Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (305) 08 октября 2001 г. Экономика

ЧТО УДОБРЯЕМ, ТО И РАСТЕТ

08.10.2001
Ярослав РОМАНЧУК

Данные о работе большинства промышленных концернов и предприятий засекречены. Не потому, что там много гостайн. Часто статус "ДСП" скрывает некомпетентность директоров и элементарные злоупотребления. Возможность знакомиться с первичными документами предприятий имеют разве что контрольные органы. Иногда они приоткрывают завесу тайны, поскольку власти имеют полную информацию о масштабе экономических безобразий, которые творятся на уровне предприятий. Для них доклады Комитета госконтроля служат источником тысяч мелких и крупных крючков, за которые можно "подвесить" практически любого руководителя и добиться его нужного поведения.

"Информационный бюллетень" администрации президента РБ – весьма специфическое издание, наподобие советского журнала "Коммунист". На его страницах чиновники обязаны с определенной периодичностью высказывать свою точку зрения на злобу дня. В данном издании имеет свою трибуну и Комитет госконтроля, который предпочитает не делиться информацией с независимыми изданиями. Многие факты, представленные "государевым оком", весьма интересны. Особенно увлекательно читать результаты проверки госконцернов и предприятий.

"БУМ" И НАОБУМ

Комитет госконтроля проверил "Беллесбумпром". Снижается рентабельность, растут издержки. Беларусь производит все меньше мебели и по более высоким ценам. Половина из 32 деревообрабатывающих и мебельных предприятий не выполнили план за 2000г. Если в начале года на складах было непроданной продукции на 18,8 млрд. рублей, то на 1 июня 2001г. – уже на 33 млрд. Есть проблемы и со сбытом. По итогам 4 месяцев года Минторг и Белкоопсоюз задолжали производителям 1,3 млрд. рублей. Все меньше нравится наша мебель россиянам. В 1997г. мы экспортировали в Россию мебели на $77,5 млн., в 2000г. - на $39,4 млн., а за 5 месяцев 2001г. - на $15,9 млн.

Причины - на поверхности. Белорусское правительство так и не смогло добиться унификации цен на энергоресурсы и сырье на российском и белорусском рынках. По некоторым позициям производства белорусы вынуждены платить в 4,6 дороже, чем россияне. Добавьте сюда грузовые ж/д тарифы на экспортно-импортные перевозки, которые почти в 5 раз выше внутриреспубликанских, износ производственных фондов, который зашкаливает за 75% (на Гродненской мебельной фабрике и "Речицадреве" - свыше 90%), отсутствие инвестиций в разработку новых моделей, а также маркетинговой стратегии.

Мебельщики не чувствуют себя на предприятиях хозяевами. То курсовая разница добивает, то новые налоги вводят, то лицензии снова получать надо, то перерегистрацию проходить, то под посевную с уборочной деньги отдавать, а заодно - на всю социальную инфраструктуру района. Будешь возмущаться, думает директор, "золотой акцией" одарят либо просто контракт разорвут. Когда главным менеджерам дают по рукам за предприимчивость и активность, когда количество заработанных ими лично денег не зависит от объема продаж и прибыльности предприятия, ждать можно только кризиса отрасли и банкротства. По-другому руководить можно, но не в данной системе координат.

"Беллесбумпром" выступает в качестве плохого начальника и посредника одновременно. Из 26 производителей мебели и изделий из древесины только "Пинскдрев", "Молодечномебель" и "Ивацевичидрев" имеют свои торговые дома за пределами страны. И не потому, что данные предприятия входят в концерн, а потому, что ими руководят "продвинутые" менеджеры.

СТРЕЛОЧНИКОВ УВОЛЬНЯЮТ. ПРОБЛЕМЫ И УБЫТКИ ОСТАЮТСЯ

При огромных запасах в Беларуси леса цены на него вроде должны быть доступными для потребителя. Но Минлесхоз имеет свою внутреннюю логику управления белорусским лесным богатством. Поэтому он постоянно увеличивает стоимость древесины для предприятий "Беллесбумпрома". В 1997г. удельный вес древесины на корню в себестоимости продукции лесозаготовок составлял 13,6%. На начало 2001г. - уже 32,7%. Минлесхоз дорегулировал цены до такого уровня, что российское сырье стало дешевле. Так что вслед за белорусскими пивоварами, булочниками и мясниками скоро и мебельщики с лесниками начнут требовать защитить внутренний рынок от российских товаров.

Не помогает мебельщикам и неповоротливая промышленность. Находясь в жестких рамках полуплановой экономики, наши заводы не в состоянии выпускать качественную фурнитуру и мебельные ткани. Удельный вес импортных тканей достигает почти 80%. Можно сколько угодно говорить о восстановлении связей в рамках бывшего Советского Союза, но объяснение надо искать не в национальных особенностях белорусского характера, а в системе мотивации чиновников, которые не являются формальными хозяевами предприятий, но имеют право принимать решения по закупке сырья и сбыту готовой продукции. Руководство концерна "Беллесбумпром" в лице президента Крутого, вице-президентов Веретина, Романовского и Манкевича не в состоянии уследить за всеми подведомственными организациями. Ни один человек в данной системе экономической организации не может избежать решений, которые могут быть интерпретированы контрольными органами как "игнорирование интересов государства и коллектива при сотрудничестве с коммерческими фирмами".

Генеральный директор ОАО "Минскпроектмебель" Барковский был уволен именно за это. Только тщательное расследование и показания инсайдера могут дать ответ на вопрос, можно ли квалифицировать коммерческие решения Барковского как простые ошибки, свойственные любому бизнесмену, или как действия, направленные на канализацию прибыли себе и группе близких ему товарищей. "Минскпроектмебель" получил санкций почти на $150 тыс., а концерн - почти на $350 тыс. Ну рассмотрели вопрос на заседании коллегии Комитета госконтроля с участием членов правительства. Поговорили - и разошлись. Для приличия уволили одного работника, так и не определив глубинные причины экономических правонарушений.

КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ТЫ И ОСТАЛСЯ

Что-то ненормальное заложено в логике поведения чиновников. Сначала государство создает концерн, лишая самостоятельности отдельные госпредприятия, затем предоставляет им различные преференции, наделяет льготами, защищает от импорта. Концерн во многом работает как перераспределительный механизм, как своеобразная барахолка с одним существенным отличием: здесь продавцы и покупатели самостоятельно и добровольно не договариваются об условиях сделки. Потом в механизме случается сбой (по мнению "смотрящего" за барахолкой), и с госпредприятия взимают штрафы в государственную же казну. Вся проблема в том, что деньги берут не с тех, кто привел к потерям, а наказывают невинных людей, которые работают на предприятиях и не подозревают даже, что кто-то из начальства заключил сделку в свою пользу. Загнав предприятия в финансовую кабалу, чиновники проявляют милосердие и... выделяют новые льготы.

В ситуации с "Беллесбумпромом" после кнута последовал пряник: "В связи с тем, что на конкурентоспособность мебельной продукции негативно повлиял рост удельного веса стоимости древесного сырья, Минлесхозу предложено рассмотреть возможность удешевления его отпуска организациям "Беллесбумпрома" и предоставления им товарного кредита в виде древесного сырья". Откуда возьмут деньги и ресурсы предприятия Минлесхоза, не уточняется. Что будет, если заставлять производителей продавать или, точнее сказать, отдавать свой товар по ценам ниже себестоимости, мы уже неоднократно видели: деградация отрасли, отток инвестиций и квалифицированных специалистов, снижение качества продукции. Самое опасное, что в случае с Минлесхозом может быть отдан приказ вырубать подчистую леса, нарушая все экологические нормы. Даже если такого распоряжения не будет, для лесников это может оказаться единственным способом сохранения своих должностей.

В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРВИ ВОДЯТСЯ

Реакция правительства и КГК на действия чиновников не только из "Беллесбумпрома" и "Беллегпрома", но и из других подобных структур во многом не адекватна. Почему никто из них не выступил с требованием рассекретить информацию о финансовом и экономическом состоянии предприятий, о сделках, заключаемых чиновниками и условиях проведения тендеров? В Эстонии каждый гражданин имеет возможность в режиме on-line следить за ходом обсуждения любого нормативного акта. В Швеции каждый человек может свободно получить любой документ, принятый любым госведомством. Декларации о доходах любого человека, получающего зарплату из госказны, – это норма. Прозрачность процесса принятия решений, контроль со стороны СМИ - обязательные элементы рыночной экономики.

В Беларуси превратить существующие концерны в нечто другое невозможно. Есть только один рациональный выход - упразднить их. Какой толк из того, что коллегия КГК "обратила внимание министра промышленности А.Харлапа на невыполнение поручения президента Республики Беларусь об обеспечении отечественных производителей мебели фурнитурой, не уступающей импортным аналогам по качеству и дизайну"? От этого идей у "продвинутой" белорусской промышленности больше не стало. Для многих спецов по-прежнему зазорно выпускать фурнитуру, а не танки и пушки. Только вот на последнее, в отличие от первого, ни в бюджете, ни у людей нет денег. Просто поражает объем полномочий Лукашенко. Ему и до дверных ручек, гаек и крючков есть дело. Президент страны дает поручение выпускать качественную фурнитуру - только вдумайтесь в абсурдность ситуации. Белорусский "челнок" с опытом работы на разных рынках гораздо лучше знает, какую фурнитуру выпускать, чем министр Харлап или президент концерна "Беллесбумпром" Крутой. Только ни один малый бизнес по определению не может развиваться в "неволе" концерна. Эту базовую экономическую истину, к сожалению, никак не могут усвоить старые-новые министры и их вездесущий начальник.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код