Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (312) 26 ноября 2001 г. Экономика

"ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕРУНДОЙ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ"

26.11.2001
Ольга ТАРАСЕВИЧ

№ 46 [312] от 26.11.01 - Объявленная в Беларуси либерализация все еще больше похожа на декларацию, поскольку подкреплена весьма ограниченным количеством конкретных шагов. При этом фундаментальная основа реформ - приватизация - якобы в интересах "человека труда" вновь отодвигается в "прекрасное далёко". Такой вывод можно сделать из интервью "БГ" заместителя главы президентской администрации Леонида КОЗИКА.

СПРАВКА "БГ". Леонид Петрович Козик родился 13 июля 1948г. в Борисове. Окончил юридический факультет БГУ (1977г.), БГИНХ (1989г.). Кандидат экономических наук (1997г.), автор более 10 книг и статей по вопросам экономики и права. Заслуженный работник промышленности (1994г.). В 1966-76гг. - токарь, ст. инженер-технолог, секретарь комитета комсомола Борисовского завода автотракторного электрооборудования (БАТЭ). В 1976-77гг. - помощник прокурора Борисова. В 1977-85гг. - председатель профсоюзного комитета БАТЭ. В 1985-90гг. - директор народного предприятия "Борисовская швейная фабрика". Депутат ВС 12-го созыва, член рабочей группы Шаталина-Явлинского по разработке программы "500 дней". В 1995-98гг. - полномочный представитель РБ в межгосударственном экономическом комитете экономического союза СНГ. С февраля 1998г. - заместитель премьер-министра. Ныне - заместитель главы администрации президента РБ. Женат, имеет троих детей. Увлечения: альпинизм, рыбалка, художественная литература.

- В проекте бюджета на следующий год запланировано 39 налогов и сборов. Это и есть обещанное в рамках либерализации снижение налоговой нагрузки?

- Если не иронизировать, а отвечать серьезно, то речь действительно идет о снижении налогов. Хотя этот вопрос затрагивается постоянно, до сих пор не разработаны эффективные методики взимания налогов, позволяющие осуществить поступление средств и сократить количество налогов. Это большая работа для министерств по налогам и сборам, финансов, экономики да и для отраслевых министерств тоже. Надо разработать методологию, позволяющую субъектам хозяйствования быстро начислять налоги, не делать ошибок в расчетах. Количество налогов надо уменьшать, однако пока эту проблему не удается решить так быстро, как того бы хотелось.

- По республиканским и местным налогам у нас существует, кажется, 12 категорий льготников, огромны и полномочия местных органов власти по раздаче льгот. Во сколько обходятся льготы бюджету и как большое количество льготников соотносится с инициативой создания равных условий для всех субъектов хозяйствования?

- Льготы получили субъекты хозяйствования разных форм собственности. Четких подсчетов сегодня, я думаю, нет. Но в один из протоколов встречи президента с правительством было записано, что по итогам года правительство отчитается за каждый конкретный случай предоставления льгот. В соответствии с существующим законодательством, льготы устанавливает президент по представлению правительства. Все материалы попадают сначала к служащим администрации, и в этом месяце пять документов нам пришлось "завернуть", пожелания нескольких сторон были уменьшены. Так что скоро всем придется отчитываться - какие льготы предоставлялись, эффективно ли они использовались. И правительство в ближайшее время сможет сказать, какой эффект принесло экономике предоставление льгот. Цифры, думаю, будут интересные.

- Система возврата НДС работает недостаточно эффективно. Не пора ли нам восстановить границу с Россией, перейдя от политических деклараций к соображениям экономической целесообразности?

- Я не могу сказать, что зачетный метод начисления НДС не играет своей роли, и поддержать вашу идею насчет восстановления границы также не могу. Отсутствие границы - большое достижение, которое нам удалось получить в отношениях пока с одним государством. Вы сядьте в электричку, приедьте в Оршу, откуда идут электрички в Россию, - и люди вам ответят популярно на этот вопрос, и вы сразу забудете про политику.

Что касается экономических интересов. Проводится мониторинг всех товаров, перемещающихся через границу, и по его данным видно: никаких потерь нет ни для России, ни для Беларуси. Мы эти цифры периодически показываем отдельным горячим головам в России, это их успокаивает и снимает все разговоры. Так что могу прямо сказать: рассуждения об убытках для обеих стран - вранье и нагнетание страстей. Баланс соблюдается.

- Оппозиция разработала проект альтернативного бюджета с профицитом. Вы знакомы с этим документом?

- Нет. Не читал. Мне его не присылали.

- А если бы прислали?

- Прочел бы. Хотя есть ли там рациональное зерно - не знаю. При подготовке совещания президента с деловыми кругами я проработал очень много материалов, в т.ч. и оппозиционных газет. И я ничего там не нашел. Во всех оппозиционных газетах одно и то же - все очень плохо. В государственных - картина почти противоположная - все хорошо. Я не нашел рациональной середины и конкретных предложений, не нашел анализа.

- Не будет ли объявленная либерализация политикой для избранных, для узкого круга бизнесменов, чьи интересы и так уже лоббируются?

- Это исключено. Еще во время своей предвыборной кампании президент объявил, что будет проводиться либерализация экономики, и после выборов началась реализация этой программы. Было проведено совещание у президента с участием деловых кругов, на котором высказать свое мнение могли все желающие. Потом началась реализация выработанных на совещании решений. До 1 января мы существенно упростим систему регистрации предприятий, к этому же сроку постараемся сократить количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. На сегодня 165 видов деятельности требуют специального разрешения или лицензии, из них 89 видов внесены постановлениями правительства, 24 - кодексами, 26 - законами, 11 - декретами. Выдачу лицензий осуществляют более 50 министерств и иных госучреждений, подчиненных правительству. Правительство настаивает на том, что надо оставить 45 видов деятельности, подлежащих лицензированию, а остальные 120 будут отменены в течение 6 месяцев. Конечно, с таким подходом мы не можем согласиться, будет так, как сказал президент: останется 10-12 видов, остальные будут сразу же отменены, мы работаем над этим.

Регистрация предприятий значительно упростится. Для производств, которые не требуют промышленной обработки и могут без ущерба для окружающих размещаться в жилом фонде, будет разрешена регистрация по месту жительства.

Уже отменен декрет о внесудебной конфискации собственности, полностью восстановлен судебный порядок изъятия имущества. Это знаковый шаг, подтверждающий, что президент и правительство действительно идут на либерализацию.

Еще одной целью провозглашена амнистия капитала. Прежде всего речь идет о том, чтобы заработал накопленный капитал, находящийся в Беларуси, но по каким-то причинам пока не работающий. По моим подсчетам, таких средств около $1,5 млрд. Эти деньги не вывезены из страны, что является показателем прозрачности источников его получения. Надо укреплять доверие к банковской системе, предоставлять возможности вложить хотя бы $1-2 тыс. с выгодой для населения, заботиться, образно говоря, о прочих небольших ручейках, составляющих финансовую сторону экономики.

Часть белорусских бизнесменов вывезла капитал в Россию и вложила в дело. Сегодня они готовы вернуть деньги в Беларусь при создании благоприятных условий. Такие деньги также должны придти в Беларусь. Следующим пунктом наших расчетов являются деньги, которыми владеют иностранные кампании, готовые инвестировать в нашу экономику. Поэтому, говоря об амнистии капитала, нужно понимать: это не "черные" деньги, которые были украдены и спрятаны до поры до времени. И президент этот момент подчеркнул особо, высказавшись против поступления средств от наркотиков, оружия и прочих криминальных сделок.

- Планируются ли изменения в плане приватизации?

- У нас уже продается достаточно много акций госпредприятий. А что еще у нас приватизировать?

- Убыточные предприятия с изношенными основными фондами - их тоже можно передать в частные руки.

- Государству будет выгодно, если на убыточное предприятие придет частник, не платящий налоги? Никакого интереса здесь нет. Какая разница, кто собственник, если налоги не платятся? Частник еще и людей выгонит с завода.

- Не выгонит. Он - ответственный.

- В любом случае государству придется заботиться о том, чтобы людей сохранить, чтобы предприятия работали, чтобы прибыль была. Это целый комплекс проблем, и решать их надо постепенно.

- Так зачем же так мучаться? Приватизация - решение этих проблем.

- Послушайте, вот вы купите какой-нибудь завод? Нет? Так чего же вы тогда так сильно горюете?

- Просто я не очень понимаю, как либерализация по-белорусски не затронет приватизационных процессов. А в прессе между тем уже появляются списки белорусских предприятий, которые якобы отданы на откуп россиянам.

- У нас есть закон о приватизации - он оговаривает все нормы. Никакой особой приватизации не будет. Никаких списков я не видел, все это из области слухов. Это просто ерунда какая-то. А ерундой правительство не занимается, так и напишите.
Добавить комментарий
Проверочный код