Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (312) 26 ноября 2001 г. События. Оценки

ПОСОЛ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ: Майкл Козак объяснился с немцами

26.11.2001
23-25 ноября в Минске состоялся пятый форум "Беларусь после выборов: необходимость перемен". Инициативу аналитического центра "Стратегия" и немецкого общества по изучению Восточной Европы на этот раз поддержали фонд Эберта, посольства Германии и США, КНГ ОБСЕ, компания ITM GmbH и один из лидеров мирового рынка - компания Siemens.

Устроители форума рассчитывали наладить диалог между оппозицией, властью и международным сообществом. Впрочем, в отсутствии представителей президентской администрации диалога не получилось, зато случилась сенсация. Пожалуй, впервые на публике объяснились две главные действующие силы, уже несколько лет безрезультатно решающие пресловутый "белорусский вопрос": немецкие социал-демократы в лице недавно занявшей пост председателя рабочей группы ПА ОБСЕ по Беларуси Утой Цапф и посол США в Беларуси Майкл Козак. Цапф - сторонница контактов с официальным Минском вне зависимости от его готовности идти на реальные изменения по четырем условиям ОБСЕ. Ко всему прочему она не-

однократно подчеркивала большую гибкость европейцев по отношению к Беларуси по сравнению с американцами, которые, по ее мнению, склонны к неоправданной изоляции страны от цивилизованного мира.

Ответ последовал незамедлительно. Посол США в Беларуси Майкл Козак 24 ноября выступил с речью "Отношения США и Беларуси: мифы и реальности", в которой недвусмысленно расставил акценты: либо глава рабочей группы высказывает свое личное мнение вопреки коллективной позиции ОБСЕ, либо она продавливает исключительно "немецкий вектор" вопреки мнению США, занимающих одну из ключевых позиций в этой европейской структуре. Ниже публикуются ключевые фрагменты из выступления Майкла Козака (перевод с англ. "БГ").

- Миф номер один: США стремятся изолировать Беларусь. Я встречал дипломатов и журналистов, которые были глубоко убеждены, что США отказываются разговаривать с белорусскими официальными лицами, а только лишь помогают оппозиционным политикам. Это неправда. В феврале 1997г. США приняли политику "селективного участия", которая схожа с политикой Европейского союза. Эта политика направлена на то, чтобы выразить нашу озабоченность мерами, предпринятыми против белорусского парламента и судебной власти… Но это не значило, что мы прекратили все контакты с белорусскими официальными лицами. Тем более нельзя интерпретировать это как попытку изолировать страну…

С 1992г. США никогда не прерывали связи с гражданами Беларуси. В последние годы объем помощи даже увеличился. С 1992г. США оказали Беларуси помощь на $600 млн., включая $190 млн. от Министерства обороны США, а также частные пожертвования в виде гуманитарной помощи, в большинстве своем - лекарств. В прошлом году наше правительство оказало помощи на $36 млн., включая $23 млн. гуманитарной помощи. В прошлом году единственная статья, по которой произошло увеличение финансирования, - это оказание гуманитарной помощи. Большинство поступило в форме медицинских препаратов, которые используются государственными больницами и поликлиниками. Генерал Ралстон посетил Беларусь во время открытия клиники по переливанию крови, которую наши военные отремонтировали в Гомеле… Мы активно ведем программы помощи академическим заведениям Беларуси. Программы обмена - это второй по бюджету компонент помощи Беларуси после гуманитарной помощи… На меня произвело впечатление не только количество людей, которые участвовали в программах обмена, - свыше 2.000 с 1991г. и свыше 250 только в прошлом году, но и число преподавателей из государственных заведений, которые участвовали в программах...

Миф номер два: США ввели экономическое эмбарго против Беларуси. Американские компании могут свободно торговать с Беларусью и другими странами. Проблемы Беларуси в экономической сфере - прямое следствие ее собственной политики, суть которой - в отказе от рыночных реформ… В Беларуси начались проблемы, когда она отошла от критериев международных финансовых институтов, которые они применяют в каждой стране. Некоторые программы США были сокращены не по политическим критериям, а потому, что Беларусь не сумела добиться выполнения определенных экономических критериев… Американские и международные компании не хотят инвестировать в Беларусь из-за непрозрачности правительственной политики и недостатка структурных рыночных реформ…

Миф номер три: политика США в Беларуси мотивирована личностным фактором или ментальностью холодной войны. Наш интерес - видеть белорусскую политическую и экономическую системы в соответствии с европейскими стандартами, поскольку, на наш взгляд, это лучшая гарантия стабильности в Европе. Изменение личностей без изменения системы было бы не в наших интересах, а также не вывело бы Беларусь из сложного положения… США заинтересованы в открытом политическом процессе в этой стране, а не в достижении определенного результата от этого процесса. Можно выработать с белорусскими властями определенный набор взаимных шагов, чтобы пройти расстояние от того места, где мы находимся, до того места, где мы хотим быть. Необходима политическая воля, чтобы идти этим путем.
Добавить комментарий
Проверочный код