Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (303) 24 сентября 2001 г. Экономика

БОДАЛСЯ ТЕЛЕНОК С ДУБОМ

24.09.2001
Наталья ГРИБ

Газовое предприятие "Белтрансгаз" подало два иска в Хозяйственный суд Минска на Белорусский концерн по материальным ресурсам "Белресурсы". Впервые судятся два госпредприятия такого масштаба - газовый монополист и крупнейший оператор на рынке газовых зачетов. Судятся из-за $5 млн.

Тот, кто знаком с масштабами газовых зачетов, скажет, что это "семечки", а не долги. Но договор дороже денег. Кроме того, и истец, и ответчик "сидят" на картотеке и никак не рассчитаются с бюджетом.

Суть спора в следующем. Концерн "Белресурсы" не заплатил $4,8 млн. "Белтрансгазу" по соглашениям от 19 марта и 25 августа 1999г. И хотя за это время были проведены другие бартерные сделки, истца можно понять. Большей мороки, чем с гениальными снабженцами из "Белресурсов", сложно себе представить. С коммерсантами все просто: не выполнил условия - можешь не приходить. "Белтрансгаз" даже позволяет себе иметь определенные задолженности перед "Итерой" или "Костроматрубинвестом". А вот с "Белресурсами" никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. В цепочке их расчетов задействованы все ключевые министерства России и Беларуси. Ведомственная волокита иногда затягивается на месяцы из-за какого-нибудь одного прокола. А проколы случаются регулярно.

На заседании суда представители концерна в качестве главного аргумента называли его государственную принадлежность, а следовательно, к нему надо относиться снисходительно. Хотя на самом деле неспособность с первого раза грамотно составить договор - признак непрофессионализма. Не стоит прикрывать банальную рассеянность государственной формой собственности.

Суд заседал дважды и склонил стороны к мировому соглашению, которое предусматривает очень жесткую ответственность (вплоть до ареста счетов и описи имущества) ответчика в случае невыполнения условий договора. Долг должен быть возвращен частями до конца года.

У ответчика есть только одна зацепка: мировое соглашение действует "до надлежащего исполнения концерном "Белресурсы" своих обязательств", поэтому и.о. гендиректора концерна Владимир Хрипач может потребовать отсрочки. Хрипач уверен, что все у него получится, поскольку МВД и Минобороны России согласились заказать белорусских овощей и фруктов на RUR 70 млн. ($2,4 млн.). Погашать долг планируется картофелем и яблочным соком.

ВРЕМЯ ДИКТУЕТ ДРУГИЕ СХЕМЫ

В концерне "Белресурсы" работает 700 человек. А то, что практически весь прошлый год поставки продукции по межправительственному соглашению не осуществлялись, здесь объясняют одним: затяжной болезнью Хрипача с июня по октябрь. Но что делали остальные 699 работников? Насколько эффективна система государственных взаимозачетов, если она держится на одном человеке? Хрипач - человек обаятельный, что немаловажно для проведения переговоров в чиновничьих кабинетах Москвы. Однако неспособность грамотно составить контракт, в чем смежники уличают "Белресурсы", нежелание видеть экономическую реальность такой, как она есть, - явные минусы менеджеров среднего звена концерна. Один представитель "Белтрансгаза" в сердцах так и сказала: "Обаяние Хрипача - единственное достоинство "Белресурсов".

Российские коммерсанты используют схемы газовых зачетов с минимумом межправительственных соглашений, зато с гарантией реальной денежной оплаты. Такова практика в цивилизованном мире. Если концерн "Белресурсы" в ближайшее время не найдет пути привлечения живых денег, он подорвет и без того слабое финансовое здоровье белорусских промышленных китов.

В середине сентября спор между "Белтрансгазом" и "Белресурсами" по бухгалтер-ским документам был исчерпан. К 1 августа была списана первая транша задолженности, к 1 сентября вторая - на общую сумму $700 тыс. Сотрудница бухгалтерии "Бел-трансгаза" предположила, что до конца года весь долг будет ликвидирован.

Казалось бы, кто старое помянет, тому глаз вон. Однако, как говорил герой одного известного советского фильма, кто старое забудет - тому два вон. Так вот, никакие схемы, чудесно расписанные Хрипачом, так и не были использованы. Просто были зачтены взаимные требования за поставленную в предыдущие годы технику. Суть этой схемы проста: МТЗ отдавал "Белресурсам" тракторы, а концерн реализовывал их по ценам ниже заводских. Все участники сделки были довольны. А чтобы МТЗ не остался в накладе, из специального компенсационного фонда при Совмине выделялись средства для погашения процентной разницы.

"Белтрансгаз", обязанный погасить "Белресурсам" определенную сумму по данной статье, второй месяц ничего не перечисляет. А "Белресурсы" находятся в сложном финансовом положении. Претензии налоговиков выливаются в одно слово - картотека. Все предпринимаемые "Белресурсами" действия нельзя назвать адекватными, поскольку в рыночной экономике они не принесут прибыли.

Дело в том, что цены на продукцию отечественных заводов неконкурентоспособны на зарубежных рынках. Система госснаба создает иллюзию востребованности белорусской продукции за рубежом. На самом же деле, как только у бюджетных организаций России появился выбор между российским и белорусским, они предпочли смоленский картофель брестскому.

Очевидно, что данная схема применяется вынужденно - она ущербна в расчетах на перспективу. Потому что ни один из двух заинтересованных субъектов хозяйствования не видит живых денег и вынужден платить дополнительные налоги за бартерные схемы. Потому что "Белтрансгаз" уже полгода сидит на картотеке. В сентябре принципиально ничего не изменилось, оплата деньгами идет с большим скрипом даже под нажимом правительственных постановлений. Наконец, потому что все вышеописанное может произойти повторно и никто не застрахует от подобных рисков.

ЧТО ПРОИЗОШЛО

1998г. Страна платит $550 млн. в год за природный газ. Живых денег нет. Долги растут. Как выход из сложного положения разрабатывается бартерная схема. 16 октября премьер-министры Беларуси и России Сергей Линг и Евгений Примаков подписывают межправительственное "Соглашение о частичной оплате задолженности за поставки российского газа продовольствием и материально-техническими ресурсами РБ". Суть схемы заключалась в том, что российский Минфин выделял дополнительные деньги для российских бюджетных организаций под закупку белорусской продукции. "Белресурсы" стали исполнителем соглашения.

Владимир Хрипач поясняет, что к тому моменту, когда "цены и номенклатура товара были уже согласованы в Минфине, Минэкономики и с бюджетными организациями России, произошел дефолт - и за одну ночь цены упали в долларовом эквиваленте в 3-5 раз". Форс-мажор? Однозначно. До подписания соглашения оставалось еще три месяца. Убытки были прогнозируемыми. Но "Белресурсы" не отступили от задуманного. В Москве заключается джентльменское соглашение: белорусскую продукцию поставить на 20% дешевле, чем договаривались первоначально, а "Газпрому" списать пеню с "Белтрансгаза", равную сумме понесенных при поставке убытков.

В этой схеме была своя казуистическая логика. Если брать за точку отсчета отсутствие денег, то авторы схемы были гениями-снабженцами. Заметим, что Вяхирев сдержал-таки слово и списал $26 млн. пени с "Белтрансгаза". Это произошло незадолго до его ухода с поста председателя правления ОАО "Газпром".

А вот у "Белресурсов" вышла накладка. В первой половине 1999г. российские исправительно-трудовые колонии просили сухой картофель (в форме соломки, как в "Макдональдсе", и порошка, из которого делают пюре), однако "Пищевик" (перерабатывающее предприятие в Ганцевичах) не имел сырья, поэтому ограничились зачетом в $1 млн. Во второй половине года "Белресурсы" получили от "Белтрансгаза" искомую сумму ($7,8 млн.) и перечислили ее "Пищевику". Перерабатывающее предприятие отгрузило продуктов питания на $2 млн., и в схеме неожиданно для Хрипача произошел сбой. В итоге $5,8 млн. повисли в воздухе.

На самом деле все было закономерно. Преференции для "Белресурсов" в России не могли быть вечными. Владимир Путин, придя к власти, заставил бюджетные организации соблюдать закон. А в законе о бюджете РФ запрещено использовать товарные платежи в расчетах с бюджетом. 3 января 2000г. Минфин России приостановил дополнительное финансирование из бюджета. Ст. 135 Кодекса о бюджете РФ запрещает увязывать доходную и расходную части, т.е. проводить зачеты через бюджет. Поставки застопорились на целый год.
Добавить комментарий
Проверочный код