Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (316) 26 декабря 2001 г. Тема недели

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА 2002 ГОД

26.12.2001
Отдел экономики

Эксперты "БГ" отвечают на следующие вопросы: 1. Начнутся ли реформы сельского хозяйства? 2. Наступит ли оживление среднего и мелкого бизнеса? 3. Продолжится ли тенденция роста реальных доходов населения? 4. Наступит ли инвестиционный прорыв?

Валерий ДАШКЕВИЧ, эксперт

1.
Необходимость проведения каких-то реформ в сельском хозяйстве стала, наконец, очевидной и для белорусских властей. Но осознание необходимости - это еще не означает наличие политической воли и, самое главное, способности провести эту реформу в рыночной плоскости. Рыночная экономика и жестко централизованная структура назначаемых органов власти, как известно, несовместимы друг с другом по определению. Эта несовместимость в сельских регионах, где гражданину практически невозможно сменить место работы, чувствительна особенно. Поэтому реформы, если таковые будут предприняты, ограничатся чисто косметическими мероприятиями типа формальной смены вывесок в совхозах и колхозах, объединения безнадежных в экономическом плане хозяйств с еще "дышащими" и т.п. Можно предположить некоторое временное послабление в регулировании цен на продукцию сельского хозяйства, которое ускорит его дифференциацию и развеет иллюзии относительно общинного землепользования под контролем назначенных "вертикальщиков". Но поскольку все это требует определенного времени, то сколько-нибудь ощутимых изменений в аграрном секторе страны в 2002г. ожидать не следует.

2. Белорусский малый и средний бизнес нуждается не в частичной либерализации отношения к нему, а в коренном пересмотре его роли в национальной экономике. В частности, признания его как сектора, способного обеспечить эффективную занятость населения и реальный прирост ВВП в долгосрочном периоде. Со всеми вытекающими последствиями с точки зрения порядка регистрации новых предприятий, их ликвидации, налоговых льгот etc. Нынешняя власть не готова к этому и, скорее всего, предпочтет путь незначительных послаблений и уступок частным бизнесменам, что не может кардинально улучшить ситуацию. Как следствие, большая часть малого и среднего бизнеса останется либо в "серой" экономике, либо будет действовать с территории соседних государств.

3. Рост реальных доходов населения фактически прекратился после президентских выборов. Причина - исчерпание источников, способных обеспечить прирост реальных доходов населения хотя бы на коротком временном интервале. В частности, повышение номинальной зарплаты без увеличения выпуска продукции, а также бюджетникам за счет сокращения прочих бюджетных расходов, при сдерживании падения обменного курса рубля и уровня розничных цен. Эта политика уже привела к резкому росту числа убыточных предприятий в реальном секторе экономике и к сверхплановой кредитной эмиссии для покрытия дефицита бюджета. Инфляция в октябре составила 3,6%, в ноябре - 4,6%, а в декабре ожидается на уровне не менее 5%. Началось интенсивное сокращение золотовалютных резервов Нацбанка. Продолжать такую политику дальше невозможно без риска вызвать полный коллапс национальной экономики. Поэтому о росте реальных доходов населения в 2002г. не может быть и речи. В лучшем случае правительству удастся добиться сохранения уже достигнутого уровня.

4. В силу плачевного финансового состояния предприятий любые сколько-нибудь серьезные инвестиции в отечественный реальный сектор можно получить только из внешних источников. Но предприятия страны, у которой отсутствует страновой кредитный рейтинг агентств типа Standart & Poor’s или Moody’s, а политические и экономические риски инвестиций весьма велики, не могут рассчитывать на интерес к ним со стороны серьезных западных компаний. И даже если правительство объявит о самой смелой рыночной реформе и подтвердит ее конкретными действиями, изменения негативного отношения к Беларуси в глазах западных бизнесменов следует ожидать не ранее чем через 2-3 года. Можно, конечно, рассчитывать на некоторый приток российского капитала, но только на весьма ограниченную группу привлекательных белорусских предприятий и в достаточно скромных размерах. По большому счету, россий-ский бизнес сам нуждается в западных инвестициях и рассматривать его в качестве крупного потенциального инвестора для Беларуси еще рано. В целом же рассчитывать на инвестиционный бум в белорусской экономике пока не приходится ни в 2002-м, ни в 2003гг.

Петр МЕЗЯН, эксперт

1.
Развитие агропромышленного комплекса - без преувеличения самая сложная проблема нашей экономики. Объясняется это двумя главными причинами. Во-первых, размером накопившихся проблем (убыточность сельхозпредприятий, низкий уровень оплаты труда, неразвитость социальной сферы и др.), а, во-вторых, наличием значительной предубежденности в обществе по отношению к институту частной собственности на землю. Вроде бы все понимают, проблем накопилось столько, что необходимо принимать меры (причем зачастую "пожарного" характера), с другой стороны - стараются соблюсти идеологическую невинность. Вместе с тем без института частной собственности еще никому в мире не удалось создать механизм эффективного использования факторов производства в сельском хозяйстве. Острота проблемы для нашей страны обостряется и тем, что отрасли-"доноры" практически исчерпали свои внутренние возможности по оказанию помощи селу. Традиционные рецепты лечения могут оказаться весной малоэффективными. Пока в обществе доминирует благодушное ожидание. Надежды на не всегда популярные реформы "сверху" невелики.

2. Формирование и развитие малого и среднего бизнеса определяется тремя моментами. Первое - мягкий, незабюрократизированный порядок регистрации. Второе - льготная система налогообложения. Третье - комфортная обстановка для бизнеса. Имеется в виду поощрение бережливости, уважение к чужому успеху, рационализм - если хотите, общество должно принять некоторые элементы протестантской морали и этики. Пока в Беларуси ничего подобного не наблюдается.

3. Тема роста реальных доходов населения у нас сведена к проблеме перераспределения созданного ВВП. До тех пор, пока мы не перейдем к теме роста делимого пирога, а не пропорций деления, ничего путного не получится.

4. Рост инвестиций, достаточно серьезных инвестиций, следует, по-видимому, ожидать со стороны российского бизнеса в отдельные отрасли белорусской экономики (нефтепереработка, нефтехимия, некоторые отрасли машиностроения и пищевой промышленности). Объясняется это не только экономическими, но и геополитическими причинами. Тем более что многие предприятия, которые интересуют российский бизнес, во многом им уже жестко контролируются. Но качественного прорыва в этой сфере ожидать преждевременно.

Леонид ЗАИКО, президент аналитического центра "Стратегия"

1.
Едва ли стоит это делать именно сейчас. Во-первых, аграрное лобби еще не до конца выжало все, что можно получить из бюджета. Ему нет смысла напрягаться и торопиться с преобразованиями. Рынок не прощает ошибок. Аграрным лоббистам привычно пугать политиков и население угрозой голода в стране или продовольственной безопасностью. Во-вторых, реформы в сельском хозяйстве начинаются тогда, когда есть вообще нечего (Китай) или когда сельские элиты решатся приватизировать землю и стать лендлордами (Киргизия и др.). Наши директора совхозов и председатели колхозов до сих пор побаиваются слишком нахально делать свои состояния в расчете на рыночное будущее. Да и что говорить, если 70% проживающих в сельской местности - пенсионеры. Какие им реформы? Еще один аргумент. Речь идет о чистых продуктах питания. Низкий поклон Александру Григорьевичу за то, что он оставил в сохранности все постсоветские колхозы и совхозы. Они не смогли накормить страну, которая вынуждена импортировать чистые продукты питания.

2. Пока не приватизированы крупные предприятия, номенклатура при власти не заинтересована в развитии малого бизнеса. Пока не поделена крупная собственность, существует шанс сделать это с большей результативностью для самих носителей власти. Цель конвертации власти политической в экономическую - контроль над крупными объектами собственности. Именно данное обстоятельство делает сферу малого бизнеса вторичной областью интересов носителей власти. Вторая причина: при отсутствии безработицы (она на уровне 2%) власть не испытывает давления со стороны части общества, лишенного возможности иметь устойчивые доходы. Пример Аргентины показывает, что при 20% безработных наступает социальный конфликт высокой степени напряженности. В Польше превышение 10%-ного порога безработицы также инициировало высокую уличную активность безработных.

Шансы на поддержку малого и среднего бизнеса пока все же есть. Многое зависит от давления на парламент со стороны предпринимательских кругов, активности предпринимательских союзов на национальном и региональном уровнях. Но для нормального функционирования бизнеса надо преодолеть коррупционную взаимосвязь чиновников и местных номенклатурных бизнесменов. Среди простых способов снижения порога доступа на рынок - упрощение регистрации, простой единый налог, 2-3-кратное снижение арендной платы. В этом деле противодействующей фигурой является чиновник, коррумпированный и весьма дешевый для бюджета, но дорогой для развития нормального рынка.

3. К концу 2001г. активная политика доходов захлебнулась, и необходимо время для сбалансирования всей ситуации. Рост доходов вызвал адекватное падение прибыли предприятий и привел к остановке прироста внутренних инвестиций. "Золотой век" в политике доходов закончился. При 100-долларовой зарплате можно ожидать годовые темпы прироста на уровне 5-7% при наличии активной экономической конъюнктуры в целом. У нас ситуация ближе к рецессионной. Сами доходы должны быть заботой не правительства, а предпринимателей, директоров, занятых на предприятиях. Политики формируют правила игры на рынке, но любое их вмешательство в ценообразование на рынках факторов производства ведет к искажению рыночного равновесия, ценовым деформациям. Агрессивная политика доходов в этом году и привела к резкому увеличению количества убыточных предприятий в стране. За политические игры приходится платить деловому миру.

В 2002г. реально можно рассчитывать на инерционный рост доходов на уровне 3-5%, а в долларовом эквиваленте средняя зарплата в стране может составить в среднем $103-105 к концу года. В 2002г. правительство не сможет ежеквартально повышать зарплату, и рост располагаемых доходов может находиться в пределах 2-3% реальных величин. Более того, планируемое повышение уровня оплаты коммунальных услуг - до 40% затрат на содержание жилья - с неизбежностью приведет к снижению уровня жизни. С другой стороны, финансовые потоки по оплате жилищных услуг изменят и корзину потребления. Уже сейчас 66% всех расходов идет на продовольствие, и, скорее всего, население сократит покупки одежды, обуви, предметов длительного пользования. Аналогичным образом должны сократиться и вклады в банках, размещение сбережений на депозитах.

4. Особого оптимизма испытывать не стоит. Инвестиционные вливания возможны при широкой приватизации и трансферте капитала. Кто и как будет вкладывать деньги, если их не хватает на зарплату? Конечно, будут и исключения: белорусская экономика не является неким выжженным полем. Но прогнозировать большой инвестиционный всплеск нет оснований. Ситуация 2002г. будет определяться не только тем, каким из 4 тыс. предприятий удастся выпутаться из кризиса, но и насколько удастся основной части директората удержать в поле конкурентности свои "ударные" подразделения. Выйти на более или менее приличную норму прибыли (в среднем она пока около 9%) можно при проведении внутри предприятий политики рационализации, сокращения неэффективного персонала и снижения издержек.

Белорусская экономическая политика 2001г. имела невротический и идеологизированный характер. Нет ясности, что делать, и у самих руководителей страны. Они пытаются оглядываться на общественное мнение, которое весьма пессимистично оценивает возможности страны. В 2002г. изменения будут, но они едва ли создадут атмосферу инициативности, активного переустройства экономической жизни. 2002г. станет еще одним годом вялотекущей дезактивации страны. Причем тотальной.
Добавить комментарий
Проверочный код