Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (316) 26 декабря 2001 г. События. Оценки

ЛУЧШИЙ СОН ПРОКОПОВИЧА - деньги

26.12.2001
Отдел финансов

№ 50 [316] от 26.12.01 - На минувшей неделе во время встречи с преподавателями и студентами БГЭУ председатель правления Нацбанка Петр Прокопович сделал ряд интригующих заявлений, явно предназначенных для неискушенной публики. О реакции просвещенной аудитории сведений не поступало.

Сообщив о предстоящем утверждении президентами Беларуси и России плана совместных действий по ускорению белорусско-российской экономической интеграции с целью введения единой валюты, Прокопович объявил о непреклонности белорусской стороны в вопросе сохранения за Нацбанком права на денежную эмиссию в Союзном государстве. И сослался на пример Европейского валютного союза, в котором все центральные банки стран, вошедших в зону евро, осуществляют эмиссионную деятельность. Но при этом глава Нацбанка не уточнил, как это происходит на практике и годится ли она для экономической политики нашего государства.

Как известно, в Европе центральные банки давно уже не кредитуют дефициты бюджетов своих правительств - запрещено по закону. Рефинансирование коммерческих банков осуществляется центральными банками не по квотам, а на рыночных основах по очень простой схеме. Европейский центральный банк определяет объемы кредитных аукционов и процентную ставку, по которой коммерческие банки всех стран зоны евро могут получить кредит от своих центральных банков. В зависимости от уровня эффективности производства в тех или иных странах и связанной с этим возможности успешного использования кредитов коммерческие банки покупают эмиссионные ресурсы у центральных банков и выдают кредиты предприятиям. При этом больше кредитов получают те страны, эффективность производства товаров и услуг в которых выше. Но занимают деньги у центральных банков они лишь после того, как исчерпают возможность заимствования кредитных ресурсов на далеко не бедном общеевропейском денежном рынке. Надо полагать, что этот жутко рыночный опыт никак не годится для целевого кредитования нашего сельского хозяйства и жилищного строительства, а потому мечты о европеизации денежно-кредитной политики Нацбанка, скорее всего, так и останутся мечтами.

Еще более оптимистичными вы-глядят замыслы Прокоповича о квотировании денежной эмиссии в союзном государстве между Центробанком России и Нацбанком Беларуси по доле стран в общем ВВП. И вот почему. ВВП России в 2001г. составит примерно $275-300 млрд., а Беларуси - $12-13 млрд. (около 4,5%). При 22-кратной разнице не возникает вопроса о том, кому судьбой предначертано быть собакой, а кому - ее виляющим хвостом. Центробанк России уже более пяти лет не кредитует дефицит бюджета, а с конца 1999г. практически не рефинансирует коммерческие банки: в условиях положительного торгового баланса весь объем осуществляемой им денежной эмиссии связан с покупкой иностранной валюты. Такая практика наверняка сохранится и в будущем, поскольку Россия будет увеличивать свой экспорт, и не только сырьевой. Центробанк РФ по-прежнему не будет осуществлять кредитную эмиссию, а стало быть, квота Нацбанка составит "ноль".

Но если даже эмиссионное рефинансирование банков в России и начнет осуществляться, то далеко не теми темпами, о которых заявлено в программе социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005гг. и в проекте программы развития банковской системы страны до 2010г. Так что и в этом случае квота Нацбанка составит явно не тот объем, который потребуется для поддержки приоритетных для него отраслей экономики.

Не менее интригующим стало заявление Прокоповича о том, что Нацбанк будет ежегодно направлять в уставные фонды ведущих банков страны $150-200 млн. Сделано оно, очевидно, после того, как правительство не поддержало идею осуществления таких расходов при рассмотрении проекта программы перспективного развития банковской системы страны. Оно и понятно - лишних денег в бюджете нет. Отсюда и ожидаемый в 2002г. дефицит бюджета в сумме 345 млрд. рублей - примерно $200 млн. по тому среднему курсу, который запланирован Нацбанком за год. Причем половину этого дефицита предполагается покрыть за счет эмиссионных кредитов Нацбанка.

Теоретически правительство могло бы направлять такие деньги на укрепление "Беларусбанка" или "Белагропромбанка", но для этого ему пришлось бы полностью прекратить финансирование всей правоохранительной системы, на которую в 2002г. намечено потратить $210 млн., или распустить армию и сэкономить на этом примерно $135 млн. Но разве после этого станут банки защищать нашу страну и лучших ее граждан от внешних и внутренних врагов так успешно, как это делают армия и милиция?

Видимо, не рассчитывая на такой пацифизм правительства, Прокопович решил найти деньги на укрепление банковской системы в своем ведомстве, не страдающем от их недостатка, о чем свидетельствует хотя бы наличие семи заместителей председателя правления - почти вдвое больше, чем президентом страны разрешено иметь премьер-министру, председателю Комитета госконтроля и другим министрам.

Но и тут с арифметикой не все понятно. Ежегодная прибыль, перечисляемая Нацбанком в бюджет в размере 50%, составит по расчетам к проекту бюджета на 2002г. 30 млрд. рублей (около $16 млн.), а значит, инвестиции в капитал банков не могут превысить более $8 млн. Даже если Нацбанк полностью прекратит расходы на собственное развитие.

Остается только одно: кредитная эмиссия с переоформлением задолженности банков в государственный внутренний долг, как это уже было опробовано в предыдущие годы. Но тогда как быть с утвержденными президентом страны Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2002г., где на рефинансирование банков предусматривается направить максимум 55 млрд. рублей (около $30 млн.)?

По всей видимости, не дождутся банки особых щедрот от Прокоповича. Нет у него обещанных денег и не будет. А уж при введении единой валюты - тем более.
Добавить комментарий
Проверочный код