Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (314) 10 декабря 2001 г. Тема недели

ХОЧЕТСЯ ПОГОРЯЧЕЕ

10.12.2001
Сергей ЖБАНОВ

Правительство в состоянии осилить лишь холодные закуски.

В центр внимания белорусских информационных агентств в конце минувшей недели попала фраза о «резкой критике правительственной программы». Что странно: большинство депутатов, не стесняясь критиковать, одновременно спешили заверить руководство страны и президента, что будут голосовать «за». И они не обманули своего президента. По результатам голосования в ПП НС (58 «за» и 22 «против») правительственная программа действий на ближайшие годы принята. Но зачем надо было убивать столько времени на обсуждение программы - точную копию уже принятой программы социально-экономического развития республики на 2001-2005гг.?

Этим вопросом депутаты задались уже в ходе обсуждения и вполне оправданно хотели увидеть в «новой» программе или хотя бы услышать более детальные и ясные ответы премьера по существу намечаемых экономических преобразований. Это удалось немногим. Даже в части общей оценки состояния экономики.

Только в сравнении с периодом 1994-95гг. премьер осмелился заявить, что «страна вышла из состояния кризиса». Давать подобные оценки по отношению к более близкой ретроспективе глава правительства не захотел. Зато, рассказывая о делах в строительстве учреждений здравоохранения, был неожиданно пессимистичен: «Мы же видим, что идет разруха». Зная, что премьер - опытный строитель, стоит поверить ему как эксперту скорее в последнем случае, чем в первом. На это указывают и остальные его ответы на многообразные вопросы нашей экономической действительности. «Мы пытаемся добраться до самой глубины. Дальше нам отступать некуда, ни правительству, ни облисполкомам, ни местной власти». Услышав эту «панфилов-скую» антитанковую риторику, один из депутатов углубился настолько, что попросил-таки премьера решить вопрос о равном размере НДС (не кому-то 10%, а кому-то 20%, как сейчас) для всех субъектов хозяйствования в рамках намечаемых либеральных реформ. На что сразу последовал четкий ответ компетентного президентского выдвиженца: «Как это сделать, не знаю... На это есть специалисты». От себя добавим, что они есть, но в российском правительстве, и бригада этих замечательных специалистов уже приехала на помощь братскому белорусскому правительству для увязки местного законодательства (в т.ч. и налогового) с российским. И по этой причине не только не стоило мучить премьера сложными вопросами, но и вообще писать «новую» программу.

Какой в ней смысл, если придется менять основную законодательную базу по российскому образцу? И на этот вопрос ответил Новицкий: «Если мы сегодня не примем такие глубинные решения, на что сегодня нас благословил президент, то у нас результатов, конечно, не будет. Или будет, но, по меньшей мере, то, что у нас было последние 2-3 года». Значит, будет еще лучше, так как благодаря госСМИ народ знает, что у нас все было хорошо. «В чем эти глубинные вопросы состоят: мое глубокое убеждение, что без преобразования села, через интересы собственников, всех работников мы там никаких сдвигов не достигнем» - затем эту основополагающую мысль премьер повторил, несколько расширив толкование - от села к промышленности, которая, оказывается, тоже нуждается в повышении эффективности, «главным образом за счет собственника».

И тут самое время воспользоваться вопросами депутата Фролова. Его очень заинтересовало, как, впрочем, и всю общественность - как достичь искомой эффективности и вожделенных $250 зарплаты к 2005г. «за счет собственника, который, по большому счету, не создан в нашей республике. Наверное, премьер имел ввиду российского собственника?» И депутата Фролова, как гражданина Беларуси, подобная трактовка не устраивает так же, как и необходимость прибегать в деле совершенствования белорусского законодательства к услугам бригады российских специалистов: «Мы что, бестолковые, как предприниматели, так и законотворцы? Вас это не обижает как гражданина РБ?» - последовал вопрос премьеру. Но глава правительства не только не обиделся, но и не усмотрел в этом ничего предосудительного: «Мы больше ездим в Москву, а теперь попросили, чтобы к нам приехали. Что здесь плохого? Надо же чаще ездить к друг другу. Российский капитал более реально оценивает обстановку..., а наших никто не обидит - президент обещал». В общем, премьер остудил законное чувство патриотизма нежным ответом. Как говорил легендарный Василий Чапаев: «Приходи ко мне в ночь, заполночь. Садись. Я сижу чай пью и ты сиди - закуривай!» Надо чаще встречаться, а о патриотизме надо было думать, когда одобряли соглашения о едином эмиссионном центре и единой валюте. А теперь, когда последовала команда: «Стройся!» - надо выполнять, а не думать.

Сейчас какими-то странными ассоциациями об утраченной государственной девственности отдаются любые вопросы депутатов об ущемлении экономической самостоятельности Беларуси. Сколько можно спрашивать, например, о нежелании России использовать во внешней торговле с нами налоговый принцип страны назначения.

Конечно, может быть, кого-то и обижает, что для союзной Беларуси этот принцип не используется в отличие от несоюзных стран СНГ, но один из депутатов Госдумы РФ довольно ясно высказал на этот счет россий-скую позицию: «Страна-то у нас одна, так причем тут принцип страны назначения?» Действительно, депутаты словно позабыли, что уже который год живут в союзном государстве, да и все, кто скорбел об утрате СССР, включая президента, теперь удивляются, если не сказать больше - обижаются, когда россияне последовательно и не первый год предлагают Беларуси войти в состав России тем же способом и в то же место, откуда она вышла.

Лишнее доказательство твердой россий-ской позиции - принятый Федеральным собранием РФ закон о порядке принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта федерации, где предусмотрен только один возможный способ - вхождение в состав России. Так что все претензии не к России, а к тем госдеятелям местного разлива, которые божились в ходе обсуждения разнообразных аспектов союзного объединения, что об утрате независимости Беларуси не стоит даже думать - все произойдет только на равноправной межгосударственной основе. Пора расставаться с иллюзиями и научиться честно отвечать на вопросы. И примеры тому в многогранном выступлении премьера имеются.

Так, пытаясь дать объяснение по поводу очевидного отсутствия в программе блока, касающегося союзного государства, премьер лаконично и искренне ответил: «Согласен с вами». А вот когда депутаты попросили пояснить, в чем же видится стабилизация экономики, если всем известна динамика роста убыточных предприятий, премьер откровенно стушевался. Пытаясь разрядить обстановку, спикер Вадим Попов участливо заметил: «Может, там, на трибуне, не слышно?». «Да нет», - вынужден был признать премьер. Слышно ему было хорошо, только вот вопрос - короткий, а ответ на него - длинный. И тут, видимо, не желая утомлять депутатов, спикер Попов предложил на этом завершить ответы на вопросы и перейти к прениям, в ходе которых по-настоящему проявил себя на ниве законотворчества.

Примером нечеловеческой изобретательности может служить объяснение Попова по поводу отсутствия в реформаторской программе правительства уже принятых рекомендаций о развитии малого и среднего бизнеса: «Рекомендации поступили только вчера, а программа - раньше». Вот такой пустяк, который может остановить прогресс на пути к экономическим реформам. Неужели малому и среднему бизнесу придется развиваться вне утвержденной правительственной программы или ждать следующего правительства? Но это - мелочи. Главное - в иллюстрации того, как выполняются президентские указания о сокращении числа бессмысленных совещаний, а заодно и документооборота на 10%.
Добавить комментарий
Проверочный код