Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (316) 26 декабря 2001 г. Тема недели

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ или пессимистическая комедия?

26.12.2001
Петр ПУСТОТА

Не правы были те, кто возлагал большие надежды на 2001г., год президентских выборов. Их исход как раз можно было предугадать и ничем больше не обольщаться. А вот следующий, 2002г., станет действительно определяющим в политике. Официальный Минск может заняться планомерной нормализацией отношений с Западом и улучшением внутриполитического климата, а может, плюнув на все розданные за три месяца уходящего года обещания, вернуться к своему привычному имиджу. К сожалению, наиболее вероятным нам видится второй вариант.

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

В результате принятия на весенней сессии Палаты представителей блока проектов (поправки в закон "О статусе депутата", Закон "О Национальном собрании", проект изменений в регламент Палаты представителей) парламент обретает атрибуты полноценной ветви власти. И пусть депутаты пока не смогут объявить импичмент президенту, зато предложить поправки в бюджет, которые не надо будет согласовывать со всеми отраслевыми министерствами, станет уже в их силах. Укрепившиеся в результате принятия изменений в регламент депутатские группы начинают стремительно набирать влияние и реализуют собственную политику, идущую вразрез с позицией лоббистов исполнительной власти. За несколько месяцев работы весенней сессии палата приобретает заметно новый имидж. Появление в стране полноценного парламента служит толчком для восстановления места Беларуси в ПА СЕ и ПА ОБСЕ. Президенту ради сохранения наметившейся позитивной тенденции придется пойти на выполнение обязательств, взятых в ходе стамбульского саммита, а национальной пенитенциарной системе - ввести мораторий на исполнение смертной казни (без этого в Совет Европы не возьмут). Появление официального международного статуса придает депутатам весомости и делает их все более смелыми. Окрепшая палата настаивает на проведении конституционного референдума и предлагает свой вариант изменений и дополнений в Основной закон, согласно которым полномочия президентской власти сужаются за счет расширения полномочий власти законодательной.

Александр Лукашенко, уставший от абсолютной власти и абсолютной ответственности, соглашается обменять часть своей свободы на возможность баллотироваться на третий срок.

Восстановление членства в международных организациях приведет к коренным преобразованиям во внешней политике. Беларусь возобновляет полноценное участие в программе НАТО "Партнерство во имя мира", становится на очередь, Евросоюз, декларирует намерение присоединиться к Шенгенскому соглашению. Сложно, правда, себе представить при этом президенте инициативу присоединения РБ к НАТО, но, в конце концов, можно ведь обойтись и без этого.

В случае реализации оптимистичного сценария изменение кадрового состава ближайшего президентского окружения станет тенденцией. "Старая гвардия", впервые массово шагнувшая во власть в 1996г., уйдет туда, откуда шагнула - в политическое небытие. Произойдет постепенное очищение низовых структур "вертикали" от людей, пришедших в исполкомы под патронажем уже исчезнувших из власти "ретроградов", и замена их либерально мыслящими персонами. Государственную политику делают кадры. Приход новых людей неизбежно повлечет за собой реформы. Лукашенко, осознавая, что его власти ничто не угрожает, даст добро на преобразование судебной системы.

Оппозиции также предстоит измениться. Если отношения с Западом нормализуются до такой степени, что о них можно будет говорить как о новом векторе официальной политики, центр оппозиционных настроений сместится влево. Гражданскую нестабильность будут сеять уже не члены демократических партий, а коммунисты и левые маргиналы, обеспокоенные приходом западных компаний, ущемлением интересов трудового народа и разрывом братских отношений с Россией.

Впрочем, до таких крайностей в Беларуси дойдет не скоро. А на переходных этапах роль оппозиции станет играть палата, на которую в случае расширения ее полномочий будут завязаны те ресурсные центры, которые в настоящий момент поддерживают внесистемную оппозицию. Действующие сейчас оппозиционные партии либо сменят лидеров, либо утратят влияние. Очень может быть, что партия либо партии возникнут на основе формирующихся депутатских групп.

Финалом года может стать отъезд дипломатов Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ. Их миссия будет выполнена - Беларусь станет наконец правовым государством.

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Невооруженным глазом видно, что произошедшие в стране немногочисленные послабления дались президенту с большим трудом. Приходят на ум сцепленные замком руки и ходящие ходуном скулы Лукашенко, когда он на прошедшей неделе в очередной раз обещал приватизацию и снижение налоговой нагрузки. Чем бы ни было обусловлено желание начать все сначала и стать нормальным европейским лидером, на весь 2002г. его может не хватить. Кроме того, история помнит всего двух самодержцев, добровольно отказавшихся от престола - один римский император и один русский царь. Всем остальным добровольный отказ от власти просто не приходил на ум.

А потому уже в первые месяцы нового года Лукашенко может устать натужно улыбаться всем подряд. В лучших традициях Беларуси эпоха закручивания гаек может проходить под лозунгом либерализации и построения гражданского общества.

Начнется все с массовых арестов. В отличие от волны судебных расправ 1996-1997гг. на этот раз просиживать штаны на скамье подсудимых будут не оппозиционные лидеры, а представители власти. Три месяца "новой экономической политики" будут объявлены причиной кризиса в экономике. Идеологи либерализации впадут в немилость, а люди, персонифицирующие идею сильной руки, будут снова возвращены во власть.

Рассмотрение проекта изменений в регламент и закона "О Национальном собрании" в Палате представителей будет перенесено сначала на осень, а потом на весну 2003г. Если либерально настроенные депутаты будут слишком сильно сопротивляться этому, их отзовут по многочисленным письменным просьбам избирателей. Процесс формирования групп и фракций будет заморожен, а уже созданные объединения депутатов - лишены всяких механизмов влияния на ситуацию. Группы народных избранников превратятся в клубы по интересам, на заседаниях которых депутаты будут обсуждать прозу Тургенева и меняться дисками Кобзона. Промышленникам напомнят о том, что у них сомнительное с точки зрения социальной справедливости прошлое, и попросят при рассмотрении законопроектов впредь руководствоваться не выгодой предприятий, а пожеланиями центра законопроектной деятельности. Во избежание напоминания об этом прошлом. Палата второго созыва превратится в клон палаты первого созыва, а рассмотрение бюджета на 2003г. пройдет за 15 минут, "без гвалта", "взвешенно" и "конструктивно".

Ситуация с оппозицией будет двойственной. С одной стороны, ей придется нелегко, т.к. власть по вредности приравняет ее к инициаторам "сгубившей" экономику либерализации. С другой стороны, давление на демократические силы, а также авторитарное поведение режима убедят Запад в необходимости поддержки тех людей, которые с ним борются. Оппозиции достанется роль вечного мученика. Роль, удовлетворяющая обе стороны - мучающего и мучимого. В случае реализации силового сценария никакого кадрового обновления оппозиции не произойдет. Существующие теперь лидеры демократических сил останутся таковыми по меньшей мере еще на четыре года.

Взаимоотношения с Западом вернутся на уровень августа 2001г. Логическим завершением силовых преобразований станет удаление из страны КНГ ОБСЕ со ссылкой на аналогичный эстонский и латвийский опыт.

ФОРС-МАЖОР

Каждый год между католическим и православным Рождеством почему-то всплывает тема белорусско-российской интеграции. И каждый раз обещания политиков придать отношениям двух государств статус союза звучат настолько убедительно, что в очередных прогнозах аналитики двух государств непременно расписывают "интеграционный" сценарий. Вот и на этот раз под занавес года Беларусь посетили сразу два российских топ-политика - Евгений Примаков (в статусе президента Торгово-промышленной палаты) и Геннадий Селезнев (в традиционном статусе председателя Госдумы). Несмотря на разные должности, оба говорили о перспективах союзного государства. И договорились до того, что уже прозвучало заявление о проведении весной референдума, а в июне - внесении изменений в Конституции. Учитывая появившийся в Госдуме законопроект о присоединении к России другого государства, крайне обеспокоивший белорусского депутата Ивана Пашкевича, ситуация опять выглядит многообещающе. Но, по нашему мнению, доводить дело до конца "интеграторы" не будут. Дело в том, что этот виток объединения двух стран был инициирован думскими левыми (что легко подтверждается сопоставлением комментариев российских и белорусских депутатов насчет выборов в союзный парламент и перспектив союза). Инициирован лишь для того, чтобы застолбить за собой тему интеграции с Беларусью на следующий политический год. Теперь, когда эта цель выполнена, в отношениях двух стран наступит очередная фаза объяснений. Обе стороны будут долго и нудно рассказывать, козни каких именно сил помешали принять Конституционный акт и сформировать союзный парламент.

Впрочем, в политике бывает всякое. А потому вариант обострения интеграции следует рассматривать в качестве форс-мажора.
Добавить комментарий
Проверочный код