Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (317) 08 января 2002 г. Тема недели

ЕВРОУРОКИ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

08.01.2002
Ярослав РОМАНЧУК

О финансировании Центробанком бюджетного дефицита не говорят даже португальские коммунисты

Беларусь наблюдает со стороны за радостью европейцев, которые с нового года пользуются стабильным, защищенным евро. Готовились долго и серьезно. Пока получается, но экономическая работа еще далека от завершения. Европа дает нам много дельных советов и подсказок для ответа на вечный вопрос «что делать?»

Первый урок для Беларуси. Страна должна понять европейскую культуру стабильных денег. Инфляция выше 2-3% в год считается правилом дурного тона. Для достижения такого показателя Европейский центральный банк (ЕЦБ) имеет все необходимые инструменты. Он политически и институционально независим до такой степени, что ни Еврокомиссия, ни тем более правительства национальных государств не имеют возможности лоббировать свои интересы, требуя более дешевых или дорогих денег. О финансировании Центробанком дефицита бюджета не говорят даже португальские коммунисты и итальянские анархисты.

ЕВРО - ЗАКРЕПИТЕЛЬ, А НЕ ЗАМЕНИТЕЛЬ

Второй урок для Беларуси
заключается в том, что евро не может заменить общие системные реформы экономики. Европейские экономисты в один голос заявляют, что евро может быть большим провалом, если правительства и ЕС не начнут структурные реформы. Даже если Нацбанк Беларуси добьется десятикратного снижения инфляции, у предприятий больше денег не станет, банки вдруг не станут конкурентными на европейском финансовом поле, а бюджет не получит дополнительных бонусов. Снижение инфляции до уровня 2-3% в год или переход на стабильную иностранную валюту - необходимое, но не достаточное условие для экономического успеха. Успех в денежной сфере при провале институциональных реформ - это аргентинский вариант.

Третий урок для Беларуси. Сами по себе стабильные деньги не снизят уровень безработицы и не создадут новые рабочие места. Унификация монетарных правил создает условия для более ликвидных финансовых рынков, для мониторинга проблем и потенциально усиливает конкуренцию. Все страны, желающие вступить в ЕС, должны выполнить маастрихтские критерии. Но это еще не самое сложное. После этого они обязаны будут вступить в EMU (Европейский монетарный союз). Для этого, в свою очередь, надо будет в течение двух лет успешно работать в механизме валютных курсов (Exchange Rate Arrangement - ERA).

Этот серьезнейший денежно-финансовый тест выдержать очень сложно. Россия и Украина ориентируются на европейские требования. Беларуси не надо ждать особого приглашения, чтобы самой начать приводить свою экономическую систему в соответствие с европейскими критериями.

Таким представляется полный список макроэкономических требований для членства в EMU. Финансовые критерии включают в себя установление предельного показателя дефицита консолидированного бюджета в 3% ВВП, а также валового совокупного государственного долга в размере 60% ВВП. Критерий процентной ставки: долгосрочные (10 лет) номинальные процентные ставки по государственному долгу должны находиться в пределах 2%-ной разницы со средним показателем стран с лучшими показателями по инфляции. Годовая инфляция не может быть больше среднего показателя трех лучших в плане инфляции стран ЕС на 1,5%. Наконец, критерий обменного курса:кандидаты на вступление в EMU должны будут вступить в соглашение EMR-2. В коридоре 15% обменный курс должен быть стабильным (без использования контроля за капиталом и обменным курсом) в течение 2 лет до вступления в EMU. Институциональным критерием является обеспечение независимости Центрального банка. Белорусское правительство должно перестать имитировать деятельность, не искать решений в системе неосоциалистической экономики, а начать работать в таком режиме, чтобы через 3-5 лет выполнить критерии EMU. Тогда экономическая интеграция и с Западом, и с Востоком не будет проблемой.

ФИКСИРОВАТЬ РАНО И ОПАСНО

Введение евро несет нам еще один важнейший урок. Он помогает нам выбрать адекватный режим обменного курса. Инфляционное тагетирование (ИТ) (определение целевого показателя инфляции) - это не только самый модный, но и самый эффективный в последнее десятилетие режим. Хотя США официально не объявили о формальном тагетировании, де-факто на протяжении последних 15 лет они проводят данную политику. Банк Англии имеет ИТ с 1992г., ЕЦБ - с 1999г., хотя свою политику он так не называет. В данном режиме работают Новая Зеландия, Австралия, Канада и Швеция. Существует набор характеристик, которые делают ИТ успешным: 1) публичное оглашение количественного показателя инфляции, которая представляет собой четкий и легко контролируемый индекс изменения цен на корзину товаров и услуг; 2) институциональное обязательство добиваться стабильности цен, что является первичной целью Центробанка; 3) вызывающий доверие набор монетарных инструментов для достижения уровня инфляции на среднесрочную перспективу при использовании всей имеющейся информации; 4) прозрачность стратегии проведения монетарной политики через установление коммуникаций с общественностью.

При помощи данного режима страна с переходной экономикой делает свою монетарную политику более успешной, потому как существует высокая опасность асимметричных шоков. Ведь нереформированными остаются большие сектора экономики, существуют серьезные ограничения по капитальному счету, неясна картина с иностранными инвестициями. Пример стран, на которые приходится 90% финансового оборота мира, особенно в контексте аргентинского кризиса, является для нас очень хорошим уроком. Необходимо отказаться от политики управления валютным курсом, от привязки белорусского рубля к чему бы то ни было, а перейти на тагетирование показателя инфляции, причем такое, каким его понимают в ЕС, а не в Минстате РБ. Жесткая привязка к российскому рублю или доллару в условиях неопределенности большого количества потоков капитала приведет к серьезных дисбалансам, потому что никто не в состоянии будет предсказать адекватный обменный курс. Печальный опыт стран, имевших фиксированный обменный курс и отказавшихся от него, учит нас следующему. Режим валютной привязки усиливает стабильность, только если выполняются четыре условия:

1) соглашение о валютной привязке должно признаваться как временное, должна существовать сильная стратегия выхода из данного режима;

2) ни одна страна не должна рассматривать введение валютной привязки, если только она не может обойтись без заемщика последней надежды. До момента достижения финансовой системой платежеспособного надежного состояния вводить фиксированный курс нельзя;

3) ни одна страна не должна рассматривать введение валютной привязки, если у нее нет здоровой финансовой структуры, которая не потребует дис-креционного доступа к финансированию Центрального банка со стороны консолидированного правительства;

4) валюта или корзина валют должны соответствовать внешним торговым партнерам.

Сегодня в Беларуси нет условий для перехода на валютную привязку ни к доллару, ни к евро, ни к не совсем надежному и стабильному российскому рублю. У нас также нет условий для успешной работы инфляционного тагетирования. Главный успех ИТ - это репутация Национального банка. Над ней в Беларуси надо еще очень серьезно работать. Но все это уже второй этап реформ. Беларусь не сделала того, что в Европе существует уже давно, чего добились все страны Центральной и Восточной Европы и без чего ни о какой интеграции на Запад или на Восток речи быть не может: разделение властей, независимость судебной власти и защита фундаментальных прав человека, включая право собственности. Беларусь в ее сегодняшнем виде не пустят даже на порог европейского дома как по политическим, так и по экономическим мотивам.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код