Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Направления фундаментальных исследований. Информация о компании.
ulc.ru
№46 (312) 26 ноября 2001 г. Общество

ДИСКО-КЛУБ ДЛЯ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА

26.11.2001
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

Критики любят, когда фильмы непросты и умны. Публика - напротив, когда поярче и попроще. А как быть, если фильм талантлив, непрост и при этом незатейлив, как реклама жевательной резинки? О кассовом фаворите - фильме "Мулен Руж" сегодня размышляют культуролог Максим ЖБАНКОВ и художник с опытом работы в кино и на ТВ, профессиональный зритель Андрей ФЕДОРЧЕНКО.

Максим: "Мулен Руж" принадлежит к тем немногим фильмам, от просмотра которых я испытал крайний дискомфорт. Агрессивный визуальный стиль в манере взбесившегося MTV: прыгающая камера, колеры типа "вырвиглаз", к месту и не к месту падающая в кадр Эйфелева башня, постоянно к тому же меняющая свои размеры. Под стать и актеры: стреляющая глазками кошечка Николь Кидман в ажурных чулках, всклокоченный Эван Макгрегор, охотно демонстрирующий успехи своего дантиста, и бешеная подтанцовка как бы парижской богемы с карликом Лотреком во главе.

Андрей: А вот мне фильм понравился. Хотя это явно не шедевр. Я почувствовал в себе давно забытую способность получать чистое удовольствие от простодушного погружения в материал. Более того, не всякий "умный" фильм способен так запомнится. Да и восторженная реакция международной публики - лишнее подтверждение тому, что "Мулен Руж" не так прост.

М.: Хорошо, попробуем разобраться: что, как и кому говорит режиссер Бэзз Лурман своим фильмом? Прежде всего бросается в глаза ключевой прием: совмещение различных эпох и стилей. Он совершенно не оригинален. Задолго до "Мулен Руж" британец Кен Рассел заставлял Ференца Листа петь рок-н-ролл и плясать за роялем не хуже Элтона Джона. В нашумевшем "Ричарде III" Ричарда Лонкрейна честолюбивый Глостер разъезжал на танке и стрелял из маузера.

А.: Можно вспомнить и совсем недавние "Бесплодные усилия любви", где Кеннет Брэнна озвучил Шекспира бродвейскими мелодиями 30-годов. Да и сам Бэзз Лурман уже поиграл в эти игры, перенеся Монтекки и Капулетти куда-то во Флориду, обрядив молодежь враждующих кланов в цветные гавайские рубахи и раздав ей многозарядные пистолеты.

М.: Так в чем же фокус? Мне кажется, что секрет в масштабе авторских претензий. Цель Лурмана - не воссоздать атмосферу девятнадцатого века, а провести диско-вечеринку в стиле ретро. Он просто раздает нынешним персонажам фраки и корсеты. Естественно, таким героям Стинг и Кобейн ближе Оффенбаха и Штрауса. Поэтому Монмартр минувших дней закономерно превращается в выставку достижений поп-культуры за отчетный период.

А.: Конечно, здесь не приходится говорить о каком-то особом смысле и глубине сюжета. Но кто сказал, что мюзик-холл призван открывать философские глубины? Фильм прекрасно передает сумасшедший угар ночной жизни, доводя зрителя до транса. Он абсолютно соразмерен теме. Ведь это не фильм о кабаре "Мулен Руж"! Вспомни начало фильма: раздвигается занавес. И нам предлагают экранное шоу в манере "Мулен Руж". Оценивать его надо скорее как концертную программу, набор отдельных номеров или, точнее сказать, музыкальных клипов.

М.: Меня озадачивает предельная плотность визуального и музыкального ряда. Это серьезное испытание для интеллекта. Простак видит в фильме Лурмана бойкую оперетку типа "Фиалки Монмартра" и радуется чужой красивой жизни. Человек же, знакомый с "Битлз", Дэвидом Боуи, Марком Боланом и Тулуз-Лотреком, ощущает постоянную информационную перегрузку: любой мотив вторичен и лихо перелицован, любая песенка составлена из обрывков поп-хитов разных лет. Бесконечное лоскутное одеяло в стиле давних Stars on 45, прессовавших в десять минут пару дюжин хитов "Роллинг Стоунс".

А.: Дискотечная тактика: свести все со всем, главное, чтобы "колбасило". Именно так "ди-джеит" со своим материалом Бэзз Лурман. И, представь себе, действительно "плющит и колбасит"! Значит, автор все сделал правильно.

М.: Но выходит, что "Мулен Руж" способен понравиться прежде всего публике без культурной памяти. Тем, кто уверен, что Пол Маккартни - это папа кутюрье Стеллы Маккартни, а Сome Together написал Майкл Джексон. Получился такой клубный кинопроект. Техно-Утесов.

А.: Знаешь, а ведь массовое сознание устроено именно так. Наша голова забита обрывками поп-куплетов, кусками диалогов из телесериалов, уличным жаргоном и несмешными анекдотами. На бытовом уровне, действительно, все рифмуется со всем. Главное достижение Бэзза Лурмана в том, что он четко понял, как работает сознание "профанной" публики. "Мулен Руж" - идеальный поп-продукт, полностью совпадающий с уровнем потребителя. И он по-своему совершенен.

М.: Тогда откуда атмосфера дешевого балагана? Карнавальный мир фильма полон превращений и обманов. Актера Джона Легуизамо (сыгравшего в лурмановском "Ромео+

Джульетта" Тибальда) хитроумные протезы превращают в криволапого уродца Лотрека. Париж играет в Лас-Вегас, дорогостоящие Кидман и Макгрегор играют в нищую богему, рок-н-ролл играет в шансон и канкан, режиссер играет в чудодея и фантаста, а все вместе играют в старое французское кино времен "Френч канкан", "Монпарнас,19" и "Детей райка". Вопреки своей демонстративной "модности" и клубному шику, фильм Лурмана предельно старомоден и абсолютно вторичен.

А.: Возможно, если бы режиссер перестал комиковать и обличать злодеев-аристократов, фильм стал бы ярче и цельнее. Но, скорее всего, это был бы уже другой фильм другого автора. Мне кажется в принципе бессмысленным обличать режиссера за то, в чем он абсолютно не виноват. Кто сказал, что Лурман стремился сделать продвинутый интеллектуальный арт-хауз? "Мулен Руж" вызывающе декоративен и принципиально легковесен. Взгляни на это как на упражнение в стиле "тотальный поп-арт"!

М.: Но особых открытий в смысле кино я здесь снова не нахожу. В стиле поп-коллажа давно все сказали Кен Рассел, Дерек Джармен, группа "Монти Пайтон" и Джон Даннинг - автор "Желтой субмарины". Другое дело, музыкальная сторона. Она выглядит столь же претенциозно и анархично, но более убедительно. Может потому, что есть немало удачных похожих музыкальных проектов. Вспомним хотя бы знаменитые альбомы Мальколма Макларена Fans и Waltz Darling - остроумные поп-версии оперной классики и вальсов Иоганна Штрауса. Чего стоит один Джефф Бек, рубящий "На голубом Дунае"! Бэзз Лурман, начиная с дебютной ленты "Только в танцзале", точно чувствует музыку и умеет находить для ее адекватную визуальную оправу. Поэтому самый удачный, на мой взгляд, эпизод "Мулен Руж" - именно музыкальный номер, драматическое танго под сумасшедшую хрипатую версию знаменитой Roxanne.

А.: Бэзз Лурман вовсе не страдает от того, что он не высоколобый интеллектуал. Его главная задача, по-моему, совсем не в том, чтобы высказать последнюю правду или поразить мир оригинальностью стиля. Лурман видится мне персонажем вроде гофмановского Песочного Человека - виртуозным кукольником-манипулятором. Он знает, за какие ниточки дергать, и получает неизъяснимое удовольствие от плясок марионеток - актеров и оваций марионеток-публики.

М.: Именно поэтому ему нужны не актеры-личности, а стерильные Кидман и Макгрегор. Не оригинальная музыка, а затертая поп-классика. Не парадоксальный сюжет, а хилая фабула, которой хватило бы на короткометражку. Все это не самостоятельно, а, значит, поддается воле грезящего наяву повелителя-режиссера.

А.: Продолжим эту цепочку: Лурман показал нам не прошлое, а настоящее. Не историю героев, а антологию поп-культуры. И не реальный Париж, а его образ в сознании суматошного туриста, который нон-стоп пробежал по Лувру, Монмартру и Елисейским полям , явно перебрав при этом знаменитого абсента. Что, впрочем, само по себе тоже не лишено интереса.

М.: В заключение две любопытных аналогии с "Мулен Руж", пришедшие на ум в ходе нашей беседы: "Необыкновенный концерт" кукольного театра Образцова и не менее знаменитые "Коты-аристократы" - диснеевский мультик из парижской жизни.

А.: Мне почему-то кажется, что Бэзз Лурман не стал бы возражать. Скорее, напротив, добавил бы в этот ряд "Планету обезьян". И "Винни-Пуха".

TOP-10 видео на лицензионных кассетах

1. Ни поездов, ни самолетов/No Trains No Planes

2. Пианистка / La Pianiste

3. Брат якудзы / Brother

4. Интим / Intimacy

5. Братство волка / Le Pacte des Loups

6. Мумия возвращается / The Mummy Returns

7. Соблазн / Original Sin

8. Живым или мертвым / Dead or Alive

9. Сквозные ранения / Exit Wounds

10. Черная кошка, белый кот / Black Cat, White Cat
Добавить комментарий
Проверочный код