Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№46 (312) 26 ноября 2001 г. Экономика

"ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕРУНДОЙ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ"

26.11.2001
Ольга ТАРАСЕВИЧ

№ 46 [312] от 26.11.01 - Объявленная в Беларуси либерализация все еще больше похожа на декларацию, поскольку подкреплена весьма ограниченным количеством конкретных шагов. При этом фундаментальная основа реформ - приватизация - якобы в интересах "человека труда" вновь отодвигается в "прекрасное далёко". Такой вывод можно сделать из интервью "БГ" заместителя главы президентской администрации Леонида КОЗИКА.

СПРАВКА "БГ". Леонид Петрович Козик родился 13 июля 1948г. в Борисове. Окончил юридический факультет БГУ (1977г.), БГИНХ (1989г.). Кандидат экономических наук (1997г.), автор более 10 книг и статей по вопросам экономики и права. Заслуженный работник промышленности (1994г.). В 1966-76гг. - токарь, ст. инженер-технолог, секретарь комитета комсомола Борисовского завода автотракторного электрооборудования (БАТЭ). В 1976-77гг. - помощник прокурора Борисова. В 1977-85гг. - председатель профсоюзного комитета БАТЭ. В 1985-90гг. - директор народного предприятия "Борисовская швейная фабрика". Депутат ВС 12-го созыва, член рабочей группы Шаталина-Явлинского по разработке программы "500 дней". В 1995-98гг. - полномочный представитель РБ в межгосударственном экономическом комитете экономического союза СНГ. С февраля 1998г. - заместитель премьер-министра. Ныне - заместитель главы администрации президента РБ. Женат, имеет троих детей. Увлечения: альпинизм, рыбалка, художественная литература.

- В проекте бюджета на следующий год запланировано 39 налогов и сборов. Это и есть обещанное в рамках либерализации снижение налоговой нагрузки?

- Если не иронизировать, а отвечать серьезно, то речь действительно идет о снижении налогов. Хотя этот вопрос затрагивается постоянно, до сих пор не разработаны эффективные методики взимания налогов, позволяющие осуществить поступление средств и сократить количество налогов. Это большая работа для министерств по налогам и сборам, финансов, экономики да и для отраслевых министерств тоже. Надо разработать методологию, позволяющую субъектам хозяйствования быстро начислять налоги, не делать ошибок в расчетах. Количество налогов надо уменьшать, однако пока эту проблему не удается решить так быстро, как того бы хотелось.

- По республиканским и местным налогам у нас существует, кажется, 12 категорий льготников, огромны и полномочия местных органов власти по раздаче льгот. Во сколько обходятся льготы бюджету и как большое количество льготников соотносится с инициативой создания равных условий для всех субъектов хозяйствования?

- Льготы получили субъекты хозяйствования разных форм собственности. Четких подсчетов сегодня, я думаю, нет. Но в один из протоколов встречи президента с правительством было записано, что по итогам года правительство отчитается за каждый конкретный случай предоставления льгот. В соответствии с существующим законодательством, льготы устанавливает президент по представлению правительства. Все материалы попадают сначала к служащим администрации, и в этом месяце пять документов нам пришлось "завернуть", пожелания нескольких сторон были уменьшены. Так что скоро всем придется отчитываться - какие льготы предоставлялись, эффективно ли они использовались. И правительство в ближайшее время сможет сказать, какой эффект принесло экономике предоставление льгот. Цифры, думаю, будут интересные.

- Система возврата НДС работает недостаточно эффективно. Не пора ли нам восстановить границу с Россией, перейдя от политических деклараций к соображениям экономической целесообразности?

- Я не могу сказать, что зачетный метод начисления НДС не играет своей роли, и поддержать вашу идею насчет восстановления границы также не могу. Отсутствие границы - большое достижение, которое нам удалось получить в отношениях пока с одним государством. Вы сядьте в электричку, приедьте в Оршу, откуда идут электрички в Россию, - и люди вам ответят популярно на этот вопрос, и вы сразу забудете про политику.

Что касается экономических интересов. Проводится мониторинг всех товаров, перемещающихся через границу, и по его данным видно: никаких потерь нет ни для России, ни для Беларуси. Мы эти цифры периодически показываем отдельным горячим головам в России, это их успокаивает и снимает все разговоры. Так что могу прямо сказать: рассуждения об убытках для обеих стран - вранье и нагнетание страстей. Баланс соблюдается.

- Оппозиция разработала проект альтернативного бюджета с профицитом. Вы знакомы с этим документом?

- Нет. Не читал. Мне его не присылали.

- А если бы прислали?

- Прочел бы. Хотя есть ли там рациональное зерно - не знаю. При подготовке совещания президента с деловыми кругами я проработал очень много материалов, в т.ч. и оппозиционных газет. И я ничего там не нашел. Во всех оппозиционных газетах одно и то же - все очень плохо. В государственных - картина почти противоположная - все хорошо. Я не нашел рациональной середины и конкретных предложений, не нашел анализа.

- Не будет ли объявленная либерализация политикой для избранных, для узкого круга бизнесменов, чьи интересы и так уже лоббируются?

- Это исключено. Еще во время своей предвыборной кампании президент объявил, что будет проводиться либерализация экономики, и после выборов началась реализация этой программы. Было проведено совещание у президента с участием деловых кругов, на котором высказать свое мнение могли все желающие. Потом началась реализация выработанных на совещании решений. До 1 января мы существенно упростим систему регистрации предприятий, к этому же сроку постараемся сократить количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. На сегодня 165 видов деятельности требуют специального разрешения или лицензии, из них 89 видов внесены постановлениями правительства, 24 - кодексами, 26 - законами, 11 - декретами. Выдачу лицензий осуществляют более 50 министерств и иных госучреждений, подчиненных правительству. Правительство настаивает на том, что надо оставить 45 видов деятельности, подлежащих лицензированию, а остальные 120 будут отменены в течение 6 месяцев. Конечно, с таким подходом мы не можем согласиться, будет так, как сказал президент: останется 10-12 видов, остальные будут сразу же отменены, мы работаем над этим.

Регистрация предприятий значительно упростится. Для производств, которые не требуют промышленной обработки и могут без ущерба для окружающих размещаться в жилом фонде, будет разрешена регистрация по месту жительства.

Уже отменен декрет о внесудебной конфискации собственности, полностью восстановлен судебный порядок изъятия имущества. Это знаковый шаг, подтверждающий, что президент и правительство действительно идут на либерализацию.

Еще одной целью провозглашена амнистия капитала. Прежде всего речь идет о том, чтобы заработал накопленный капитал, находящийся в Беларуси, но по каким-то причинам пока не работающий. По моим подсчетам, таких средств около $1,5 млрд. Эти деньги не вывезены из страны, что является показателем прозрачности источников его получения. Надо укреплять доверие к банковской системе, предоставлять возможности вложить хотя бы $1-2 тыс. с выгодой для населения, заботиться, образно говоря, о прочих небольших ручейках, составляющих финансовую сторону экономики.

Часть белорусских бизнесменов вывезла капитал в Россию и вложила в дело. Сегодня они готовы вернуть деньги в Беларусь при создании благоприятных условий. Такие деньги также должны придти в Беларусь. Следующим пунктом наших расчетов являются деньги, которыми владеют иностранные кампании, готовые инвестировать в нашу экономику. Поэтому, говоря об амнистии капитала, нужно понимать: это не "черные" деньги, которые были украдены и спрятаны до поры до времени. И президент этот момент подчеркнул особо, высказавшись против поступления средств от наркотиков, оружия и прочих криминальных сделок.

- Планируются ли изменения в плане приватизации?

- У нас уже продается достаточно много акций госпредприятий. А что еще у нас приватизировать?

- Убыточные предприятия с изношенными основными фондами - их тоже можно передать в частные руки.

- Государству будет выгодно, если на убыточное предприятие придет частник, не платящий налоги? Никакого интереса здесь нет. Какая разница, кто собственник, если налоги не платятся? Частник еще и людей выгонит с завода.

- Не выгонит. Он - ответственный.

- В любом случае государству придется заботиться о том, чтобы людей сохранить, чтобы предприятия работали, чтобы прибыль была. Это целый комплекс проблем, и решать их надо постепенно.

- Так зачем же так мучаться? Приватизация - решение этих проблем.

- Послушайте, вот вы купите какой-нибудь завод? Нет? Так чего же вы тогда так сильно горюете?

- Просто я не очень понимаю, как либерализация по-белорусски не затронет приватизационных процессов. А в прессе между тем уже появляются списки белорусских предприятий, которые якобы отданы на откуп россиянам.

- У нас есть закон о приватизации - он оговаривает все нормы. Никакой особой приватизации не будет. Никаких списков я не видел, все это из области слухов. Это просто ерунда какая-то. А ерундой правительство не занимается, так и напишите.
Добавить комментарий
Проверочный код