Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (316) 26 декабря 2001 г. Экономика

НЕКУДА ВЕЗТИ

26.12.2001
Ольга МИКША

На минувшей неделе Всемирный банк озвучил свои выводы относительно перспектив развития предпринимательства на территории СНГ. Для Беларуси они неутешительны: у нас созданы наихудшие условия для бизнеса. Это заключение подтверждают итоги внешнеэкономической деятельности предприятий строительного ведомства.

Объем продаж экспортируемой продукции (29 наименований) за 10 месяцев текущего года составил $73,3 млн. При этом страны дальнего зарубежья закупили строительных материалов и изделий белорусского производства на $27,8 млн., что составило чуть более трети общего объема экспорта. Показатели продаж в ближнее зарубежье, как и прежде, "делает" Россия. Однако, как отмечают специалисты, со временем российские рынки сбыта закроются для отечественных стройматериалов. В первую очередь это связано с развитием собственных производителей, которые стали предлагать продукцию по более конкурентной цене, чем отечественные заводы. Например, в России с участием западного капитала построено несколько заводов по выпуску мягких кровельных материалов, оснащенных новейшим оборудованием и использующих в работе эффективную технологию. Именно кровли российского производства получают наибольшее распространение в Беларуси, хотя в стране есть собственный производитель аналогичной продукции - ОАО “Осиповичи”. Однако, даже улучшив качество свих кровельных материалов, осиповчане не в состоянии конкурировать с российской продукцией по цене: слишком дорого обходится энергия и субсидирование социальной сферы. Мягких кровельных материалов за данный период было продано всего на $6,4 тыс.

Тем не менее в истекшем году наших зарубежных партнеров более всего интересовали пеностекло (темпы роста продаж достигли 872%), гранулированный мел (537%), полированное стекло (253%), гипсокартонные листы (215%), строганый пагонаж (195%). Впрочем, подобную ситуацию мы наблюдали и в прошлые годы. Так же “стабильны” керамическая плитка, металлоконструкции, стеновые материалы, оконные блоки. Статистические данные фиксируют темпы роста, но выручка невелика - $10,5 млн.

Показатели внешнеэкономической деятельности строительного ведомства по-прежнему держат на себе стекольные производства. Помимо гомельского полированного стекла ($13,8 млн.) на экспорт отправлены бутылки, стеклотара и сортовая посуда на общую сумму $16,3 млн. При этом большинство стекольных заводов находится на грани остановки, и даже относительно успешные - “Гута”, “Октябрь” - работают не в полную силу. Если же действительно состоится, как это планируется, передача стекольщиков концерну “Белгоспищепром”, Минстройархитектуры лишится весомой статьи валютных доходов.

Появилась целая группа строительных материалов и изделий, экспорт которых резко сократился даже по меркам прошлого года, когда вытеснение белорусских товаров с российского рынка было не столь очевидным. Например, железобетонные конструкции и ранее закупали только российские регионы, граничащие с Беларусью, и практически не пользовались спросом в странах дальнего зарубежья. Тем показательнее трехкратное сокращение объемов продаж на внешних рынках этих материалов. С другой историей, но предсказуемым итогом заканчивается 2001г. для белорусских производителей минеральной ваты. По сравнению с продукцией мировых лидеров в области базальтовых и стекловолокнистых материалов, которые к настоящему времени обзавелись в сопредельных с Беларусью странах собственными производственными мощностями, сфера применения, к примеру, березовских теплоизоляционных материалов значительно сузилась. О чем также свидетельствует объем экспорта минваты - на сумму $264,8 тыс., что вдвое меньше уровня прошлого года. Подобным образом обстоят дела с отечественным линолеумом и дверными блоками. В последнем случае вытеснение белорусских производителей с российского рынка выглядит настоящим изгнанием: объем продаж дверных блоков в Россию и страны СНГ за 10 месяцев текущего года составил лишь третью часть от аналогичного показателя за два месяца 2000г.! Деградация основных фондов деревообрабатывающих предприятий приводит к тому, что из страны охотнее всего вывозят сырье, природные богатства. Таковых у нас немного, в изобилии только лес. Поэтому вполне закономерно, что экспорт пиломатериалов сократился вчетверо.

Модернизация предприятий промышленности в соседних государствах и прежде всего в России не оставляет отечественному стройкомплексу шансов на реализацию произведенной продукции. Сохранить для белорусских стройматериалов даже российский рынок возможно только изменив экономическую политику государства.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код