Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (305) 08 октября 2001 г. Экономика

МОЛОТКОМ ПО ЧАСАМ?

08.10.2001
Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе "Советская Белоруссия" разразилась разгромной статьей о Минском часовом заводе "Луч". Со ссылкой на заместителя начальника управления промышленности Мингорисполкома Александра АХРЕМЧИКА обнародована общая кредиторская задолженность АО "Луч" - свыше 7 млрд. рублей, валютная ссудная задолженность - около $4 млн.

В начале этого года в интервью "БГ" один из крупнейших поставщиков российских часов на белорусский рынок - предприниматель Виталий Лысенков - заявил буквально следующее: "Недалеко то время, когда Минский часовой завод будет продаваться с молотка, в связи с отсутствием средств на модернизацию". В полемику гневно вступило руководство "Луча". Гендиректор Аркадий Степанов в пространном письме в адрес редакции утверждал, что Минский часовой завод - единственный их всех часовых предприятий бывшего СССР, который устоял после развала страны; что завод ежемесячно выпускает около 300 тыс. штук часов; что каталог предприятия насчитывает более 300 моделей; проблема лишь в том, что практически весь объем выпускаемой продукции вывозится за пределы страны. А причина невостребованности "лучевских" часов на отечественном рынке, по мнению Степанова, заключается в захвате рынка дешевыми некачественными часами из стран Юго-Восточной Азии, ввоз которых не контролируется.

По оценке Министерства торговли, доля импортных часов (российских и часов из стран Юго-Восточной Азии ) составляет ныне около 20%. Независимые эксперты полагают, что на самом деле - в 2 раза больше. Однако в стоимостном выражении ситуация обратная - на долю "Луча" и еще четырех белорусских производителей приходится 40%, а 60% - на импортные часы.

Оценивая качество лучевских часов, Виталий Лысенков в уже упомянутом интервью предположил, что "хуже китайских часов могут быть только белорусские", которые не только значительно их дешевле, но и уступают по качеству. Хотя еще в 1992г. его компания занималась поставками белорусских часов на российский рынок, и тогда, по его словам, они "очень неплохо там шли". А сегодня продать белорусские часы на российском рынке практически невозможно: "Белорусские производители, очевидно, пошли по пути наращивания объемов и упрощения, вместо того чтобы улучшать качество".

Между тем, по оценке самого крупного и авторитетного российского журнала "Часовой бизнес", российская часовая промышленность, пережив глубочайший кризис в 1998г., стремительно развивается. По многим предприятиям отрасли (см. таблицу) рост по итогам прошлого года составил более 30%. Оценивая позиции "Луча", эксперты журнала высказываются категорично: "Особняком стоит минский "Луч". Его выпуск уже несколько лет почти "замер" на цифре около 3 млн в 250 тыс. штук в год. Так было и в 1998г., так осталось и после кризиса. Причина, видимо, в том, что "Луч" - как были так и остаются для покупателя самыми доступными отечественными часами и занимают свою стабильную нишу на рынке".

Ныне на складах крупнейшего производителя часов в СНГ скопился 3-месячный запас продукции. До молотка дело еще не дошло, пока идет речь о передаче государству пакета акций дополнительной эмиссии.

О текущей ситуации на предприятии корр. "БГ" беседует с руководителем компании "Часпромсбыт" Виталием ЛЫСЕНКОВЫМ.

- Как мне известно, завод работает сегодня только 3 дня в неделю - по-видимому, часов так много, что их некуда девать. К чему пришел сегодня "Луч" - абсолютно закономерно. Белорусские часы - по-прежнему самые дешевые и самые примитивные на рынке. Появляются иногда новые модели, но... К примеру, в прошлом году "Луч" выпустил якобы новые часы - командирские "Амфибия". Но тут же пошли претензии со стороны российских заводов, потому как "Амфибия" - запатентованный знак Чистопольского часового завода.

Чем дальше завод будет двигаться в этом направлении, производя дешевые и некачественные часы, ситуация не изменится. Да, есть люди, которые покупают только белорусские часы, но это лишь подтверждает то, что наши заводы должны работать над качеством. Но покупают наши часы в основном пожилые люди, и пора бы уже задуматься над перспективой. Какова она, если завод работает для 20-летнего человека, который еще 30 лет будет покупать часы и если ориентируется на 50-летнего, которому через 10 лет вообще ничего не будет нужно?

- Но завод выпускает и модели дорогих часов от $350 до $1000, закупки механизмов для которых осуществлялись за счет валютного кредита.

- Ни один здравомыслящий человек не купит часы за $1000, если на них будет стоять марка "Луч". Заводу нужно было бы использовать средства на модернизацию оборудования, на развитие, а не покупать эти механизмы.

- Почему дорогие часы "Луча" не покупают - из-за цены или непрестижности марки?

- Марка "Луч" никогда и не относилась к числу престижных. Может быть, еще в самом начале им нужно было поменять марку - "Луч-2", "Луч-экстра" и т.д. Потому что уже сформировалось мнение: "Луч" - это самые дешевые часы. И даже если бы они использовали все швейцарские детали до последнего винтика, их все равно не покупали бы. По объемам производства "Луч" действительно остался самым крупным заводом в СНГ, но не по реализации. А российские заводы развиваются, хотя и у них хватает проблем. Но залежей часов на складах, как на нашем "Луче", вы там не найдете.

- Вам приходится общаться с представителями различных российских часовых заводов, как они оценивают качество белорусских часов?

- С усмешкой. Сегодня все российские заводы сотрудничают друг с другом - на складах любого предприятия можно купить часы практически всех заводов. И "лучевские" есть, но берут их очень неохотно. И когда мы пытаемся предложить им по бартеру "Луч" взамен на российские часы, заводы отказываются: мол, у нас со своими часами хлопот хватает. Одно время все говорили: начнем контролировать ввоз китайских часов, и будет все хорошо. С апреля этого года начали требовать сертификат происхождения часов, и... ничего не изменилось. Хлопот, нам, конечно, прибавилось, особенно сложно было первое время, но китайских часов на рынке меньше не стало. Единственное, сертификация сказалась на том, что мы сегодня практически перестали поставлять дорогие часы, слишком много проблем с маленькими партиями таких часов.

- Каков, на ваш взгляд, выход из положения, в котором сегодня оказался "Луч"?

- Заводу нужен хозяин. Весь мир построен на частном бизнесе, но мы же идем собственным путем. Но если бы мне предложили сегодня купить долги завода, я бы еще долго думал, покупать их или нет, потому что, как мне кажется, "Луч" их не отдаст.
Добавить комментарий
Проверочный код