвитая инфраструктура, низкое качество сервиса, незаинтересованность государства в привлечении как самих иностранных туристов, так и зарубежных инвесторов.

Скачок количества прибывших туристов в 1998-99гг. преподносится как достижение отрасли. Но реально эти цифры пригодны лишь для манипулирования, поскольку объяснить, чем он вызван - экономическими условиями или хорошей погодой, объяснить никто не может. Так же, как и четко сформулировать, что конкретно было сделано для улучшения туристического климата в Беларуси и создания национального турпродукта.

Таблица

СТРАНА, КОТОРОЙ НЕТ НА КАРТЕ

Даже имея желание приехать в Беларусь на отдых, сделать это иностранцу нелегко. Европейский туристический справочник не поможет - Беларуси там нет вовсе. Немногочисленные желающие познакомиться со страной могут пойти другим путем: обратиться в турфирмы в своей стране, жители Берлина и Парижа могут прийти в собственные представительства белорусских туроператоров. Еще о существовании Беларуси можно узнать на международных туристических выставках. Правда, финансовое состояние подавляющего большинства отечественных представителей турбизнеса, равно как и госконцерна “Белинтурист” и МСиТ, не позволяет ввести участие в выставках в постоянную практику. Поэтому последним средством узнать о Беларуси и воспользоваться услугами наших турагентств остается Интернет. Но собственные сайты имеют лишь несколько продвинутых агентств, да и пользуются этим способом в большей степени для бронирования авиабилетов, чем для заказа путешествий.

“ПРИЕЗЖАЙТЕ ЛУЧШЕ К НАМ”

Однако даже преодолев первый этап, иностранные туристы получают целый букет неприятных сюрпризов, способных безнадежно испортить впечатление от посещения нашей страны. Во-первых, это необоснованно завышенные консульские сборы. По данным МИД, с 1 января 2002г. за въезд в нашу страну с целью туризма немец должен заплатить за визу 50 евро, если пересекает Беларусь транзитом - 30 евро; израильтянин - соответственно $42 и $25, англичанин - 19 и 15 фунтов. Вполне естественно, что в ответ на приглашение приехать в гости иностранные друзья вам ответят, что у нас слишком дорогая виза, поэтому лучше приезжайте к нам (хотя и белорусу выехать за рубеж становится все более накладно: в ответ на подобные шаги со стороны Беларуси западные страны также повышают визовые тарифы).

Но даже если иностранец решится поехать в европейский заповедник рыночного социализма, его ждут новые сюрпризы - европейская медицинская страховка на территории Беларуси не действует, взимаются различные дорожные сборы. Но основное, что поражает иностранного туриста - это качество услуг в гостиницах, ресторанах, развлекательных центрах, которое никак не сопоставимо с запрашиваемыми ценами.

КУДА ПОДАТЬСЯ?

Как признались наши собеседники из минских турагентств, мест для отдыха в Беларуси очень мало (некоторые были более категоричны, заявляя, что отдохнуть у нас вообще негде и работают они только на экскурсионные программы). Все любопытные с точки зрения туриста места расположены недалеко от трассы Брест - Москва, в Минске и его окрестностях. Это Беловежская пуща, Хатынь, исторические памятники в Заславле, Несвиже, Мире и Раубичах, Березинский биосферный заповедник. В Минске приезжие осматривают Троицкое предместье и все, что осталось от старого города, и, разумеется, посещают балетные спектакли. Одним из самых посещаемых мест в окрестностях белорусской столицы турагенты назвали колоритный музей материальной культуры Дудутки - действующие народные промыслы приводят иностранцев в неописуемый восторг. Встречается и нечто неординарное: например, некий француз-энтузиаст организовал экскурсионный тур по местам отступления Наполеона: Москва - Смоленск - Борисов.

ОХОТА В ПУЩЕ

Особо в предложении белорусских турпредприятий стоит охота (рыбалка, как выяснилось, среди иностранных туристов спросом не пользуется). В 2000г. услугами местных охотхозяйств воспользовались около 500 иностранных туристов. В прошлом - значительно меньше. Турбизнес очень чутко реагирует на любые изменения экономической, политической и реальной погоды. Осенний охотничий сезон прошлого года сорвали президентские выборы, перед которыми на две недели был запрещен ввоз оружия в страну. Результатом форс-мажорных обстоятельств, как назвал процесс всенародного волеизъявления председатель Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР) Эдуард Банад, стало сокращение доходов от организации охоты более чем вдвое. Между тем один день организации охоты для иностранного гражданина, по данным БООР, в зависимости от ее вида обходится в $150-500. Один день проживания в зависимости от оказываемых услуг (гончие собаки, сопровождение егеря и т.д.) и категории гостиницы обходится в $40-150. Расценки для иностранцев на охотничьи трофеи также сильно отличаются от тарифов для белорусов. Тем не менее иностранцы едут в на охоту в Беларусь, поскольку в Европе это развлечение обходится им значительно дороже.

А у нас доходы от этого вида туризма (в 2000г. - 196,1 млн. рублей) позволяют не только предложить качественный сервис, но даже вести научную работу в охотхозяйствах. Ныне лицензию на прием иностранных охотников имеют около 40 хозяйств. Наиболее популярными среди них турагентства - организаторы охоты считают хозяйства Беловежской пущи, Березинского и Припятского заповедников.
Добавить комментарий
Проверочный код