Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№1 (317) 08 января 2002 г. Тема недели

ЕВРОУРОКИ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

08.01.2002
Ярослав РОМАНЧУК

О финансировании Центробанком бюджетного дефицита не говорят даже португальские коммунисты

Беларусь наблюдает со стороны за радостью европейцев, которые с нового года пользуются стабильным, защищенным евро. Готовились долго и серьезно. Пока получается, но экономическая работа еще далека от завершения. Европа дает нам много дельных советов и подсказок для ответа на вечный вопрос «что делать?»

Первый урок для Беларуси. Страна должна понять европейскую культуру стабильных денег. Инфляция выше 2-3% в год считается правилом дурного тона. Для достижения такого показателя Европейский центральный банк (ЕЦБ) имеет все необходимые инструменты. Он политически и институционально независим до такой степени, что ни Еврокомиссия, ни тем более правительства национальных государств не имеют возможности лоббировать свои интересы, требуя более дешевых или дорогих денег. О финансировании Центробанком дефицита бюджета не говорят даже португальские коммунисты и итальянские анархисты.

ЕВРО - ЗАКРЕПИТЕЛЬ, А НЕ ЗАМЕНИТЕЛЬ

Второй урок для Беларуси
заключается в том, что евро не может заменить общие системные реформы экономики. Европейские экономисты в один голос заявляют, что евро может быть большим провалом, если правительства и ЕС не начнут структурные реформы. Даже если Нацбанк Беларуси добьется десятикратного снижения инфляции, у предприятий больше денег не станет, банки вдруг не станут конкурентными на европейском финансовом поле, а бюджет не получит дополнительных бонусов. Снижение инфляции до уровня 2-3% в год или переход на стабильную иностранную валюту - необходимое, но не достаточное условие для экономического успеха. Успех в денежной сфере при провале институциональных реформ - это аргентинский вариант.

Третий урок для Беларуси. Сами по себе стабильные деньги не снизят уровень безработицы и не создадут новые рабочие места. Унификация монетарных правил создает условия для более ликвидных финансовых рынков, для мониторинга проблем и потенциально усиливает конкуренцию. Все страны, желающие вступить в ЕС, должны выполнить маастрихтские критерии. Но это еще не самое сложное. После этого они обязаны будут вступить в EMU (Европейский монетарный союз). Для этого, в свою очередь, надо будет в течение двух лет успешно работать в механизме валютных курсов (Exchange Rate Arrangement - ERA).

Этот серьезнейший денежно-финансовый тест выдержать очень сложно. Россия и Украина ориентируются на европейские требования. Беларуси не надо ждать особого приглашения, чтобы самой начать приводить свою экономическую систему в соответствие с европейскими критериями.

Таким представляется полный список макроэкономических требований для членства в EMU. Финансовые критерии включают в себя установление предельного показателя дефицита консолидированного бюджета в 3% ВВП, а также валового совокупного государственного долга в размере 60% ВВП. Критерий процентной ставки: долгосрочные (10 лет) номинальные процентные ставки по государственному долгу должны находиться в пределах 2%-ной разницы со средним показателем стран с лучшими показателями по инфляции. Годовая инфляция не может быть больше среднего показателя трех лучших в плане инфляции стран ЕС на 1,5%. Наконец, критерий обменного курса:кандидаты на вступление в EMU должны будут вступить в соглашение EMR-2. В коридоре 15% обменный курс должен быть стабильным (без использования контроля за капиталом и обменным курсом) в течение 2 лет до вступления в EMU. Институциональным критерием является обеспечение независимости Центрального банка. Белорусское правительство должно перестать имитировать деятельность, не искать решений в системе неосоциалистической экономики, а начать работать в таком режиме, чтобы через 3-5 лет выполнить критерии EMU. Тогда экономическая интеграция и с Западом, и с Востоком не будет проблемой.

ФИКСИРОВАТЬ РАНО И ОПАСНО

Введение евро несет нам еще один важнейший урок. Он помогает нам выбрать адекватный режим обменного курса. Инфляционное тагетирование (ИТ) (определение целевого показателя инфляции) - это не только самый модный, но и самый эффективный в последнее десятилетие режим. Хотя США официально не объявили о формальном тагетировании, де-факто на протяжении последних 15 лет они проводят данную политику. Банк Англии имеет ИТ с 1992г., ЕЦБ - с 1999г., хотя свою политику он так не называет. В данном режиме работают Новая Зеландия, Австралия, Канада и Швеция. Существует набор характеристик, которые делают ИТ успешным: 1) публичное оглашение количественного показателя инфляции, которая представляет собой четкий и легко контролируемый индекс изменения цен на корзину товаров и услуг; 2) институциональное обязательство добиваться стабильности цен, что является первичной целью Центробанка; 3) вызывающий доверие набор монетарных инструментов для достижения уровня инфляции на среднесрочную перспективу при использовании всей имеющейся информации; 4) прозрачность стратегии проведения монетарной политики через установление коммуникаций с общественностью.

При помощи данного режима страна с переходной экономикой делает свою монетарную политику более успешной, потому как существует высокая опасность асимметричных шоков. Ведь нереформированными остаются большие сектора экономики, существуют серьезные ограничения по капитальному счету, неясна картина с иностранными инвестициями. Пример стран, на которые приходится 90% финансового оборота мира, особенно в контексте аргентинского кризиса, является для нас очень хорошим уроком. Необходимо отказаться от политики управления валютным курсом, от привязки белорусского рубля к чему бы то ни было, а перейти на тагетирование показателя инфляции, причем такое, каким его понимают в ЕС, а не в Минстате РБ. Жесткая привязка к российскому рублю или доллару в условиях неопределенности большого количества потоков капитала приведет к серьезных дисбалансам, потому что никто не в состоянии будет предсказать адекватный обменный курс. Печальный опыт стран, имевших фиксированный обменный курс и отказавшихся от него, учит нас следующему. Режим валютной привязки усиливает стабильность, только если выполняются четыре условия:

1) соглашение о валютной привязке должно признаваться как временное, должна существовать сильная стратегия выхода из данного режима;

2) ни одна страна не должна рассматривать введение валютной привязки, если только она не может обойтись без заемщика последней надежды. До момента достижения финансовой системой платежеспособного надежного состояния вводить фиксированный курс нельзя;

3) ни одна страна не должна рассматривать введение валютной привязки, если у нее нет здоровой финансовой структуры, которая не потребует дис-креционного доступа к финансированию Центрального банка со стороны консолидированного правительства;

4) валюта или корзина валют должны соответствовать внешним торговым партнерам.

Сегодня в Беларуси нет условий для перехода на валютную привязку ни к доллару, ни к евро, ни к не совсем надежному и стабильному российскому рублю. У нас также нет условий для успешной работы инфляционного тагетирования. Главный успех ИТ - это репутация Национального банка. Над ней в Беларуси надо еще очень серьезно работать. Но все это уже второй этап реформ. Беларусь не сделала того, что в Европе существует уже давно, чего добились все страны Центральной и Восточной Европы и без чего ни о какой интеграции на Запад или на Восток речи быть не может: разделение властей, независимость судебной власти и защита фундаментальных прав человека, включая право собственности. Беларусь в ее сегодняшнем виде не пустят даже на порог европейского дома как по политическим, так и по экономическим мотивам.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код