Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (319) 21 января 2002 г. Экономика

ТРИ ВАГОНА ЦЕМЕНТА ПОД БАНЮ, или У каждого своя либерализация

21.01.2002
Наталья ГРИБ

23 предприятия республиканской формы собственности зарегистрировались как акционерные общества, а у 122 ничего из этой затеи не вышло. Это статистика прошлого года, которую привел директор департамента по управлению госимуществом Минэкономики Беларуси Олег Мельников. Причины кроются в отказе трудовых коллективов реформировать собственность. «Это все равно как если бы премьер-министр пришел в Мингосимущество и спросил сотрудников, хотим ли мы ликвидации министерства», - провел невеселую параллель Мельников.

18 января в доме прессы прошел круглый стол на тему «Либерализация экономики. Этапы смены форм собственности». Как выяснилось, либерализацию все понимают по-своему.

Председатель постоянной комиссии нижней палаты парламента Василий Хрол внес уточнение в само понятие «либерализация». В предвыборной программе президента предполагалось сделать две вещи: изменить принцип регистрации субъектов хозяйствования с разрешительного на заявительный и упростить систему лицензирования. Исходя из этого постулата, не стоит ожидать больших реформ со стороны власти. Никто ведь и не обещал. Хрол дал довольно категоричные оценки работе правительства: «В государстве нет политической воли для проведения реформ. Мы уже потеряли четыре месяца после выборов. Если стагнация будет продолжаться, у нас не будет лучшей жизни».

Профессор Василий Дадалко, советник Совмина союзного государства и Ассоциации ФПГ России, на фоне резких выступлений депутата выглядел несколько отстраненным от общих проблем и вполне счастливым. Несколько наивно прозвучало его заявление о том, что «многие кадры в исполнительной власти стесняются принимать управленческие решения, перекладывая ответственность на правительство и президента». Периодически Дадалко призывал министров, не справляющихся со своей работой, покинуть насиженные кабинеты, а депутатов - сдать мандаты и ключи от служебных машин, если те не могут принять правильные законы. Сложилось впечатление, что профессор БГЭУ живет в другой стране, где все четыре власти имеют равную силу и подчиняются только закону.

Многие новые документы весьма затруднительно отнести к либеральным по сути. Депутат Хрол постарался смягчить резкий тон опубликованного накануне указа N40. В частности, этот документ отменяет действие 14-го декрета с его многочисленными поправками, которые предусматривают около 30 видов административных взысканий с хозсубъектов. Комитет госконтроля разработал новый указ, отменяющий жесткие санкции в плане формирования бюджета и при соблюдении общественных нужд. Впервые вводится ответственность не только строителей и подрядчиков, но и проектных организаций, которые зачастую при составлении проектно-сметной документации вместо того, чтобы заложить вагон цемента для строительства бани, закладывают целых три. Не надо его бояться, пришел к выводу Хрол.

Что касается приватизации, то здесь тоже оценки были неоднозначными. В 2001г. бюджет получил 9,6 млрд. рублей от продажи объектов коммунальной формы собственности и только 1,6 млрд. руб. от приватизации объектов республиканской собственности. В 2002г. намечается серьезный перелом. По заявлению Мельникова, уже согласован перечень семи крупных предприятий, которые должны быть акционированы до конца текущего года, - шесть крупнейших нефтехимических комбинатов и объединение «Горизонт». По его словам, сейчас отрабатываются инвестпроекты с потенциальными инвесторами, и в случае нахождения компромисса вполне возможно, что предприятия будут приватизированы по принципу «прямая продажа инвестору».

Минэкономики предлагает новые способы приватизации. К прежним трем (создание акционерных обществ, аукцион или конкурсная продажа, выкуп членами трудового коллектива арендных предприятий) добавились еще два - право трудового коллектива выкупить имущество и прямая продажа инвестору. В целом, считает Мельников, подходы в акционировании должны быть более гибкими, чем прежде. Пойдет цена на аукционе вверх или вниз от стартовой - не суть важно. Именно аукцион отражает реальную стоимость объекта. Главная цель приватизации - повышение эффективности работы предприятия, напомнил он.

Новый закон о приватизации предполагает ряд прогрессивных новшеств. Помощник президента Сергей Толкачев высказал ряд замечаний разработчикам законопроекта. Например, что законопроект противоречит мировому процессу развития вертикально интегрированных структур. Не совсем понятно, что понимает помощник под столь философской фразой. Однако ясно, что проект затормозился на неопределенное время. По мнению Хрола, все замечания вполне могут быть урегулированы. На весенней сессии Национальное собрание, по мнению председателя комиссии ПП НС, рассмотрит этот закон.

CПРАВКА. С 1991 по 2002гг. в Беларуси полностью или частично приватизировано 3.470 объектов, из которых только 855 - республиканской формы собственности. В последние годы реформирование собственности застряло на начальном этапе. Крупные предприятия становятся акционерными обществами с большой долей госсобственности. В прошлом году четыре арендных предприятия преобразованы в АО, а 18 вернули госимущество арендодателям, так и не заработав прибыль. Перспектива на этом направлении есть у отдельных крупных промышленных предприятий и совсем небольших в сфере бытового обслуживания, торговли и общепита. До 2005 г. должны быть акционированы предприятия с численностью работающих до 500 человек.
Добавить комментарий
Проверочный код