Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (314) 10 декабря 2001 г. Экономика

РЕФОРМЫ ЗА СВОЙ СЧЕТ

10.12.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Планы Нацбанка рискуют стать жертвой правительственных аппетитов

8 ноября 2001г. указом президента N641 утверждены «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002г.». В следующем году основной проблемой Нацбанка станет нейтрализация сторонников инфляции. Несмотря на все достижения в монетарной сфере, ведомство Прокоповича остается институционально уязвимым, а уровень инфляции на следующий год 20-27% - нереальным.

За последние 5 лет денежная система Беларуси совершила своеобразный цикл. Индекс потребительских цен в 1996г. был рекордно низким - 39,1%. В 2001г. инфляция будет остановлена на рубеже 42-45%, что более чем в два раза ниже, чем в прошлом году (при увеличении рублевой денежной массы в среднем на 5% в месяц). Многие эксперты склоняются к мысли, что для переходной экономики это и есть тот инфляционный уровень, достижение которого возможно вне контекста реформы фискальной, структурной и административной политики. Для белорусской экономической системы и такая псевдостабильность цен оказалась опасной: объем кредиторской задолженности самый высокий в истории страны, затоваренность складов, почти 40%-ный уровень бартера в расчетах, проблемы с погашением кредитов и выплатой зарплаты и т.д. Все это результат крайне низкой адаптации реального сектора к жесткой денежной политике. Причем жесткости избирательной - для т.н. «точек роста» правила финансовой поддержки практически не изменились.

ЧЕМ ГОРДИТСЯ НАЦБАНК

В 2001г. Нацбанк сумел добиться высокой степени предсказуемости свой политики. Разрыв между курсами белорусского рубля на разных сегментах валютного рынка не превышал 2%, по плану проходила девальвация белорусского рубля по отношению к доллару и российскому рублю, заметно выросло поступление валютной выручки от предприятий, почти на $30 млн. увеличился оборот наличной валюты. В марте были отменены «ограничения по объемам приобретения наличной валюты одним физическим лицом в одном обменном пункте в день», с июля «сняты ограничения по суммам сделок на внебиржевом валютном рынке…, отменен запрет на покупку иностранной валюты нерезидентами Республики Беларусь с оплатой в белорусских рублях со счетов типа «Т» и корреспондентских счетов банков-нерезидентов…». Эксперты Нацбанка понимают необходимость перехода на международные стандарты в проведении денежно-кредитной политики. Поэтому с ними так охотно общаются представители МВФ и Всемирного банка. Организован спокойный профессиональный диалог и с Центробанком России, чего не скажешь о сотрудничестве правительств РБ и РФ.

Выход на положительные процентные ставки - также заслуга Нацбанка. Но данным благом имели возможность пользоваться не все субъекты. Опять особый статус у Минфина (если учесть объем средств, выделяемых правительству, то ставки будут близки к нулю). Нацбанк считает, что до конца текущего года будет существовать возможность «снижения банками номинальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и обеспечения их положительных значений на уровне 1,5-2,5% в реальном выражении». Если Минфин потребует больше кредитных ресурсов под свои программы, если банковская система в лице уполномоченных банков начнет давать сбои, а намеченный рост ВВП реально превратится в падение, сохранение этой весьма хрупкой победы будет кратковременным.

ПОРОЧНЫЕ СВЯЗИ НАЦБАНКА И ПРАВИТЕЛЬСТВА

Нацбанк не в состоянии добиться предсказуемости и стабильности от своих коллег в правительстве и администрации президента. Чтобы прогнозный показатель по инфляции стал реальностью, надо точно знать объем товарной массы, реальный спрос на деньги и состояние торгового баланса. При отсутствии выполнимой программы действий правительства на 2002г. координация становится практически невозможной. Вряд ли Нацбанк откажется финансировать дефицит бюджета и госпрограммы, которые вдруг станут приоритетными для главы государства. Во второй половине 2001г. тенденция увеличения рублевой денежной массы приобрела устойчивый характер. Выше прогнозного был чистый внутренний рублевый кредит Нацбанка (при плане среднего прироста в месяц 6% фактический показатель составил 7,7%), чистый рублевый кредит правительству (план - 6,6%, факт - более 10%). Кредитование дефицита бюджета по-прежнему является основной статьей, по которой осуществляется денежная эмиссия (около 50% от общего объема). Причем с каждым месяцем количество выделяемых ресурсов увеличивается. 75% эмиссии на финансирование дефицита бюджета идет на жилищное строительство. Существование порочной практики, когда Нацбанк финансирует корпоративные проекты (отдельной строкой выделены Барановичский ХБК, НИИ онкологии и СЭЗ в Бресте), противоречит цивилизованным нормам. Снижение инфляции до 20% в год будет означать банкротство 70% строительной отрасли и сельского хозяйства. Пойдет ли на это правительство? Вряд ли руководство Нацбанка в следующем году подпишет соглашение, которое закрепляет его позиции по денежно-кредитной политике. Очевидно одно: Прокопович и его коллеги не имеют твердой законодательной и институциональной базы отразить растущие финансовые аппетиты правительства и реального сектора в 2002г. Так что повторение инфляционной спирали вполне реально.

ОПАСНЫЕ «ВИЛКИ»

Введение «вилок» разных показателей резко снижает качество программы. «Определяющая роль в формировании параметров денежно-кредитных показателей в 2002г., как и ранее, будет принадлежать росту реального спроса на деньги, выражаемого прежде всего увеличением реального ВВП до 106-107% против 104-105%, предусмотренных проектом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002г.» Формировать денежную рублевую массу под рост 4% ВВП - это одно дело. Рост в 7% дает корректировку в $330 млн. Денежная эмиссия планируется «от 202 до 663 млрд. рублей». Оценочно за 2001г. эмиссия составила 102,5 млрд. рублей (рост почти на 60%). Если печатный станок будет работать по максимуму, рублевая эмиссия увеличится в 3,5 раза. Помимо 132 млрд. на жилищное строительство эти «новые» деньги пойдут на покупку иностранной валюты для формирования золотовалютных резервов. Нацбанк опять традиционно будет выступать источником валовых рублевых кредитов: на эти цели пойдет от 410 до 1.333 млрд. рублей (рост на 36,7-119,4%). «Кредитование конкретных отраслей и предприятий будет осуществляться банками на рыночных принципах, льготные кредиты банков будут предоставляться только при наличии источников средств для их льготирования». Все население страны должно будет поработать на оплату дефицита бюджета в размере, как минимум, 75 млрд. рублей, а также на финансовую мощь трех белорусских банков, чье состояние вызывает, мягко говоря, немало нареканий.

«При осуществлении денежной эмиссии в указанных объемах прирост рублевой денежной массы может составить 454-1.361 млрд. рублей (или 39-116,8%). Понимая, что при такой эмиссии нереально добиться снижения инфляции до 27%, специалисты Нацбанка рассчитывают на положительное сальдо торгового баланса ($175-190 млн.), увеличение иностранных инвестиций в основной капитал до $500-600 млн. (это почти столько, сколько Беларусь получила за 10 лет), в т.ч. прямых инвестиций - $350-400 млн., а также на принятие ряда мер по увеличению реального спроса на деньги: «замещение товарообменных операций денежной формой расчетов, снижение просроченной дебиторско-кредиторской задолженности предприятий, замена оплаты внешнеторговых операций, совершаемых в СКВ, национальными валютами Российской Федерации и Республики Украина, увеличение банковских рублевых вкладов населения, включение в сферу товарного обращения нетрадиционных товаров и ценных бумаг, осуществление мер по связыванию наличных средств населения». По логике Нацбанка, у нас должен быть свободный рынок земли, природных ресурсов. Такие предложения ведомства Прокоповича можно только приветствовать, но знает ли правительство и Лукашенко о том, что Нацбанк запланировал системные рыночные реформы? Выдержит ли Беларусь третью волну обесценения вкладов? Раз поступил приказ к 2005г. «довести уровень золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования, как минимум, до $1 млрд.», то его надо выполнять за счет всех имеющихся средств. В 2002г. вполне может сложиться ситуация, когда в стране будет богатеть только Нацбанк. Сомнительно, чтобы он смог сохранить свое богатство при разрушающейся экономике и банковской системе. В 2001г. ведомство Прокоповича было безусловным лидером среди всех госструктур по глубине реформирования своей епархии. Представленная им программа действий на 2002г. - это, скорее, песня за упокой стабильного белорусского рубля, чем за здравие банковской системы и реального сектора экономики.
Добавить комментарий
Проверочный код