Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (314) 10 декабря 2001 г. Тема недели

СБОРНИК ПИОНЕРСКИХ ОБЕЩАНИЙ

10.12.2001
Ярослав РОМАНЧУК

в программе Совмина

Приверженцы новой-старой власти рассчитывали, что со следующего года Беларусь начнет хоть какие-то реформы. Предположения скептиков оправдались: разрешили только поговорить о либерализации. Совмин представил одну из самых плохих программ деятельности на краткосрочную перспективу - набор противоречивых, часто взаимоисключающих деклараций, продиктованных чиновникам еще на II Всебелорусском собрании.

Во время недавней встречи представителей правительства Беларуси и России в Москве премьер РФ Касьянов имел возможность ознакомиться с экономическими планами белорусского руководства на следующий год. Дружеский совет с Востока был однозначен: избавиться от пустых деклараций и начинать комплексные реформы. И Путин, и Касьянов были в очередной раз смущены качеством своего партнерства с Беларусью. Говорят, что российский президент даже припомнил белорусам уже ставшие историей сделки с фондом Эсамбаева и «Торгэкспо». По мнению одного из экспертов, влияющего на выработку направлений экономической политики России, «Беларусь все еще ностальгирует по Советскому Союзу, не понимая, что Россия - это уже рыночная экономика. Удивительно, что, находясь в кризисе, ваше правительство занимается очковтирательством, а не конкретным делом».

33 СТРАНИЦЫ НИ О ЧЕМ

В программе не больше информации, чем в стандартном учебнике по экономике для первого курса. Не нужно глубокого анализа, чтобы написать 33 страницы пустых лозунгов и благих пожеланий. Из программы непонятно, будет ли правительство бороться с бедностью, поскольку источники финансирования для роста зарплаты и пенсий не указаны. У Совмина нет плана, как сделать нашу экономику конкурентной, как привлечь инвестиции, как решить проблему неплатежей и бартера. Как можно понять такой парадокс: бюджет на 2002г. просчитан, исходя из роста ВВП 4-5%, а в программе сказано, что для выполнения показателей по инфляции, росту зарплаты надо обеспечить рост ВВП на 6-7%? $300 млн. в одну сторону, 500 млрд. рублей (сумма, которую Лукашенко приказал изыскать на зарплату, но которая не отражена в бюджете и программе) - в другую. Цифрами жонглируют, как мешки с картошкой кидают. Неудивительно, что россияне, давно привыкшие все считать, оторопели от такого подхода.

К 2005г. правительство обещает пенсию в размере 48% средней зарплаты. Т.е. через четыре года пенсия должна составлять $120 - чуть больше, чем было в Литве еще пять лет назад. Получается, что в бюджете на 2005г. надо предусмотреть на выплату пенсий почти $4 млрд. Чтобы иметь столько денег, в 2005г. ВВП должен составить почти $27 млрд. Это значит, что темпы экономического роста должны быть на уровне 25% в год на протяжении четырех лет. Ни одной стране в мире такое не удавалось. Может, правительство изобрело новый экологически чистый источник энергии вместо нефти, чтобы заткнуть за пояс весь ОПЕК с «Газ-промом»? Другого способа обеспечить такой спрос на белорусские товары и услуги даже теоретически трудно себе представить.

Чтобы выйти из нищеты, Беларуси нужно иметь годовой экономический рост 6-10% на протяжении 10-20 лет. Как добиться такого результата? Как хотя бы удвоить ВВП? Понятно, что нужно резко повысить производительность труда, привлечь инвестиции, дать право фирмам и компаниям самим принимать решения и нести ответственность. Мотором новых технологий и информационной революции не могут быть государственный бизнес и государственные инвестиции. Ни белорусские, ни тем более иностранные инвесторы не верят пустым обещаниям. Им нужны серьезные институциональные и правовые гарантии. А что нам предлагает правительство? Налоговый кодекс, который нарушает Конституцию и права собственности, бюджет, который расширяет полномочия бюрократов и консервирует нищету, программу деятельности, которая похожа на перечень пионерских обещаний.

Программа пестрит словоблудием типа «качественное улучшение», «совершенствование», «создание благоприятных условий», «упорядочение льгот», «дальнейшее развитие» и т.п. Особенно «привлекательна» политика в области ценообразования. Правительство предлагает «совершенствование методов формирования экономически обоснованных цен», почему-то «в первую очередь в животноводстве, …сочетание принципов государственного регулирования цен и тарифов и самостоятельного их установления субъектами хозяйствования». Предприятия получат право самостоятельно формировать цены только «по мере создания экономических условий и финансовой стабилизации». Вот вам и либерализация.

«ЛИДЕРЫ» ВСЕ ТЕ ЖЕ

Правительство предлагает продолжение реализации крупных проектов по Минскому подшипниковому заводу, Минскому моторному заводу, Могилевскому автомобильному заводу, НПО «Интеграл», предприятию «Красносельскстройматериалы», «Гранит», «Минский гипсовый завод». При этом никто еще не провел анализа эффективности государственных инвестиций в данные заводы. Вполне вероятно, что они потребляют гораздо больше средств из бюджетов разных уровней, чем создают добавленной стоимости.

Еще больший провал с сельским хозяйством. Зачем вкладывать $800 млн. в отрасль (оценка объема инвестиций в 2001г.), которая по итогам текущего года выйдет на рентабельность минус 20%? Если бы мы каждому жителю села давали $20 в месяц целый год, это бы обошлось бюджету дешевле.

Правительство предусматривает продолжение финансирования президентской программы «Бытовая электроника», «государственных научно-технических программ «Станки и инструменты», «Белэлектроника», «Белавтотракторостроение», «Приборы, средства измерения и техническая диагностика», «Медицин-ская техника», «Технологии», а также программы импортозамещения, развития и повышения эффективности работы микроэлектронной отрасли». Из года в год правительство не меняет направления инвестирования, а Комитет госконтроля только в следующем году начнет анализировать эффективность реализации данных проектов. Получается, что правительство опять делает ставку на поддержку той отрасли экономики, которая виновна в накоплении 50% кредиторской задолженности, 60% плохих кредитов и 80% всего бартера. С другой стороны, если тот же МТЗ или «Интеграл» собираются покупать россияне, то почему белорусские налогоплательщики должны поддерживать чей-то частный проект?

В программе правительство так и не определилось с приватизацией и преобразованиями реального сектора. Оно лишь может говорить о «создании условий для акционирования средних и крупных предприятий республиканской собственности…» Конкретных цифр, списка продаваемых объектов, мер по структурной перестройке и реформе социальной политики в программе нет, ибо Совмин реально не уполномочен принимать решения по главным вопросам экономики. Он позволил себе лишь чуть расширить основные тезисы предвыборной программы Лукашенко «Вместе за сильную и процветающую Беларусь!». От этого программа не приобрела ни смысла, ни содержания.

Многие российские компании сейчас активно зондируют белорусский рынок. Их интересует поведение белорусской власти в следующем году: будет девальвация или нет, введут ли защиту внутреннего рынка от российских товаров или нет, будет ли достигнут хотя бы российский уровень инфляции или начнет набирать обороты денежный печатный станок. Даже имея все возможные программы на 2005г., зная все цифры, законы, при принятом бюджете нельзя дать ответов на эти простые и логичные вопросы. Большинство российских потенциальных инвесторов до сих пор не понимают суть белорусской системы принятия экономических решений.
Добавить комментарий
Проверочный код