Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Тема недели

СТАНЕТ ЛИ ЧЛЕН "ПАРТИИ ЛУКАШЕНКО" ЕЕ МОЗГОМ, или Чем может разродиться новое белорусское правительство

24.09.2001
Ярослав РОМАНЧУК

21 сентября правительство Беларуси в полном составе сперва ушло в отставку и тут же в соответствии с указом президента продолжило исполнение своих обязанностей "до сформирования Совета министров в новом составе".

КУХОННЫЙ ПРОТЕСТ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

елорусский Совмин так и не стал правительством в том смысле, в каком его понимает большинство стран Европы. Так, орган по выполнению приказов первого президента, декоративное институциональное украшение администрации президента. Люди, которых считали "белой костью" Совмина, с 1996г. практически не поменялись. Пересаживание из одного кресла в другое не прибавляет исполнительной власти новых идей, подходов и знаний. Тот, кто осмеливается ломать социалистические стереотипы, объявляется врагом. На публику лишь изредка просачивались слухи: "Ермошин гнет свою линию. Он не боится перечить Лукашенко. Он проявляет невиданную доселе самостоятельность". Как будто до этого премьером был Егор Гайдар, а не невзрачный Сергей Линг, на фоне которого любая своя позиция может показаться чуть ли не бунтом. Публично, в эфире телевидения или со страниц госгазет ни один министр или государственный эксперт не выступил против программы первой пятилетки (1996-2000гг.) и стратегии на вторую (2001-2005гг.). Никто не посмел перечить насилию над законом, частной собственностью, удушению инициативы и использованию силовых структур и судов для экономических и политических разборок.

СВЯЗАНЫ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Прав Лукашенко: правительство полностью разделяет ответственность за проводимую в стране экономическую политику. Совмин не принял ни одного решения, принципиально отличного от указаний Лукашенко. Не стал он и центром по разработке и продвижению рыночных реформ. Авторитет экономической власти в стране и за рубежом не поднял. Условия для привлечения инвестиций и развития предпринимательской инициативы не создал. При этом своими постановлениями Совмин наделал столько "дырок" в налоговом, таможенном и административном законодательстве, что говорить о равных условиях хозяйствования может только отпетый оптимист или твердолобый политрук. Лукашенко нужно было именно это. Поэтому он и заявил, что многие из последнего состава Совмина останутся при своих портфелях. Какой смысл наживать себе несколько десятков врагов, если можно их иметь в качестве покорных, молчаливых и подкормленных союзников? Надо думать, что существует и обратная привязанность. Да, на уровне комитетов, департаментов зреет недовольство, потому что там сосредоточены "рабочие лошадки" режима, творческий потенциал которых уходит на изобретение схем выживания подчиненных отраслей и своих семей. Там работает много профессионалов-государственников, которые тянут лямку административного ресурса, невзирая на смену первых лиц. Спрос на профессионалов вне государственной службы постоянно растет. Ермошину не под силу было остановить исход мозгов из органов власти. Новому премьер-министру предстоит нелегкая задача: не стать козлом отпущения за не свои ошибки, не поссориться с А.Г. и при этом добиться доверия директората и оставшихся в структурах власти государственных служащих. Пожалуй, легче добиться вступления Беларуси в ЕС и НАТО.

МОГИЛЕВСКИЙ СВОЯК

Лукашенко стоит перед нелегким выбором. Можно, конечно, сделать ставку на родственные могилевские души. Но, к сожалению, качественных экономистов, способных разработать и осуществить рыночные реформы в стране, Горецкая сельхозакадемия пока не готовит. Шкловской "экономической школе" будет крайне сложно получить кредит доверия у МВФ, Всемирного банка, правительства России и серьезных инвесторов. Значит, денег с Запада и Востока для жизненно важной реструктуризации не будет. Нельзя сказать, что ставка А.Г. на свояков так уж всем не выгодна. За последние годы сформировался целый ряд фирм, которые обслуживают проекты власти по созданию имиджа всеобщего благополучия. Они готовы перед любой аудиторией говорить о демократичности белорусской власти и замечательном инвестиционном климате. Конечно, не бесплатно, а за льготы, кредиты, квоты и защиту от конкуренции. Кандидатами на премьерство от "могилевских свояков" являются Владимир Коноплев и Петр Прокопович. Именно их фамилии активно обсуждались в кулуарах власти последнюю неделю. Они принадлежат к одной экономической школе - соцпартконъюнктуры. Одинаково преданы А.Г. Почти одинаково удалены от идей либерализма и рыночных реформ. Одинаково не имеют команды для реализации в Беларуси реформ даже по российскому образцу.

СВОЯК ПОЧТИ МИНСКИЙ

Среди кандидатов в премьер-министры многие упоминают имя Александра Козулина. То отдаляемый, то приближаемый ректор БГУ также не отличается последовательными взглядами в области системных экономических реформ. При этом за время работы в БГУ он сумел создать себе достаточно позитивный имидж делового человека, к тому же не стремящегося с кем-либо конфликтовать. Полная публичная поддержка А.Г., превращение БГУ в сильное госпредприятие, жизнедеятельность которого обслуживает много частных структур, - это плата за то, что БГУ выделен отдельной строкой в бюджете страны. Идти на должность премьера без гарантий самостоятельности в принятии решений - сценарий, крайне невыгодный для Козулина. Гарантии могут быть представлены в виде назначения нескольких человек из его команды, перераспределения полномочий в пользу правительства и видоизменение проводимой экономической политики. Надо понимать, что вероятность стать политическим смертником, начав назревшие рыночные реформы, весьма высока. Поэтому А.Г. получит в партнеры Козулина только в том случае, если первый пойдет на уступки второму, а второй получит дополнительные гарантии с Востока и от своей команды. При таком раскладе власти начнется ползучая приватизация по российским или украинским правилам с сильным креном в сторону восточных инвесторов. Через 4 года мы будем иметь легализованные капиталы "новых белорусов", работающих преимущественно на помудревших "новых русских".

МИНСКИЕ НЕСВОЯКИ

Несмотря на кажущиеся разногласия, Лукашенко было бы выгодно иметь в качестве премьера либо Владимира Ермошина, либо Михаила Мясниковича. Первый имеет имидж крепкого хозяйственника, аполитичного прагматика, который смеет иногда возражать высшему начальнику. Ермошин далек от центров либеральной мысли страны, не имеет среди своих советников людей, способных публично отстаивать необходимость системных реформ. Такой козел отпущения выгоднее, чем свояк: и друзей не потеряешь, и вероятность получения кредита доверия повышается.

Отдельная история - Мясникович. Его назначение на пост премьера с последующим громким увольнением через полгода, желательно в наручниках - прекрасная схема для Лукашенко. Напугать начинающую роптать номенклатуру, избавиться от состоятельного, влиятельного чиновника с длинным послужным списком, а заодно создать иллюзию реформ - всего этого можно достигнуть, если экс-глава президентской администрации согласится возглавить Совмин. Еще в начале 90-х он был замечен в поддержке робких рыночных начинаний в рамках тогдашнего правительства. Доктор экономических наук как-никак. Правда, в публичных дебатах по насущным проблемам переходной экономики замечен не был. При этом имидж закоренелого номенклатурщика, способного удержаться при любом начальнике, будет сильно мешать приобретению имиджа реформатора-рыночника. Даже если бы Лукашенко дал ему столько власти, сколько он хотел на посту премьер-министра, дальше российского варианта реформ по Черномырдину периода 1993-97гг. Беларусь бы не пошла.

По большому счету назначение премьер-министра и нового правительства нельзя рассматривать как значимое явление. Лукашенко специально акцентирует столько внимания на этой процедуре. Мол, у меня и парламент есть "независимый", и правительство работает "профессиональное". Чем естественней выглядят декорации, тем легче потом будет найти, а затем наказать очередную партию врагов особого белорусского пути в "светлое прошлое".
Добавить комментарий
Проверочный код