Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Экономика

ЮБИЛЕЙ ТАМОЖНИ:грустный праздник неопределившегося ведомства

24.09.2001
Ярослав РОМАНЧУК

№ 37 [303] от 24.09.01 - На прошлой неделе белорусская таможня праздновала свой десятый день рождения. Молодцы, таможенники. Напомнили правительству и Лукашенко, что праздновать независимость - это не только правило хорошего тона, но и престиж ведомства и страны. Но праздник у таможенников получился какой-то грустный. Вроде бы есть повод, но таможенная граница ведь не на замке. И не по воле людей, многим из которых "за державу обидно", а также за своих коллег, про которых Фоменко удачно сказал: "Таможня берет добро".

УШЛИ С ГРАНИЦЫ. ЗАЧЕМ?

Председатель Государственного таможенного комитета Викентий Макаревич по случаю праздника устроил пресс-конференцию, на которой представил формальный отчет о достижениях и проблемах своего ведомства. В 1998-2000гг. таможня выполнила план по внесению платежей в бюджет. В этом году "годовой план выполнен на 62%, в бюджет перечислено 451 млрд. рублей. Это около 27% доходной части бюджета". Сколько дополнительных средств поступило бы в бюджет, если бы у нас была таможенная граница с Россией, Макаревич не уточнил, но не преминул в очередной раз упрекнуть российских партнеров в том, что они пока не ушли с российско-белорусской границы. "На сегодняшний день есть проблемы с таможней у физических лиц и субъектов хозяйствования, которые перемещаются через российско-белорусскую границу. Не столько с белорусской, сколько с российской. Сказать, что эти проблемы вызваны действиями таможенной службы РФ, я не могу. Есть соответствующие распоряжения и ПСМ, которые невозможно выполнить, не выйдя на границу. Это далеко не так. Каждый выполняет указания и распоряжения глав государств и правительств. Мы выполняем. Мы ушли с границы, мы там не стоим. Российская сторона вынуждена иногда чинить препоны". За специфическим красноречием таможенного начальника кроются растерянность и профессиональное бессилие. Видит око, что россияне не собираются уходить с границы, что логично и рационально было бы восстановить паритет в белорусско-российских таможенных отношениях. Но решения такого рода принимаются одним человеком, который, видимо, еще пребывает под эмоциональным воздействием выкопанного в 1995г. вместе с Черномырдиным на границе таможенного столба.

ВКЛАД В ГЛОБАЛИЗАЦИЮ

По мнению Макаревича, таможенные пошлины между Беларусью и Россией унифицированы, "за исключением 70 позиций". Да и те вроде были согласованы. Интересно, что россияне по-прежнему называют совершенно иные цифры по несогласованным позициям (от 1.500 до 3.200). О нетарифных торговых ограничениях говорить вообще не приходится. Такая неразбериха обусловлена "качественной" системой учета и контроля за перемещаемыми товарами, а также существующей системой обмена информацией между Россией и Беларусью. Шеф белорусской таможни описывает ее так: "У нас существует определенная схема контроля за товарами, перемещаемыми через наши государства. Она предполагает обмен бумагами, сообщениями электронной почтой по товарам, следующим через Беларусь в Россию и через Россию в Беларусь. В России и Беларуси создается статистический сборник. Это статистика внешней торговли, и у нас осуществляется определенный обмен информацией, чтобы это издание могло существовать… Вопрос финансирования сложен. Но российская служба нам уже оказала в 1995-96гг. помощь в передаче компьютерной техники. Это вопросы каналов связи. Они оплачивают отдельные каналы связи. Это оказание какой-то помощи в развитии глобальной компьютерной системы. Основа уже заложена". Помните, какие компьютеры были 6 лет назад? 386-е или 486-е машины, которые сейчас можно использовать максимум в качестве печатных машинок для школьников старших классов. Представляете, как работают каналы обмена информации на такой технике? В этом контексте сборник с цифрами по внешней торговле - это тоже мощное оружие против контрабанды.

РАДОСТЬ АВТОМОБИЛИСТАМ. ВРЕМЕННАЯ

Макаревич объявил, что повышения пошлин на автомобили не будет. "Такого поручения правительства мы сегодня не имеем. Ставки пошлин вырабатывает МИД. Конечно, россияне производят свои автомобили… Сегодня для нас эти ставки нормальные… Что касается 7 лет, плохо, что ввозятся машины старые. Конечно, такие ограничения надо делать. Должны они быть даже в целях безопасности водителя, который находится за рулем такой машины. Но повторяю, что сегодня поручения такого нет". Интересно, что безопаснее: 8-летний "Мерседес" или 3-летняя "Лада"? Может, во имя безопасности белорусских водителей и пешеходов, а также ради чистого воздуха следует ввести 200%-ную пошлину на ввоз российских и украинских машин старше 3 лет? Вот так и работает таможня: от поручения к поручению, без определенной стратегии и собственной позиции. Можно легко отстаивать свои позиции по автомобилям, поскольку у нас нет производителей, могущих реально составить конкуренцию россиянам на их рынке. А поток растаможенных в Беларуси автомобилей в Россию можно легко остановить различными нетарифными ограничениями. Это россияне уже давно научились делать. Тем более что еще в августе правительство РФ приняло решение об увеличении импортных пошлин на ввоз автомобилей.

БЕДНЫЕ, ПОЭТОМУ ОПАСНЫЕ

В Беларуси работает 200 пунктов таможенного оформления. При этом растаможить груз за несколько часов могут только единицы. Остальным приходится коротать дни в томительных очередях, теряя время, деньги и нервы. ТАСИС, МАГАТЭ выделили средства на реструктуризацию нескольких таможенных пунктов, но этого катастрофически не хватает. Таможенная инфраструктура Беларуси не готова к работе в рыночных условиях, в режиме открытой торговли. Если начнется либерализация и реформы, таможня будет тем узким местом, которое может застопорить любые позитивные перемены. Поэтому правительство должно в 2-3 раза увеличивать инвестиции в развитие таможенной инфраструктуры, в подготовку профессиональных кадров. Надо понимать, что бедный таможенник - такая же серьезная угроза для белорусской экономики и государственности, как безнаказанно избивающий людей омоновец. 34 уголовных дела в 2000г. и 12 за 8 месяцев 2001г. за коррупцию таможенников – это попытка очистить семью от "уродов", но, сколько волка ни корми…

В бюджете денег на таможню никогда не хватает. Зачем тогда проводить политику, которая блокирует дотации международных фондов и организаций на развитие таможни? Польша, Эстония, та же Литва получили на это приличные деньги. А мы, гордые и бедные, создаем угрозу региональной безопасности. Да, задержали в этом году 23 кг наркотиков, но эффективной такую борьбу с ввозом и транзитом "травки" назвать нельзя.

Россияне подсчитали, что в результате таможенной реформы бюджет может получить дополнительно $15–17 млрд. Осенью Госдума рассмотрит проект нового Таможенного кодекса, поскольку нынешний наносит больше вреда, чем приносит пользы. Белорусских таможенников среди разработчиков этого документа нет. Мы пытаемся унифицировать свою таможенную политику с тем, что россияне собираются выбросить в корзину. Из России в 2000г. "убежало" $11,5 млрд. при объеме иностранных инвестиций $7,9 млрд. Белорусская таможня также не может предотвратить вывоз капитала. От нас, по некоторым оценкам, "убежало" свыше $1 млрд. Но предложений о глубоком реформировании таможни ни в будни, ни на 10-летнем юбилее мы не услышали.

Порядок таможенного оформления грузов в Беларуси должен быть конкурентным по сравнению с соседними странами. Пошлины и нетарифные ограничения должны быть минимальными - на уровне ЕС, а лучше еще проще и меньше. Тогда к нам потянутся товары. Тогда начнут открываться таможенные склады и создаваться новые рабочие места. Тогда туристы перестанут бояться угрюмых сотрудников в голубых мундирах. Улыбка председателя таможенного комитета и простого сотрудника таможни на границе - это часть инвестиционного климата Беларуси. И с первым, и со вторым у нас серьезные проблемы. Однако - с праздником тех, кто работает на таможне, кому "за державу обидно".
Добавить комментарий
Проверочный код