Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (305) 08 октября 2001 г. Финансы

НАСЕЛЕНИЕ ГОЛОСУЕТ РУБЛЯМИ: стараниями Нацбанка граждане страны исключены из числа внутренних инвесторов

08.10.2001
Игорь НАЗАРЕНКО

Уже 9 месяцев банковская система страны живет по-новому. С 1 января вступил в силу долго ожидаемый Банковский кодекс. Ждали не потому, что надеялись на решение в одночасье всех проблем, а потому, что мы так устроены: мол, примем хороший закон и заживем по-новому, т.е. хорошо. Но вот выяснилось, что кодекс - так себе, и жить лучше не стали.

Банковский кодекс, несмотря на наличие в нем явных недостатков, можно рассматривать как еще один шаг к внедрению системного подхода к организации банковского сектора страны. И наверняка он будет претерпевать существенные изменения, наполняться новыми определениями и понятиями, с помощью которых станет возможным минимизировать банковские риски. Ведь нынешняя неопределенность толкований различными законами и подзаконными актами отдельных категорий, связанных с банковским делом, освобождала от ответственности (в т.ч. и материальной) недобросовестных заемщиков.

На сегодняшний день основной головной болью Нацбанка являются проблемы с выполнением обязательств перед физическими лицами ликвидируемых банков. Стало совершенно очевидно, что существующие механизмы гарантии возврата вкладов не работают. Выяснилось, что невыполнение банками обязательств и тот же гарантийный фонд защиты вкладов - реальности, существующие в отрыве друг от друга. Осознание этого факта вынудило Нацбанк сократить сумму гарантированного возврата одному вкладчику до эквивалента $1.000. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы рассчитаться за счет средств фонда не то что с вкладчиками банка "Белбалтия" (около $9 млн.), но и с пострадавшими в "Белкомбанке" (около $2 млн.). Недееспособной оказалась и процедура страхования вкладов в страховых компаниях.

НАСЕЛЕНИЕ: ОТКАЗ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ

Итог непродуманных действий Нацбанка - фактическое исключение населения из числа внутренних инвесторов. За 9 месяцев т.г. прирост вкладов населения в ресурсной базе банков не превысил норму 78% годовых по рублям (с 111.124 млн. рублей на начало года до 227.085 млн. рублей - на 1 сентября) и 4,5% в инвалюте (с $255 млн. до $271 млн.). Конечно, можно возразить, что норма прироста рублевых вкладов превышает темпы девальвации рубля и рубль становится более привлекательным по доходности, нежели валютные вклады. Но в данном случае норма увеличения накоплений населения не обеспечивает в той же степени норму сохранения стоимости. И к концу года сохранить положительные темпы прироста рублевых вкладов вряд ли удастся. В частности, мероприятия в рамках программы мониторинга валютного фонда (ПМФ), в т.ч. по либерализации цен и зарплаты в бюджетной сфере и на госпредприятиях, должны обеспечить девальвацию рубля сверх заложенных параметров.

Не последнюю роль в сокращении темпов прироста вкладов населения сыграет введение с 1 января 2002г. норматива адекватности вкладов капитальной базе банков. Уже сегодня некоторые средние и мелкие банки де-факто прекращают прием вкладов. Естественно, население не сможет, забрав вклад в одном банке, тут же разместить его в другом - необходимо время для принятия решения и выбора нового банка. Выбор же предопределен наличием госгарантий по вкладам в системообразующих банках. Таким образом, происходит искусственное укрепление монополии этих банков на рынке страны.

ЦЕНА ГАРАНТИЙ

Формирование монополии в банковском секторе страны не может не тревожить. Эта монополия создается искусственно, а потому достаточно уязвима с точки зрения наступления кризисных явлений. Одно дело декларировать гарантии по выполнению обязательств, и совсем другое - изыскивать источники для выполнения этих гарантий. Ведь ни для кого не секрет, что уже на протяжении нескольких лет ряд банков из числа системообразующих функционирует в режиме специальных нормативов безопасного и ликвидного ведения банковского дела и де-факто не в состоянии выполнять обязательства без господдержки.

По состоянию на 1 сентября, только объемы сомнительных к погашению кредитов превышают созданные по ним резервы в целом по системе на 47.105 млн. рублей. По "Белагропромбанку" превышение составляет 6.736 млн. рублей, "Белвнешэкономбанку" - 18.328 млн. рублей, "Беларусбанку" - 22.239 млн. рублей. В то же время банки, не имеющие поддержки государства, сформировали резервы, покрывающие даже пролонгированные кредиты.

В сегодняшней экономической ситуации банковская система действительно нуждается в господдержке, но именно система, а не отдельные банки. Не стоит формировать у населения иждивенческие настроения, напрочь отбивая желание принимать взвешенные экономические решения самостоятельно.

Таблица

О текущем состоянии банковской системы страны читайте в следующем номере "БГ".
Добавить комментарий
Проверочный код