Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Экономика

БОДАЛСЯ ТЕЛЕНОК С ДУБОМ

24.09.2001
Наталья ГРИБ

Газовое предприятие "Белтрансгаз" подало два иска в Хозяйственный суд Минска на Белорусский концерн по материальным ресурсам "Белресурсы". Впервые судятся два госпредприятия такого масштаба - газовый монополист и крупнейший оператор на рынке газовых зачетов. Судятся из-за $5 млн.

Тот, кто знаком с масштабами газовых зачетов, скажет, что это "семечки", а не долги. Но договор дороже денег. Кроме того, и истец, и ответчик "сидят" на картотеке и никак не рассчитаются с бюджетом.

Суть спора в следующем. Концерн "Белресурсы" не заплатил $4,8 млн. "Белтрансгазу" по соглашениям от 19 марта и 25 августа 1999г. И хотя за это время были проведены другие бартерные сделки, истца можно понять. Большей мороки, чем с гениальными снабженцами из "Белресурсов", сложно себе представить. С коммерсантами все просто: не выполнил условия - можешь не приходить. "Белтрансгаз" даже позволяет себе иметь определенные задолженности перед "Итерой" или "Костроматрубинвестом". А вот с "Белресурсами" никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. В цепочке их расчетов задействованы все ключевые министерства России и Беларуси. Ведомственная волокита иногда затягивается на месяцы из-за какого-нибудь одного прокола. А проколы случаются регулярно.

На заседании суда представители концерна в качестве главного аргумента называли его государственную принадлежность, а следовательно, к нему надо относиться снисходительно. Хотя на самом деле неспособность с первого раза грамотно составить договор - признак непрофессионализма. Не стоит прикрывать банальную рассеянность государственной формой собственности.

Суд заседал дважды и склонил стороны к мировому соглашению, которое предусматривает очень жесткую ответственность (вплоть до ареста счетов и описи имущества) ответчика в случае невыполнения условий договора. Долг должен быть возвращен частями до конца года.

У ответчика есть только одна зацепка: мировое соглашение действует "до надлежащего исполнения концерном "Белресурсы" своих обязательств", поэтому и.о. гендиректора концерна Владимир Хрипач может потребовать отсрочки. Хрипач уверен, что все у него получится, поскольку МВД и Минобороны России согласились заказать белорусских овощей и фруктов на RUR 70 млн. ($2,4 млн.). Погашать долг планируется картофелем и яблочным соком.

ВРЕМЯ ДИКТУЕТ ДРУГИЕ СХЕМЫ

В концерне "Белресурсы" работает 700 человек. А то, что практически весь прошлый год поставки продукции по межправительственному соглашению не осуществлялись, здесь объясняют одним: затяжной болезнью Хрипача с июня по октябрь. Но что делали остальные 699 работников? Насколько эффективна система государственных взаимозачетов, если она держится на одном человеке? Хрипач - человек обаятельный, что немаловажно для проведения переговоров в чиновничьих кабинетах Москвы. Однако неспособность грамотно составить контракт, в чем смежники уличают "Белресурсы", нежелание видеть экономическую реальность такой, как она есть, - явные минусы менеджеров среднего звена концерна. Один представитель "Белтрансгаза" в сердцах так и сказала: "Обаяние Хрипача - единственное достоинство "Белресурсов".

Российские коммерсанты используют схемы газовых зачетов с минимумом межправительственных соглашений, зато с гарантией реальной денежной оплаты. Такова практика в цивилизованном мире. Если концерн "Белресурсы" в ближайшее время не найдет пути привлечения живых денег, он подорвет и без того слабое финансовое здоровье белорусских промышленных китов.

В середине сентября спор между "Белтрансгазом" и "Белресурсами" по бухгалтер-ским документам был исчерпан. К 1 августа была списана первая транша задолженности, к 1 сентября вторая - на общую сумму $700 тыс. Сотрудница бухгалтерии "Бел-трансгаза" предположила, что до конца года весь долг будет ликвидирован.

Казалось бы, кто старое помянет, тому глаз вон. Однако, как говорил герой одного известного советского фильма, кто старое забудет - тому два вон. Так вот, никакие схемы, чудесно расписанные Хрипачом, так и не были использованы. Просто были зачтены взаимные требования за поставленную в предыдущие годы технику. Суть этой схемы проста: МТЗ отдавал "Белресурсам" тракторы, а концерн реализовывал их по ценам ниже заводских. Все участники сделки были довольны. А чтобы МТЗ не остался в накладе, из специального компенсационного фонда при Совмине выделялись средства для погашения процентной разницы.

"Белтрансгаз", обязанный погасить "Белресурсам" определенную сумму по данной статье, второй месяц ничего не перечисляет. А "Белресурсы" находятся в сложном финансовом положении. Претензии налоговиков выливаются в одно слово - картотека. Все предпринимаемые "Белресурсами" действия нельзя назвать адекватными, поскольку в рыночной экономике они не принесут прибыли.

Дело в том, что цены на продукцию отечественных заводов неконкурентоспособны на зарубежных рынках. Система госснаба создает иллюзию востребованности белорусской продукции за рубежом. На самом же деле, как только у бюджетных организаций России появился выбор между российским и белорусским, они предпочли смоленский картофель брестскому.

Очевидно, что данная схема применяется вынужденно - она ущербна в расчетах на перспективу. Потому что ни один из двух заинтересованных субъектов хозяйствования не видит живых денег и вынужден платить дополнительные налоги за бартерные схемы. Потому что "Белтрансгаз" уже полгода сидит на картотеке. В сентябре принципиально ничего не изменилось, оплата деньгами идет с большим скрипом даже под нажимом правительственных постановлений. Наконец, потому что все вышеописанное может произойти повторно и никто не застрахует от подобных рисков.

ЧТО ПРОИЗОШЛО

1998г. Страна платит $550 млн. в год за природный газ. Живых денег нет. Долги растут. Как выход из сложного положения разрабатывается бартерная схема. 16 октября премьер-министры Беларуси и России Сергей Линг и Евгений Примаков подписывают межправительственное "Соглашение о частичной оплате задолженности за поставки российского газа продовольствием и материально-техническими ресурсами РБ". Суть схемы заключалась в том, что российский Минфин выделял дополнительные деньги для российских бюджетных организаций под закупку белорусской продукции. "Белресурсы" стали исполнителем соглашения.

Владимир Хрипач поясняет, что к тому моменту, когда "цены и номенклатура товара были уже согласованы в Минфине, Минэкономики и с бюджетными организациями России, произошел дефолт - и за одну ночь цены упали в долларовом эквиваленте в 3-5 раз". Форс-мажор? Однозначно. До подписания соглашения оставалось еще три месяца. Убытки были прогнозируемыми. Но "Белресурсы" не отступили от задуманного. В Москве заключается джентльменское соглашение: белорусскую продукцию поставить на 20% дешевле, чем договаривались первоначально, а "Газпрому" списать пеню с "Белтрансгаза", равную сумме понесенных при поставке убытков.

В этой схеме была своя казуистическая логика. Если брать за точку отсчета отсутствие денег, то авторы схемы были гениями-снабженцами. Заметим, что Вяхирев сдержал-таки слово и списал $26 млн. пени с "Белтрансгаза". Это произошло незадолго до его ухода с поста председателя правления ОАО "Газпром".

А вот у "Белресурсов" вышла накладка. В первой половине 1999г. российские исправительно-трудовые колонии просили сухой картофель (в форме соломки, как в "Макдональдсе", и порошка, из которого делают пюре), однако "Пищевик" (перерабатывающее предприятие в Ганцевичах) не имел сырья, поэтому ограничились зачетом в $1 млн. Во второй половине года "Белресурсы" получили от "Белтрансгаза" искомую сумму ($7,8 млн.) и перечислили ее "Пищевику". Перерабатывающее предприятие отгрузило продуктов питания на $2 млн., и в схеме неожиданно для Хрипача произошел сбой. В итоге $5,8 млн. повисли в воздухе.

На самом деле все было закономерно. Преференции для "Белресурсов" в России не могли быть вечными. Владимир Путин, придя к власти, заставил бюджетные организации соблюдать закон. А в законе о бюджете РФ запрещено использовать товарные платежи в расчетах с бюджетом. 3 января 2000г. Минфин России приостановил дополнительное финансирование из бюджета. Ст. 135 Кодекса о бюджете РФ запрещает увязывать доходную и расходную части, т.е. проводить зачеты через бюджет. Поставки застопорились на целый год.
Добавить комментарий
Проверочный код