Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (317) 08 января 2002 г. Экономика

«СКАРАБЕИ» ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ: Белорусская энергосистема меняет топ-менеджмент

08.01.2002
Наталья ГРИБ

Власть перераспределяет финансовые потоки энергосистемы и газовой отрасли - примерно $2 млрд. - с целью повысить эффективность данного сектора, сделать прозрачными расчеты и снизить тарифы для промышленности. Как этого достичь - об этом не решаются открыто говорить даже первые лица отрасли. Однако все понимают, что система отраслевых концернов себя изжила и возврата к ней в прежнем виде уже не будет.

В конце 2001г. после создания Министерства энергетики вопрос был поставлен ребром: сохранять ли юридическую самостоятельность концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз»? Первые шаги нового главы Совмина Геннадия Новицкого - распоряжение о ликвидации двух крупнейших концернов - признаны с молчаливого согласия остальных членов правительства неправильно понятыми. Концерны, как сообщил наш источник в правительстве, останутся юридическими лицами в форме холдингов или других структурных единиц.

Сегодня происходит передел функций нового министерства и старых ведомств. Минэнерго забирает под себя инновационные фонды двух концернов. Впрочем, доля фондов едва ли превышает 10% в общем финансовом обороте. Поэтому за концернами как хозсубъектами остаются весьма приличные финансовые потоки: ежегодный товарооборот «Бел-энерго» равен $1,5 млрд., а у «Белтопгаза», за исключением средств, направленных на энергетику, - еще $400 млн. Именно эти деньги и являются предметом передела.

СПРАВКА «БГ». В 2001г. общее потребление энергии в Беларуси составило 33 млрд. кВтч. Из них на отечественных электростанциях выработано 24,4 млрд. кВтч (95% к 2000г.), импортировано 8,3 млрд. кВтч (115% к 2000г.), в т.ч. из России 6,3 млрд., из Литвы - 2 млрд.

Задолженность России на 1.12.2001г. составляла $27 млн. Это небольшая сумма относительно газовых долгов. Однако российские энергетики более жестко взимают штрафные санкции, нежели их коллеги-газовики. За прошедший год текущий долг вырос на $3,5 млн., в т.ч. за российский импорт - на $1,4 млн., за литовский - на $2, 1 млн.

Объем товарной продукции концерна «Белэнерго» в 2001г. приближается к $1,5 млрд. в эквиваленте. Прибыль равна 9,5 млрд. рублей. Рентабельность - 7,5%. Снижение удельного расхода топлива на 1 кВтч позволило сэкономить в целом по энергосистеме $30 млн.


ЕСТЬ ИЗ ЧЕГО ВЫБИРАТЬ

Главное, что нужно учитывать при формировании министерства, - это цели его создания и пути развития белорусской энергетики в ближайшей перспективе. В этом плане нашим экспертам полезно еще раз проанализировать опыт развития энергосистем европей-ских стран, включая Россию, и подвести итог, к чему привели те или иные модели реформ. Тогда любые шаги будут оправданными и понятными энергетикам, промышленникам и политикам.

Поскольку монополии в энергетике часто приводят к тому, что компания-монополист устанавливает цены, превышающие предельный уровень издержек на производство энергии, правительства многих стран развивали электроэнергетику по двум направлениям: государственная интегрированная монополия или регулируемые частные компании. В большинстве стран компании остались вертикально-интегрированными.

Реформирование сектора было направлено в основном на функциональное разделение производства и магистральных сетей, введение конкуренции в производстве и расширение доступа к сетям. На более продвинутых стадиях реформы включали формирование рынка электроэнергии и обеспечение свободного выбора поставщика энергии. На финальных стадиях реформирования происходил переход от регулирования тарифов для магистральных и распределительных компаний на основе издержек и нормы доходности на капитал к установлению максимальных тарифов на передачу.

Существует четыре основных модели реформирования энергосистемы: вертикально-интегрированная (Россия, Франция), модель «независимых производителей» (страны Юго-Восточной Азии), модель «единого закупщика» (Венгрия), конкурентная модель (страны Скандинавии, Великобритания). Коротко остановимся на преимуществах и недостатках каждой из них.

Плюсы первой модели - в сохранении вертикально-интегрированной структуры в рамках единой компании и контроль за ценами. Минусы - в отсутствии экономических стимулов для повышения эффективности и необходимость госфинансирования отрасли. Модель «независимых производителей» обеспечивает приток частных инвестиций при минимальных структурных переменах и контроль за розничными ценами при слишком высоких рисках для госбюджета. Третья модель гарантирует все те же преимущества, что и предыдущая, а вот недостаток у нее один - необходимость заключения среднесрочных контрактов на оптовом рынке при ограниченной возможности изменения тарифов на розничном рынке. Конкурентная модель создает стимулы для повышения эффективности и стимулирует значительные структурные преобразования, а также корректирует уровень цен до экономически обоснованного.

В условиях Беларуси вполне приемлемыми выглядят первая и четвертая модели (см. схему). Главное - не ограничиться структурой создания министерства и продолжать структурную перестройку энергосистемы в целом.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

9 ноября 2001г. Геннадий Новицкий утвердил Положение о Министерстве энергетики. Функции нового министерства изложены на пяти страницах. Основных задач четыре: проведение государственной политики, сохранение энергетической безопасности Беларуси, создание условий для эффективной работы подведомственных организаций и улучшение платежной дисциплины за топливо и энергию.

Исходя из поставленных задач, Минэнерго должно разрабатывать проекты программ в рамках единого курса социально-экономического развития страны и анализировать деятельность подчиненных организаций, включая контроль их внешнеэкономической деятельности; составлять и согласовывать в России топливно-энергетический баланс природного и сжиженного газа, мазута и твердых видов топлива, электро- и теплоэнергии, а также участвовать в формировании цен на топливо и энергию; совершенствовать политику расчетов потребителей за топливо и энергию; создавать правовую базу для работы ТЭК.

Министерство наделено правом контрольно-ревизионной деятельности параллельно с правом выдачи лицензий. Это означает, что серьезный поток неофициальных доходов перенаправлен из концернов в министерство. О том, что взяток в отдельно взятом министерстве не будет, говорить не приходится, поскольку для этого нужны структурные реформы в отрасли, предусматривающие серьезное обновление производства, инвестиции и прозрачность тендерных закупок. Хотя и в этом случае никто не исключает...

Минэнерго наделено полномочиями создавать и ликвидировать организации, входящие в состав министерства, а также увольнять директоров предприятий, включая «Белтрансгаз», и президентов концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз»; управлять акциями от имени государства в акционерных обществах и курировать проведение государственной политики на предприятиях.

У самого министра - неограниченные полномочия. Коллегия в составе замминистров и других специалистов имеет право совещательного голоса, притом, что окончательный выбор остается за министром. Что именно предпринять в конкретной ситуации, решает один человек, а остальные члены коллегии, если не согласны, вольны передать свое мнение в правительство. Учитывая, что Владимир Семашко, в декабре прошлого года ставший министром энергетики, непрофессионал, подобная норма может быть опасна при ее буквальной трактовке.

НЕ НАВРЕДИ

На своей первой пресс-конференции накануне Дня энергетика Семашко небрежно бросил: «В Беларуси нет своей энергетики» . Президент концерна «Белэнерго» Евгений Мишук, сидевший рядом за круглым столом, поморщился, но промолчал. Нынешний гендиректор «Белтрансгаза» Петр Петух, когда начинал знакомиться с газовым хозяйством, допускал и не такие проколы. Однако он без суеты вник во все тонкости, сохранил прежнюю команду менеджеров предприятия, и в итоге функциональность транспортного коридора повысилась.

Новому министру еще предстоит разобраться в том, что «Бел-трансгаз» - это не «оптовый покупатель газа» (воздух не продают ни оптом, ни в розницу, его измеряют кубами), а естественная монополия, обеспечивающая транзит российского газа в Европу. Сленговые выражения «добыча нефти» и «продаж мазута» являются своеобразным паролем для нефтяников (ударение в первом слове падает на первый слог, а во втором - на последний). Залогом же тому, что энергетика будет сохранена как одна из стабильных и рентабельных отраслей, является тезис Семашко, неоднократно озвученный им в Национальном пресс-центре: «Главное - не навредить» .

ТРИЕДИНЫЕ ЗАДАЧИ

Выбор кандидатуры министра энергетики говорит о том, что власти пытаются административными методами обеспечить расшивку неплатежей. В 2000г. потребители платили энергосистеме 79%, в 2001г. - 86%. Что будет в текущем году, посмотрим. Административное давление не может заменить структурные реформы, направленные на улучшение платежеспособности предприятий. Другое дело, что параллельно с проведением макроэкономических реформ эти методы могут быть вполне эффективны.

Пути повышения КПД энергосистемы могут быть разными. В этом вопросе тоже не обошлось без политики. Александр Лукашенко вознамерился взять под свой личный контроль две ветви ТЭК - газовое хозяйство и энергетику, которые до сих пор существовали вдалеке от политических интриг белорусского двора. Речь идет о контроле самого крупного финансового потока в стране - порядка $2 млрд.

Для снижения затрат при производстве энергии необходимо обновлять оборудование. Ежегодно необходимо вкладывать до $300 млн. для нормальной замены оборудования. В последние годы изыскивали по $100 млн., а в прошлом году - и того меньше.

СПРАВКА «БГ». В 2001г. началась реконструкция крупнейшей в Беларуси Лукомльской ГРЭС, рассчитанная на 8 лет. Объем инвестиций составит $100 млн. Стоимость основного оборудования для первого энергоблока - в пределах $10 млн. Реконструкцию оборудования производят предприятия «Электросила» и ЛМЗ (Санкт-Петрербург).

Новая команда менеджеров в энергетике должна, помимо прочего, все расчеты внутри системы сделать прозрачными. Формально новые люди станут антикризисными управляющими для сложной финансовой и организационной системы. Фактически же белорусская энергетика нынешней зимой работает стабильно и не испытывает особых кризисных явлений. Поэтому гораздо точнее будет назвать новых менеджеров «скарабеями».

В Древнем Египте жук-скарабей был символом благосостояния в семье, а по другой версии - власти над миром. Станут ли 55 человек «скарабеями» белорусской энергетики - будет зависеть от их понимания мирового опыта реформирования энергосистем и макроэкономической реальности Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код