Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
http://отчетные-документы.рф/ простые документы отчетные документы за проживание.
№1 (317) 08 января 2002 г. Экономика

КОНТРОЛЬНАЯ ПРОБА - взялись за алкоголь

08.01.2002
Отдел экономики

№ 1 [317] от 08.01.02 - Нищающее из года в год сельское хозяйство давно уже стало визитной карточкой Беларуси. Но сегодня этот экономический штрих лишь сближает нас со странами африканского континента, а с уникальной стороны республику характеризует обанкротившаяся винно-водочная индустрия. Даже в разоренной белорусской деревне самогонщики никогда не бедствовали. Поэтому доведение пьяной отрасли до разобранного состояния - случай особого менеджерского мастерства и где-то даже искусства, заинтересовавший недавно Комитет госконтроля (КГК).

СЛАБО ПЬЕШЬ - БЮДЖЕТ СОРВЕШЬ!

Известно, что производство и продажа алкоголя всегда были и остаются существенным источником пополнения доходной части госбюджета. Но это в теории, а белорусская экономическая практика свидетельствует о наличии опасно разрастающейся неозоновой дыры бюджетного дефицита. Изучая рваные края бреши, контролеры из КГК не осмелились оценить качество управления экономикой в стране, ограничившись поверхностными выводами типа: лысина на голове по причине отсутствия волос. Сравните с оригиналом: «На своевременности поступления акцизов в бюджет отрицательно сказывается отсутствие у предприятий-изготовителей алкогольной продукции денежных средств на расчетных счетах».

От зоркого глаза проверяющих также не удалось скрыть, что «в текущем году сокращено производство водки и винных напитков в связи с их убыточностью, практически отсутствует экспорт алкогольных изделий».

Ценность произведенных изысканий резко возрастает, если учесть, что «план поступления в бюджет акцизов от реализации алкогольной продукции не выполняется на протяжении ряда лет». К сожалению, это позволяет утверждать, что процесс созревания сложившейся ситуации выпал из поля зрения крепнущих день ото дня правоохранительных и контролирующих органов, а также госСМИ, еще не достигших европейского уровня, а потому заслуживающих прощения.

Первым поднял тревогу КГК. Используя дедуктивный метод, органу удалось определить основные причины невыполнения плана поступления акцизов в бюджет: установление Совмином ставок акцизного налога ниже предусмотренных в бюджете; снижение объемов производства водки; изменение ассортимента вырабатываемых алкогольных изделий в сторону выпуска продукции с более низкой налоговой нагрузкой; несвоевременная уплата предприятиями акцизов в бюджет из-за отсутствия денежных средств на расчетных счетах.

Сделанные выводы не позволяют надеяться на кардинальное изменение сложившейся ситуации, зато позволяют утверждать, что в штате КГК преобладают милиционеры, а не эксперты по рыночной конъюнктуре.

Ведь люди, тратящие из своего бюджета 65-67% на продовольственные товары, включая ликеро-водочные изделия, просто не в состоянии делать это в большем объеме. В противном случае это грозит переходом в социальную категорию забулдона, готового пропить единственный букварь любимой дочери. Кстати, авторы справки ссылаются на оценки Всемирной организации здравоохранения, согласно которым в республике достигнут опасный для генофонда нации уровень потребления спиртных напитков. Этот уровень составил в 1999г. 10,1 л/чел., а в 2000г. - 9,5 л/чел. без учета производства спиртных напитков в домашних условиях.

Но беда не приходит одна: вместе с резервами здоровья нации исчерпан ресурс искусственного роста зарплаты, и теперь, если что и растет, так это задолженность по ее выплате. И основная ее доля падает на сельские районы. Эти цифры известны, но косвенно это подтвердили и сами контролеры, отмечая, что 60% общей просроченной задолженности за ликеро-водочные изделия приходится на торговые организации потребкооперации.

Кстати, со студенческой скамьи известно, что объем товарооборота - это 90% кассового плана. Поэтому, извините за банальность, для оживляжа на республиканском ликеро-водочном рынке нужно не только поднимать зарплату гражданам, но и выплачивать ее своевременно. Именно поэтому сегодня мощности ликеро-водочных заводов используются только на треть, а экспортируется менее 0,5% от произведенного объема главным образом «по причине принятых соседними государствами мер по защите собственного рынка». Для тех, кто не понял: соседние - это союзная Россия и братская Украина, где бутылка водки стоит соответственно $1,3-2,3 и $1,1. К тому же для экспорта водки в Россию необходимо оплатить лицензию, что делает экономически бессмысленной не только продажу, но и безвозмездную передачу братьям нашей бодрящей продукции. В этих условиях во имя пополнения бюджета страны не то что с Суданом и Ираком начнешь оружием торговать, но и коноплю на колхозных полях культивировать.

В общем, мечты сбываются. Реализация предложений КГК для Совмина их воплощению помешать не может, так как любое повышение акцизов или их унификация только снизит покупательную способность потребителей; оптимальную структуру объемов производства никогда государству не определить как категорию динамичную, и по силам эта постоянная работа лишь мощным маркетинговым отделам частных предприятий, а не бывшим отделам сбыта, сменившим шильду на дверях кабинета; смена формы собственности на государственную возможна, но, как и переаттестация, лишь снизит эффективность действующих предприятий; запретом бартер не уничтожить, зато положить окончательно предприятия можно; экспорт, пока действуют запретительные пошлины, через торговые дома не увеличишь. Импорт алкоголя при открытых границах с Россией тоже не уменьшишь. Остается одно - выполнять российские требования по скорейшей стыковке таможенного, налогового и бюджетного законодательств, тогда можно говорить и о расширении экспорта, но после вхождения в единое экономическое пространство, заметим - российское.

О ЧАСТНОМ

Cкладывается впечатление, что контролеры хорошо знакомы с настроениями белорусского президента, не любящего (по крайней мере, публично) частников и посредников всех мастей. Поэтому было бы естественно предположить, что Беларусь - страна победивших госпредприятий и ликвидировавшая посредников как экономический класс. Таки нет. И вы будете неприлично смеяться, ознакомившись с состоянием этих дел на примере славной ликеро-водочной отрасли.

С одной стороны, рынок так насыщен алкогольной продукцией, а платежеспособный спрос населения столь мал, что торговые организации отказываются в социалистическом порядке «выбирать фонды», и поставщики рады, когда удается втюхать «несвежую» водку посредникам, получая взамен оборудование, сырье и прочие полезные вспомогательные материалы, заменяющие денежные знаки, хотя и малопригодные для расчетов с бюджетом.

С другой, в стремительно разоряющуюся алкогольную индустрию продолжают щемиться частники. Например, Минсельхозпродом были выданы лицензии: СП Vin West, СП «Белакфа» и др. работающим на арендуемых площадях и не всегда своем оборудовании, что граничит с нарушением законодательства, а главное - недешево в нашей стране, обрекая предпринимателей на заведомое банкротство. Но есть и такие предприятия, которые бодро выпускают винно-водочную продукцию (ООО «Винреал», СП «Нива», ОАО «Смолевичский комбинат пищевой промышленности» и др.), особо не задумываясь о создании надлежащих условий для ее выпуска и не озираясь на финансовую пропасть, пожирающую государственные винокурни.

Давать цельную и исчерпывающую характеристику данному экономически-правовому феномену не является целью настоящей публикации, тем более что свет на происходящее отчасти прольет справка КГК. «При проверке 71 магазина г.Минска выявлено, что почти четвертая часть алкогольных изделий поступила в магазины от 60 посреднических структур, которые, оставляя себе 2-4% (из 12-14%) торговой скидки на водку, до 10% (из 30%) оптовой надбавки на другую алкогольную продукцию, 2-3% (из 15%) бонуса за сбор стеклотары, ухудшают и без того неустойчивое положение розничных торговых предприятий (рентабельность в торговле составляет 0,5% от товарооборота)».

На этом основании можно утверждать, что не весь класс посредников изведен санитарами экономического леса.

Одним из крупнейших посредников в поставке алкогольной продукции является белорусско-кипрское предприятие ООО «СЕН», на 90% принадлежащее якобы иностранному капиталу (Кипр, как известно, оффшорная зона, и за крутыми импортными названиями нередко прячутся родные соотечественники). В настоящее время директором данного предприятия, согласно справке КГК, является Белко Н.Н., а бывшие директора - Петкевич Г.И. и Митраков И.В.

«Данное предприятие совместно с государственным предприятием «Минск-Кристалл» во главе с генеральным директором Белко Н.Т. (отец директора ООО «СЕН» Белко Н.Н.) и главным инженером Позняковым В.К. выступило учредителем СП ООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод - Кристалл-2» (доля государства - 38%; далее - СП ООО «МСВЗ», бывшие директора Позняков В.К., Петкевич Г.И., в настоящее время - Рымашевский О.Л.) Кроме того, СП ООО «СЕН» совместно с Белгосконцерном пищевой промышленности - «Белгоспищепром» (вице-президент Петкевич Г.И.) учредило ЗАО «Белпищепрод» (директор Митраков И.В.)». Что и позволило контролерам сделать вывод «об использовании возможностей государственных организаций для протекционизма интересам частного бизнеса, приносящего доходы родственникам руководителей государственных организаций». Дело, оказывается, не в борьбе частного с государственным, а в гибком сочетании интересов. И происходит это на восьмом году правления самого народного и справедливейшего первого белорусского президента. Откуда такая вольница при нашей государственной строгости? Отчасти это, наверное, объясняется и тем, что в славном СП ООО «СЕН» работает по совместительству менеджер Заметалин Д.В. (сын бывшего первого заместителя главы администрации президента Заметалина В.П.). Наверное, приставка «экс» послужила основанием для того, чтобы эту уважаемую фамилию стали склонять в справках КГК, обратив вдруг внимание на то, что менеджер-совместитель Заметалин Д.В. получил в данном предприятии приличную беспроцентную ссуду для покупки в 2000г. квартиры по ул. Немига.

Кстати, не он один. Например, торговому агенту (по совместительству) Познякову В.В. (сын главного инженера РУП «Минск - Кристалл» Познякова В.К.) в 2001г. продана квартира с выдачей ему на эти цели беспроцентной ссуды сроком на 6 месяцев. Видимо, агент-совместитель вполне в состоянии вернуть этот беспроцентный кредит из своей зарплаты за полгода. В отличие от менеджера-совместителя, который будет дожидаться, когда большую часть ссуды сожрет инфляция.

Та же история с бывшим гендиректором предприятия Митраковым И.В. (ныне директор ЗАО «Белпищепрод»), получившим в 2000г. беспроцентную ссуду также на 10 лет, но уже, согласно статусу, в значительно большей сумме.

«СЕМЬЯ»

Хочется спросить: а что, на этих предприятиях еще и зарплату выплачивают? И без задержек? А как же проблемы винно-водочной отрасли в связи с убыточностью? Не думаем, чтобы самый народный президент стал на них отвечать. Указы ведь не забор - ими от жизни не отгородишься. И «БГ» не склонна осуждать упомянутые в справке персоны, а скорее наоборот, с пониманием относится к этим людям, которые первыми правильно поняли, что имел в виду президент, говоря о строительстве рыночного социализма в отдельно взятой семье.

Тут важно другое. Ассоциации выталкивают из памяти картину Ильи Глазунова «Мистерия ХХ века», где тысячи исторических персон изображены в виде хора имени Пятницкого. В нашей стране такая попытка была предпринята в виде гобелена, где ради исторической правды на первом плане должны были быть изображены знаковые жертвы президентской борьбы с коррупцией вместе со всем объемом собранных вещественных доказательств по делу каждого: депутат Шушкевич - с ящиком гвоздей, председатель Старовойтов - с мебельным гарнитуром, министр Леонов - с продовольственным набором, банкир Винникова - с кастрюлей, предприниматель Климов - с кирпичом, железнодорожник Рахманько - с бидоном солярки, директор Калугин - с щепоткой сусального золота для церкви, а далее возвышающимися рядами размытые лица неизвестных солдат экономического фронта, умыкнувшие из-под носа любимого президента миллионы. А чтобы нахлынувшая ассоциация не показалась предвзятой, достаточно взглянуть на любую из сводных табличек, составляемых КГК по результатам проверок. В одной из них представлен 31 субъект хозяйствования, подробно расписаны наименования нарушений, суммы штрафов и должны фигурировать имена административных нарушителей. Но данная колонка почти пуста, и лишь в трех случаях сообщается о наказании персон на уровне начальника планового отдела и главного экономиста. Слава Богу, вахтера не тронули. Вот такая мистерия борьбы с коррупцией по-белорусски.
Добавить комментарий
Проверочный код