Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Политика

КОАЛИЦИЯ - ВЫХОД

24.09.2001
Отдел политики

В ходе президентских выборов повлиять на административный, силовой, информационный и финансовый ресурс власти объединенная оппозиция так и не смогла. Сказалась многолетняя разобщенность и неумение использовать инструменты влияния.

МНОГО ВОЖДЕЙ И МАЛО ИНДЕЙЦЕВ

Очевидно, что оппозиция должна провести разбор полетов. Работа над ошибками нужна не для того, чтобы устраивать склоки. Конкретные люди и структуры брали на себя ответственность за выполнение определенных заданий. Им был предоставлен кредит доверия широкой гражданской коалиции (ШГК). Им поверили на слово многие фонды и организации, но они не могли прыгнуть выше головы и предотвратить широкомасштабный "слив" выборов. Но важно понять, лучшие ли люди оказались на ключевых постах в штабе Владимира Гончарика, насколько эффективно они работали. Иными словами, сумела ли ШГК использовать весь свой потенциал, или по тем или иным причинам большая его часть осталась не востребованной.

Самым сложным для ШГК во время предвыборной кампании оказалось соединить номенклатурное и демократическое начало. Когда доступ к административному ресурсу был заблокирован, потенциал оппозиционной номенклатуры был практически нейтрализован. А амбиции никуда не делись. Выработанная годами партийно-советской работы привычка не позволяла "вождям" стать простыми "индейцами", тем более под руководством спецов в сфере PR- и избирательных технологий. Многие до сих пор не могут допустить мысли о том, что о них не знают, что за профессиональные советы и экспертную помощь нужно платить, что нужно беспрекословно выполнять чьи-то указания. Из-за отсутствия четкого разделения труда в рамках одной избирательной кампании ШГК наблюдалась путаница в процессе принятия решений.

СБЫВШИЕСЯ ОПАСЕНИЯ

Сбылись предупреждения политтехнологов о том, что "раскрутить" Гончарика будет крайне сложно. Ошибка, которую он совершил, не разогнав в свое время официальные профсоюзы, стоила ему в результате 20-30% голосов избирателей. Рабочие не смогли увидеть, в чем разница между Гончариком-профбоссом и Гончариком - единым кандидатом от оппозиции. Учителя и врачи, сельская интеллигенция и бизнесмены не увидели в человеке, читающим текст по бумажке, лидера, способного на системные, смелые перемены в экономике. Российские полисимейкеры также не увидели в Гончарике надежного партнера, способного работать в современной высокотехнологической манере. Белорусскую провинцию, занятую проблемой выживания, эмоционально не задела проблема исчезнувших людей. Ничего иного для привлечения широких слоев населения Гончарик не предложил. Остались невостребованными сотни фактов и конкретных цифр по коррупции на республиканском и местном уровнях, по "тихой" приватизации прибыльных сфер бизнеса силовыми и административными структурами.

Одна из основных характеристик лидера - умение создавать команду. В конечном счете именно лидер несет всю ответственность за успех или провал кампании. Выход на единого кандидата, формирование широкой гражданской коалиции имели свои издержки. Возможно, дело не только в объективных причинах, но и в том, что сам штаб единого кандидата не верил в его победу. За несколько дней до выборов один из членов команды Гончарика, Виктор Чернов, заявил в интервью Financial Times о том, что шансов на победу у "единого" нет. Одно дело, когда это заявляет независимый аналитик, другое - когда высказывается человек, принимающий активное участие в выстраивании самой кампании. Печально, но аналогичные настроения бытовали у многих членов команды "единого" с самого начала кампании, что, впрочем, не помешало им занять руководящие посты в штабе.

ПРОНАБЛЮДАВШИЕСЯ

Особого анализа требует проведение агитационной кампании, а также попытки отстроить систему независимого наблюдения. Совершенно очевидно, что усилия "Хартии-97" либо оказались невостребованными, либо она просто провалила мероприятия 9 и 10 сентября. Вообще, в ходе всей кампании в глаза бросалось то, что хорошо подготовленные специалисты (в т.ч. за рубежом) оказались не у дел. Приоритет явно отдавался номенклатурным, а не технологичным решениям. Как большую победу разума над амбициями оппозиция представила объединение всех сетей наблюдения в одну. Формально все выглядело замечательно. Но зная, что основной удар власти будет направлен против наблюдения и системы независимого подсчета голосов, действующие общественные структуры не предприняли необходимых шагов для того, чтобы сказать главное: как реально голосовал народ. К сожалению, не были устранены шероховатости между разными структурами наблюдения. Хотя, с другой стороны, правомерно возникает вопрос: было ли вообще реально с имеющимися ресурсами, под огромным прессингом власти, при наличии процедуры досрочного голосования выполнить эту задачу?

единство во имя светлого завтра. или завтрака?

Сегодня на повестке дня политической оппозиции - сохранение единства широкой гражданской коалиции. Одно дело - создать форум, на котором различные политические партии и независимые гражданские объединения имеют возможность координировать свою работу, вырабатывать совместную платформу. Совсем другое - когда речь идет о создании жест-кой структуры с распределением портфелей и созданием бюрократического аппарата. Она, не имея собственных низовых организаций, своей идеологии, будет претендовать на руководство имеющимися структурами. Наверняка не избежать дублирования функций, ужесточения борьбы за ресурсы и конфликтов среди тех, кто считает себя лидером. Создавать движение или партию "За новую Беларусь" для трудоустройства "бывших" нет никакого смысла. Делать новую гражданскую коалицию под политический персонаж, который через 5 лет окажется не в состоянии победить на президентских выборах, - напрасная трата времени и ресурсов. Нельзя, объединяя слабых, получить сильную, авторитетную структуру.

Единство, как и любую другую благородную идею, можно использовать в качестве ширмы для обеспечения завтраками профессиональных строителей ad hoc структур и коалиций. Перед оставшимися сильными политиками и организациями стоят совершенно конкретные задачи: создание низовых структур, работа с учебными заведениями, местными элитными группами, а также конкретными избирателями за их доверие и голоса на выборах. У политических партий будет перспектива, если они пойдут в народ. Кампания по принципу "народ у нас глупый" ни к чему не приведет. "Третьему сектору" и партиям необходимо внутренне очиститься от людей, которые по различным причинам не смогли выполнить взятые на себя обязательства. Гражданская коалиция нужна и для того, чтобы представить свой потенциал, создать нормальную конкуренцию подходов, образовательных программ во имя профессионализации самой оппозиции. Открытая коалиция позволит противодействовать кулуарным играм и дешевому политиканству. Она нужна для поддержки сильных людей и структур, для раскрутки достижений.

Смешно сейчас назначать нового лидера оппозиционной Беларуси. Такого человека сегодня реально нет. Место вакантно. Спрос на сильного, нового политика, на белорусского Путина с элементами харизмы болгарского короля Константина, благородства и самоотречения матери Терезы, с жестким экономическим профессионализмом профессора Бальцеровича очень высок. Наличие таких характеристик в одном человеке практически нереально. Но, как мы знаем из рекламы, жажда - ничто, имидж - все. Насколько белорусская оппозиция позволит себе засохнуть, зависит от ее собственного поведения в ближайшие два-три года.
Добавить комментарий
Проверочный код