Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (317) 08 января 2002 г. События. Оценки

ПОШЛА ОХОТА ЗА ЦИФРОЙ

08.01.2002
Ярослав РОМАНЧУК

В конце 2001г. Минфин и тысячи субъектов хозяйствования под сильнейшим административным давлением совершили второе (после выплат 100-долларовой зарплаты) за последние четыре месяца «чудо», почти погасив долги по зарплате. Накануне новогодних праздников приказ банкам, колхозам и заводам был однозначен: одним - дать деньги, несмотря на баланс, долги и возможности зарабатывать прибыль, другим - взять кредиты вопреки растущим складским запасам, закрывающимся рынкам сбыта и тающему на глазах реальному спросу.

Ни правительство, ни российские инвесторы еще до конца не осознали инерционный потенциал белорусского рабочего класса, не привыкшего к гибкому рынку труда и статусу безработного с минимальным пособием. Администрация президента и Совмин надеются в очередной раз подбросить в колоду пятый туз - «номинальный рост зарплаты и пенсии». Белорусские профсоюзы, получившие нового босса Франца Витко, все так же безропотно будут подписывать трехсторонние соглашения, закрывая глаза на монетарное шулерство власти. В 2002г. рефреном речей правительства и профсоюзов будет лозунг «на всех сразу не хватит», поэтому надо будет выстраиваться в «объективно неизбежные» очереди. Таким образом, в наступившем году погоня за ростом реальных доходов населения превратится в охоту за привидением, название которому придумали еще в 2001г. - 100-долларовая зарплата. Погоня за ней в ушедшем году ухудшила финансовое состояние предприятий, снизила конкурентоспособность реального сектора, законсервировала ущербную, неестественную структуру производства, еще больше исказила и без того извращенную систему мотиваций различных социальный групп населения (зачем зарабатывать больше, если «батька» стукнет кулаком по столу и заставит директоров повысить зарплату?).

27 января 2001г. формально стало «черной» субботой ушедшего года. В этот день первый заместитель премьер-министра Андрей Кобяков утвердил план мероприятий «по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики, разработанный во исполнение п. 2 протокола совещания у премьер-министра Республики Беларусь В. Ермошина по выполнению протокола поручений президента Республики Беларусь». План обязывал «министерства и другие органы госуправления, объединения (концерны), местные исполнительные и распорядительные органы, организации осуществлять меры по совершенствованию системы оплаты труда, перевыполнению параметров прогноза по росту объемов производства продукции, ее реализации, увеличению прибыли, снижению себестоимости продукции, сокращению непроизводственных расходов, чтобы на этой основе обеспечить повышение среднемесячной зарплаты работников в организациях сферы материального производства, доведя ее уровень по республике к 1 августа 2001г. до 100 долларов в эквиваленте». Заветный рубеж к намеченному сроку преодолен не был. Положения протокола президента остались невыполненными.

Предприятия 1) стали получать меньше прибыли. За 10 месяцев 2001г. прибыль в реальном выражении уменьшилась на 27,2%. Прибыль от реализации товаров и услуг уменьшилась на 20%. На 70% выросла доля убыточных предприятий. Предприятия 2) не снизили себестоимость продукции. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг за 10 месяцев составила 8,9%, год назад - 13,5%. Падение одного из важнейших производственных показателей на 35% за год в частной фирме привел бы к немедленной смене менеджмента. В Беларуси все остаются на своих насиженных годами местах. В структуре затрат несколько уменьшилась доля материальных затрат: было 66,6% - стало 63,9% при увеличении удельного веса всех остальных элементов затрат. Расходы на оплату труда увеличились с 13,2% от общего объема затрат до 13,7%. Амортизационные отчисления составляют всего 6,2% (в 2000г. - 4,8%). На 1 октября обеспеченность собственными оборотными средствами в промышленности была меньше норматива в 4 раза, в торговле - в 4,5 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 25 раз. По связи норматив составляет 15%, а получилось минус 27,2%. Предприятиям жизненно важно было копить деньги на обновление материальной базы, а им приказали увеличить зарплату.

Субъекты хозяйствования 3) не сократили непроизводственные затраты (отчасти потому, что исполнительная власть не позволила). Запасы готовой продукции и затраты в незавершенном производстве за три квартала 2001г. увеличились на 795 млрд. рублей, или на 88%. Перевод зарплаты из денежной формы в товарную - не самое перспективное направление развития экономики. Да и платить налоги кастрюлями и тканями вроде как не принято.

Предприятия 4) не закрепились на новых рынках. За 10 месяцев 2001г. объем торговли со странами вне СНГ сократился с 34,9 до 34,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, ни одно из указаний Лукашенко не было выполнено. Более того, не удалось остановить разрушение реального сектора. «Упорядочение механизмов формирования тарифных ставок и окладов, установление надбавок и доплат» вкупе с «совершенствованием нормирования труда» и «устранением неоправданной дифференциации в оплате труда» (протокольные приказы), очевидно, не помогли.

Премьера Ермошина, не добившегося выполнения положений протокола, ушли из власти. Но никто в новом Совмине не поставил под сомнение провалившуюся политику по повышению зарплаты. Призывы МВФ отказаться от административной политики зарплаты и перейти на рыночные механизмы упали на сухую почву. Белорусская власть рассудила просто: «Раз кредитов не даете, то идите прочь со своим рынком».
Добавить комментарий
Проверочный код