Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (312) 26 ноября 2001 г. Экономика

ПРИЗРАК БИЗНЕСА

26.11.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 46 [312] от 26.11.01 - Слушания по предпринимательству превратились в очередной партхозактив

20 ноября прошли парламентские слушания по развитию предпринимательства. Палата представителей решила прояснить для себя значение слов Лукашенко, который "подчеркнул необходимость законодательно защитить открытую конкуренцию и права собственника", а также призвал стремиться к "оптимизации форм и методов хозяйствования, всемерно поощрять развитие малого бизнеса и сферы услуг".

Слушания прошли скучно. Многочисленные выступления - скорее похожи на песню "за упокой", чем "за здравие". При минимальном наборе новых идей более детально были проанализированы причины экономического кризиса. Проблемы возникли с конкретными предложениями по спасению предпринимательства. Атмосфера была такова, будто отечественный бизнес преодолевает всего лишь мелкие временные трудности. Слушания почти совпали с публикацией индекса экономической свободы на 2002г. Беларусь опустилась с "почетного" 146-го места на 148-е, вплотную приблизившись к Ираку и Северной Корее, занявшим соответственно 155-е и 156-е места.

СТОЯЛИ ЗА ПРАВДУ ЖИЗНИ. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Правительственный взгляд на предпринимательство выразил замминистра экономики Андрей Тур, общепризнанный рамочный "либерал". Он напомнил грустную историю господдержки предпринимательства, начав с программы от 24 ноября 1992г., одобренной президиумом Совета министров. В 1996г. пустой декларации придали форму закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь", такого же декларативного и ненужного. Прикрывшись общими положениями, обещаниями помогать, власть установила "формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства". Вслед пошли перерегистрации, инфляционный грабеж, тотальное регулирование цен, правовой беспредел в сфере защиты прав собственности, национализация частной собственности через 39 налогов и сборов, удушение малого бизнеса лицензиями, сертификацией, проверками десятков контрольных органов и просто рентоориентированных чиновников. Выполнение этих и им подобных законов поставило Беларусь на грань инвестиционной катастрофы, привело к потере перспективных рынков и дискредитации отечественных брендов. Но Тур сделал вывод, что органы госуправления проделали много работы, "в результате которой в республике созданы основные организационно-экономические и правовые условия для развития предпринимательства".

ПОЭТАПНОЕ "УБИЙСТВО" - ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ?

Для 27 тыс. малых предприятий, которые производят 7,8% промышленной продукции, окзывают 13,5% строительных услуг, имеют 5,6% товарооборота, где занято свыше 365 тыс. человек, срочно нужен защитник и лоббист. Для более чем 193 тыс. индивидуальных предпринимателей не нужны госпрограммы и очередные бюрократические прожекты. Нашелся бы политик, который пообещал бы оставить их в покое. Но правительство, очевидно, не собирается менять стиль управления бизнесом. Оно предполагает принять Концепцию развития малого предпринимательства на 2002-2005 гг., реализация которой "создаст устойчивые предпосылки для формирования конкурентной среды". Вновь господдержка будет опираться на "стимулирование участия субъектов малого предпринимательства в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции и оказании услуг в сельской местности". Постепенно будут снижаться барьеры входа на рынок. В три этапа будут сокращать количество лицензий. Точно так же будет облегчено налоговое бремя. Обещано снизить лишь "неоправданное налоговое давление на производителей". Вместо "минимальных размеров арендной платы" будет "установление базовых ставок". Просто революционные преобразования. Жаль, что многие предприниматели не доживут до этого счастливого времени.

БЫКОВА И ЕЕ ТРЕТИЙ ПУТЬ

Право на содоклад получила также Татьяна Быкова, председатель постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам. Ее выступление было бы адекватным в научной или университетской аудитории, но в палате казенный язык прочитанного доклада оставил в головах присутствующих только милый образ очаровательной женщины. А ведь некоторые мысли были очень даже неплохими. О потребителе как конечной, самой справедливой "судебной" инстанции рыночной экономики. О вассальском статусе белорусских предприятий перед государством. О социальной значимости прибыли и непротиворечии частных интересов общественным. О том, что в ЕС 99% фирм являются малыми и средними. Все верно, но Быкова ссылается на необходимость следования курсом, определенном на II Всебелорусском собрании. А ведь именно этот курс задает те самые рамки, ту глубокую колею, которая и создает основные проблемы для белорусского предпринимательства. Можно предположить, что Быковой и ее коллегам дают возможность мягкого оппонирования только при условии принятия законов навязываемой экономико-правовой "клетки". Как можно расценить утверждение, что "сегодня в стране достигнута стабильность в финансовой сфере"? Прошла санация банков? Решена проблема кредиторской задолженности, размер которой достигает 60% ВВП? Быкова сама же говорит об убыточности предприятий, о несоблюдении прав собственности, беспределе с арендой помещений, лицензированием, лишении квот на поставку сырья и т.д., утверждая, что эти проблемы "обусловлены во многом самой социально-экономической структурой общества". А как же апелляция к Всебелорусскому собранию, которое в очередной раз узаконило эту самую структуру? Можно ли говорить о финансовой стабилизации, если, по словам Быковой, "полное и своевременное исполнение обязательств перед государством становится не просто невыгодным, но практически невозможным". С одной стороны, отмечается усиливающаяся бюрократизация экономики, с другой - не оспариваются административно выделяемые приоритеты государства. Зачем жаловаться на бюрократию, которой вы даете все карты в руки?

Предложение Быковой не нарушает общих канонов нынешней антипредпринимательской политики: "Предусмотреть освобождение от НДС и таможенной пошлины всех субъектов, импортирующих в страну высокотехнологическое оборудование при условии подтверждения уровня его технологичности соответствующим государственным органам". Противоречивость предложений Быковой ярко проявляется в предложении гарантировать права частной собственности, которые исключают "возможность нецивилизованной конфискации и национализации". Какой же белорусский чиновник, таможенник признается в том, что он конфискует товар нецивилизованно? Многие другие предложения действительно разумны, но декларативны. Видимо, Быкова, а вместе с ней и БНПА пытаются предложить модель постепенных косметических корректировок существующей системы. Предлагаемый ею третий путь, как гласит идиома, - это путь в третий мир. Под рынок белорусский социализм не переделаешь. Но рабочие места для "либеральной", но лояльной позиции в органах власти гарантированы.

Впрочем, на фоне многих выступающих Быкова выглядит, как Чубайс на фоне коллег Зюганова. Чего, например, стоит понимание сути предпринимательства Сергеем Заболотцем, председателем комиссии ПП НС по промышленности, ТЭКу, транспорту, связи и предпринимательству: "Предпринимателем является прежде всего государство, выступающее как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в социально-ориентированной рыночной экономике". А вот каким он видит один из ее парадоксов: "...Будучи восприимчивым к использованию достижений научно-технического прогресса, предприниматель не спешит вкладывать средства в осуществление, поскольку научно-технический прогресс в сфере рискованного применения своих значительных средств". Смысл этого выражения доступен только убеленным сединами преподавателям научного коммунизма.

ГОСУДАРСТВО НАРУШАЕТ КОНСТИТУЦИЮ

Депутат ПП НС Юрий Морозов обратил внимание на святая святых любой страны - выполнение положений Основного закона: "Я не собираюсь лоббировать интересы малого или среднего бизнеса. Я выступаю за безусловное выполнение Конституции Беларуси, которая гарантирует равные условия хозяйствования всем людям и фирмам. Вне зависимости от формы собственности, количества занятых, размера капитала, страны регистрации и других факторов. По условиям аренды, условиям получения кредитов, уплаты налогов, доступа к государственных закупкам и многим другим факторам у нас нарушаются конституционные права малого частного бизнеса и сотен тысяч наших граждан. Не выполняя Конституцию, допуская ее произвольную трактовку, республиканские и местные органы власти проводят антигосударственную политику. Ни правительству, ни облисполкомам не будет доверия, если они не только не защищают граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, но часто сами являются главным источником опасности для предпринимательства. Поэтому проблема развития предпринимательства - это не просто экономическая проблема. Это один из главных политических вопросовНормотворчество различных ведомств является одним из главных тормозов развития предпринимательства. Инструкции, распоряжения, приказы, постановления исполкомов, департаментов, министерств и правительства - это то нормативное болото, в котором тонут инициатива и инвестиции. В Беларуси должностная инструкция часто выше Конституции. Думаю, что многие меня поддержат в моем убеждении, что нормативная база нашей страны невыполнима. Она по определению превращает людей в преступников. В подтверждение этому - результаты проверок Комитета госконтроля. Нарушения выявляются в 95-100% случаев. Причем, вне зависимости от формы собственности проверяемых предприятий. В такой ситуации главным является не слово судьи, а бюрократа, клерка, который имеет право раздавать льготы и привилегии, освобождать от обязательств перед бюджетом или карать. В результате Беларусь превратилась в одну большую серую экономику".

ИНВЕСТИЦИИ ПО-БЕЛОРУССКИ

Известный сторонник белорусской экономической модели Сергей Костян предложил простое и понятное решение проблемы инвестиций. "Можно было бы создать славянский банк развития и реконструкции под патронажем Белорусского славянского комитета. При этом привлечь деловых людей из других славянских государств". Уважаемый депутат не мог не вспомнить одного из родоначальников советского предпринимательства - "великого Ленина", который еще в начале XX века говорил, что главное - научиться торговать. Так что во всех бедах можно обвинить братьев-славян, которые по разным причинам не хотят торговать по нашим понятиям и представлениям. Закон, видишь ли, им подавай.

Обменялись мнениями разные люди, так и не поняв друг друга. Интеллигентно прошли слушания. Без истерик и криков. Каждый остался при своем. Со времени предыдущих слушаний прошло более трех лет. Итог - близкий к нулю. Да, кстати, 1 декабря Быкова представит на утверждение палаты рекомендации на тему "О развитии предпринимательства в Республике Беларусь". Мощный документ не менее мощного по своим полномочиям органа. Вот и начали либерализацию.

БОЛЬ И РАДОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Самыми интересными были выступления предпринимателей, которые на своей шкуре испытывают прелести государственной "заботы". Директор ЗАО "Борисовдетспецпродукт" Виктор Хиневич: "В 1995г. мы выкупили три завода: Борисовский молочный, Витебский маслозавод и предприятие по экстракции растительных масел в Старых Дорогах. Что мы имеем сегодня? Белорусско-британское предприятие в Старых Дорогах именем революции национализировано (Домашкевичем) и уже было 22 суда [из стенограммы]… Решением исполкома забрали у нас это предприятие. В Витебске мы внесли инвестиции. Посчитали. Чтобы их вернуть, надо примерно 70 лет… Соответственно мы ушли оттуда. Остался один Борисовский молочный завод, который сегодня специализируется на том, что 70% мороженого всей Минской области производит. Что вы думаете, мороженое в этом году стало дороже российского на 15%".

Несмотря на эти откровения своего коллеги, Ольга Капля, директор частного унитарного предприятия "Купава", констатировала: "В республике сформировано правовое поле и обеспечивается поддержка предпринимательских структур". Это была дань политической корректности. А потом уже пошло от души: "Сшить костюм для торговли мы имеем право без лицензии, а если этот костюм шьем конкретному гражданину Иванову, то мы уже должны иметь лицензию. Кроме того, если учесть, что стоимость лицензии - 15 минимальных зарплат, то это выглядит как дополнительный сбор за разрешение на работу". Капля права: больше 20-30 лицензий не нужно. Но до такой формы поддержки бизнеса в исполнении нынешней власти нам еще надо ждать до 2005-2007гг.

Регистрация новых цен превратилась в чистую формальность. Поменяешь одну букву в артикуле - и все в порядке. Разве спасает потребителей такой подход к ценообразованию? Только головная боль для производителей и торговли. Зато контролерам всех уровней и мастей - раздолье. Понятна боль руководителя: "Неужели не видно, что существующее законодательство ставит на колени тех, кто работает с государством честно, и позволяет уйти в тень и выплачивать зарплату в конвертах тем, кто этого желает"?

Разочаровало выступление Георгия Бадея, президента Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского. Половину времени он посвятил рассказу о своем союзе, "ведущей бизнес-ассоциации", поблагодарив за "высокую трибуну". Экс-министр экономики понадеялся, что слушания в палате помогут людям правильней понять суть предпринимательства, как будто слушания транслировали в прямом эфире, а стенограмму раздавали каждому подписчику "Советской Белоруссии" в виде красочно оформленной брошюры. Бадей указал на чуть ли не единственную сферу, где наше государство стабильно, - принятие нормативных актов. За 2000г. принято 97 законов, 24 декрета, 620 указов - всего 4.750 документов, т.е. в среднем по 13 в день. Кто в состоянии осмыслить такую нормотворческую лавину?

Последствия для бизнеса весьма живописно описал Олег Маховиков, директор ЗАО "Адиполь": "У меня на предприятии 320 работающих. Я вынужден держать 8 бухгалтеров, вооруженных компьютерами. Аналогичное предприятие в Германии, куда мы поставляем нашу продукцию и на котором работают примерно столько же людей, имеет одного бухгалтера, который еще подрабатывает на соседнем малом предприятии. Вот вам издержки производства".
Добавить комментарий
Проверочный код